?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нам знакомо иное рвение

Юность, за недостатком опыта, живет в придуманном мире. И никто не запечатлел его для вечности лучше, чем Марина Цветаева.


Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…


Только в юности мы можем вынести тот накал страстей, каким нагружена ее поэзия. Пожалуй, еще ранний Маяковский был способен на подобное – то-то Цветаева относилась к нему с симпатией: угадывала родственную душу.

И если сердце, разрываясь,
Без лекаря снимает швы, –
Знай, что от сердца – голова есть,
И есть топор – от головы...

Этот топор, столь неожиданно возникающий в таком контексте, в конце концов обернулся петлей.

У некоторых пишущих бывает особое пристрастие к той или иной части речи: у Хемингуэя это – глагол, у Набокова – прилагательное, а у Цветаевой – существительное:

Рябину рубили зорькою.
Рябина – судьбина горькая.
Рябина – седыми спусками...
Рябина! Судьбина русская.

Кроме Цветаевой, ни один поэт не написал прозы того же уровня, что и стихи (разве что Бунин, но его мы и не числим по этому ведомству – а зря!). В цветаевской прозе нет ритмического строя, как в экспериментах Андрея Белого, но есть та же концентрация энергии, что и в ее поэзии. Одно время в юности я думала, что это – вообще лучшее, что написано по-русски :)

Тогда я знала наизусть множество ее стихов, но сейчас я почему-то редко их вспоминаю – хотя они и не стали нисколько хуже.



Этой фотографии я никогда прежде не видела, нашла ее вот в этом фильме. Тут придуманный мир еще манит :)

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

  • Нигде кроме

    Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась…

Comments

( 65 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Apr. 11th, 2017 05:30 pm (UTC)
Бунин одним своим последним стихотворением прочно вошел в высшую лигу русской поэзии.

А вот прозу Цветаевой не читал.. Что посоветуете?
egovoru
Apr. 11th, 2017 10:54 pm (UTC)
А что же это за последнее бунинское стихотворение? Я не очень хорошо знаю его поэзию, но некоторые образцы кажутся мне весьма заслуживающими внимания. Например, "Здесь, в старых переулках за Арбатом", знаменитое "Одиночество" или "Черный бархатный шмель".

Что же касается цветаевской прозы, то трудно посоветовать что-то конкретное, потому что все ее прозаические вещи, в сущности, представляют собой части одного и того же сочинения мемуарно-биографического характера. Попробуйте, например, "Мой Пушкин" или "Дом у Старого Пимена". Вот, например, на этом сайте собрано много ее прозаических произведений. Не могу предугадать, понравится ли Вам: некоторые находят ее прозу чересчур эмоционально насыщенной.

Edited at 2017-04-11 11:01 pm (UTC)
hyperboreus
Apr. 12th, 2017 08:44 am (UTC)
Предсмертное..
Ледяная ночь, мистраль
(Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.

Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да бог.

Знает только он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю...
Холод, блеск, мистраль.
Re: Предсмертное.. - egovoru - Apr. 12th, 2017 12:04 pm (UTC) - Expand
Re: Предсмертное.. - egovoru - Apr. 12th, 2017 11:55 pm (UTC) - Expand
Re: Предсмертное.. - hyperboreus - Apr. 13th, 2017 09:47 am (UTC) - Expand
Re: Предсмертное.. - egovoru - Apr. 13th, 2017 12:17 pm (UTC) - Expand
Re: Предсмертное.. - hyperboreus - Apr. 13th, 2017 12:40 pm (UTC) - Expand
dr_eburg
Apr. 13th, 2017 07:56 pm (UTC)
Поэт Бунин настолько же откровенно слаб, насколько велик и непревзойдён Бунин-прозаик.
hyperboreus
Apr. 13th, 2017 10:13 pm (UTC)
Расхожее мнение, к реальности, к счастью, не имеющее никакого отношения.
(no subject) - dr_eburg - Apr. 13th, 2017 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 14th, 2017 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 14th, 2017 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 14th, 2017 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 14th, 2017 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 15th, 2017 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 15th, 2017 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 15th, 2017 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_eburg - Apr. 14th, 2017 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 14th, 2017 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2017 02:30 pm (UTC) - Expand
egovoru
Apr. 13th, 2017 11:28 pm (UTC)
Да, многие почему-то считают Бунина слабым поэтом (на что он при жизни страшно обижался), но мне некоторые его стихи очень нравятся:

Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить :)
(no subject) - dr_eburg - Apr. 13th, 2017 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2017 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2017 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_eburg - Apr. 22nd, 2017 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2017 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_eburg - Apr. 22nd, 2017 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2017 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_eburg - Apr. 22nd, 2017 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 22nd, 2017 07:10 pm (UTC) - Expand
tarnegolet
Oct. 9th, 2017 05:34 am (UTC)
Согласна!
(no subject) - egovoru - Oct. 9th, 2017 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tarnegolet - Oct. 9th, 2017 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 9th, 2017 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tarnegolet - Oct. 9th, 2017 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 10th, 2017 12:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tarnegolet - Oct. 10th, 2017 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 10th, 2017 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - tarnegolet - Oct. 10th, 2017 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 10th, 2017 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tarnegolet - Oct. 10th, 2017 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_eburg - Oct. 9th, 2017 02:39 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Apr. 12th, 2017 02:29 am (UTC)
Мы всю жизнь живем в придуманных мирах, наряжая смысловую пустоту Мироздания в рожденные нами в ходе Эволюции смыслы. Просто в детстве это одни смыслы, в юности - другие, в зрелом возрасте - третьи.
egovoru
Apr. 12th, 2017 12:06 pm (UTC)
"Мы всю жизнь живем в придуманных мирах"

Да, это, конечно, так. Но мне кажется, что, чем дольше мы живем, тем больше эти миры подвергаются коррекции со стороны реальности, разве нет? В детстве-юности мы все же больше опираемся на опыт родителей и воспитателей, и лишь позже у нас появляется собственный.
(no subject) - alex_new_york - Apr. 12th, 2017 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2017 11:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Apr. 13th, 2017 03:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2017 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Apr. 13th, 2017 04:18 pm (UTC) - Expand
Alex Krylov
Apr. 12th, 2017 07:28 am (UTC)
Я думаю, что реальность придумана для оправдания своих слабостей. И чем слабее человек, тем больший он реалист.

"Будьте реалистами - требуйте невозможного"



Edited at 2017-04-12 07:28 am (UTC)
egovoru
Apr. 12th, 2017 11:08 am (UTC)
На это утверждение трудно как-то реагировать, не оговорив предварительно, что имеется в виду под "реальностью". Я имела в виду смысл самый житейский: у ребенка мало жизненного опыта, и он восполняет его воображением. Цветаева кажется мне детско-юношеским поэтом, вероятно, потому, что у нее очень много стихов и прозы именно о раннем периоде жизни.
(no subject) - Alex Krylov - Apr. 12th, 2017 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2017 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Apr. 12th, 2017 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2017 11:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Apr. 13th, 2017 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2017 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Apr. 14th, 2017 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 14th, 2017 12:16 pm (UTC) - Expand
annutta_12
Apr. 12th, 2017 11:30 am (UTC)
Вы очень хорошо написали о поэзии и прозе Цветаевой, мне все это очень близко. Тоже с восторгом, свойственным юности, читала ее стихи и повести, учила стихи наизусть, повторяла их про себя... И стихи живут во мне, они стали частью моей личности, но уже не смысл даже важен, а пережитые мной чувства.
egovoru
Apr. 12th, 2017 12:02 pm (UTC)
"уже не смысл даже важен, а пережитые мной чувства"

Совершенно верно: такие стихи - как альбом со старыми фотографиями :) В этом смысле мне очень понравилась книжка Петра Вайля "Стихи про меня" - это как раз такая попытка проследить моменты личной встречи с тем или иным стихотворением. Главное, что там у него почти все стихи - стихи и про меня тоже :)

Не знаю, читали ли Вы ее? Если нет - очень рекомендую: по-моему, это отлично написано. У него там есть главы как раз про "Генералов 12 года", а еще про "Тоску по родине".

Вот, например, он пишет: "Перевертыш идеи рыцарства, трубадурства: Марина Цветаева сама — рыцарь."

И в главе о Высоцком: "Маяковскому пришлось строить из стихов лесенку, чтобы обратить внимание на разрыв с традицией. Цветаева изломала строки анжамбеманами, понаставила между всеми словами тире — так, что ее стихи узнаются издали по гра­фике. Они двое — по страстному драйву — предте­чи Высоцкого в XX веке."
annutta_12
Apr. 13th, 2017 10:12 am (UTC)
Да, вот эти слова мне нравятся ""Перевертыш идеи рыцарства, трубадурства: Марина Цветаева сама — рыцарь."

Спасибо большое за рекомендацию книги, я её не читала. Но вот с тем, что Маяковский и Цветаева - предтечи Высоцкого, я не согласна. Настолько самобытно творчество каждого, и идёт изнутри поэта, из самой глубины существа, мне кажется, они друг друга необязательно и читали.

Подытоживая нашу дискуссию,- мне думается, что все же нам совсем не нужны категории "нравится" или "не нравится" для объяснения своего отношения к творчеству того или иного поэта. В юности-может быть, да, а сейчас столько всего накопилось...
(no subject) - egovoru - Apr. 13th, 2017 12:08 pm (UTC) - Expand
tarnegolet
Oct. 9th, 2017 05:33 am (UTC)
Спасибо, очень хорошо написано.

А у Бунина стихи скучные и банальные (за редким исключением), в отличие от прозы :))
( 65 comments — Leave a comment )