?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Без них идет кино

Только недавно узнала, что автор этих слов – Евгений Винокуров. У родителей была магнитофонная запись – я под нее выросла. Может, потому я и сейчас думаю, что лучше не скажешь?




У рояля – автор музыки, Андрей Эшпай, тоже воевавший и потерявший на фронте брата; жили они как раз на Бронной – правда, Большой.
Но с Винокуровым он в тот момент не был знаком – номер «Нового мира»
с этими стихами ему принес Бернес

Бернес же потребовал вставить и новый последний куплет, вроде бы написанный Вадимом Сикорским, который у Винокурова звучал иначе:

Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой.

Мне этот вариант нравится больше – я слышу в нем нечто ломоносовское.

Posts from This Journal by “война” Tag

  • Топчи их рай, Аттила

    Текущие новости и так заставляют задуматься, а тут еще уважаемый dmatveev напомнил о книге, которую я давно собиралась прочесть,…

  • "La grande illusion"

    Если бы проводили конкурс на самый неправдоподобный фильм о войне, я бы отдала первый приз этому шедевру Жана Ренуара, производства 1937 года. По…

  • Мундир, один мундир

    Комментарий уважаемого antonrai к моему предыдушему размышлению о природе человеческой воинственности заставил меня задуматься.…

Comments

( 73 comments — Leave a comment )
mary_spiri
May. 9th, 2017 06:19 am (UTC)

Мой любимый отчим напевал эту песню иногда. Он до подросткового возраста  был запевалой детского хора на радио, потом голос сломался, получился баритон, как у Бернеса,  и слух естественно никуда не делся. Я очень любила прислушиваться к тому, что он пел. С праздником!

egovoru
May. 9th, 2017 12:39 pm (UTC)
Спасибо, тебя тоже с праздником!

В моей ленте прекрасно написали о том, как, увы, по-разному его понимают :( Я думаю, что, может быть, стоило бы переименовать его во что-нибудь вроде американских Memorial Day или Veteran's day...
(no subject) - mary_spiri - May. 9th, 2017 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - May. 9th, 2017 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 9th, 2017 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - May. 9th, 2017 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 9th, 2017 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - May. 10th, 2017 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2017 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 10th, 2017 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2017 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 10th, 2017 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 11th, 2017 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 11th, 2017 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 11th, 2017 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 11th, 2017 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 12th, 2017 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 12th, 2017 02:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2017 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - May. 10th, 2017 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2017 11:58 am (UTC) - Expand
gomazkov
May. 9th, 2017 07:23 am (UTC)
Но для песни новый финал лучше: Бернес прав - он в этом понимал.
egovoru
May. 9th, 2017 12:36 pm (UTC)
Да, наверное, так. Кроме того, если лампа уже "пылает", то и своду "пылать" - как-то чересчур. Если сильно придираться, то мне не нравится и "Одни в пустой квартире": из контекста понятно, что каждая из матерей сидит одна в своей квартире, а не они вместе в одной и той же квартире, но звучит это все же несколько неуклюже. Зато первые четыре строчки, при всей их простоте - гениальны, равно как и три, начиная с той, что у меня в заглавии (первая в том четверостишии - чисто техническая необходимость), и еще то, что свет лампы - именно "воспаленный".

Кстати, первые строчки Винокуров якобы тоже переделал для песни, но я не нашла, что именно у него там было первоначально. Не про польских же пионеров?

Это не тот поэт, которого я читала в юности, а сейчас уже слишком поздно, но уже одно это стихотворение - большая удача. А Вы знакомы с другими его стихами? Что они собой представляют?
gomazkov
May. 9th, 2017 12:41 pm (UTC)
Ну да, грамматически правильно, конечно: "Одни в пустых квартирах", но поэзии дозволено больше, - вспомнить хотя бы пресловутое: "тоненький бисквит ломая, тончайших пальцев белизна" - и тавтология, и несогласование.
Винокуров - поэт не из первых, но настоящий, по-моему. Например:

Итак, всё кончено. Я выжил.
Обмотки. В недрах вещмешка
Буханка. В тряпке соль. Я вышел,
Держась за притолку слегка.

Я приобрёл за две недели
Те утончённые черты,
Что, может быть, и в самом деле
Уже сильнее красоты.

Страданье, что огромным было,
Раздумьем тронуло чело.
Оно подглазья углубило,
У рта морщины провело.

Как тень, стоял я еле-еле...
Душа, где ты была дотоль?
Её я чуял ясно в теле,
Как хлеб в мешке, как в тряпке соль.
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2017 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - niktoinikak - May. 17th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 17th, 2017 11:06 pm (UTC) - Expand
niktoinikak
May. 17th, 2017 06:18 pm (UTC)
Да. Дело в том, что песня обьективно - дерьмо. Вместо сухой полынной горечи стиха Е М(далеко не лучшего у него, даже на военную тему - Глаза, Не помню его, не говоря уже о Небе - бесконечно выше) - сладенький сироп-компот музыки. И потому Бернес - исполнитель дрянной, бездарный(Господи, как он испоганил гениальную Хату), но тонко чувствовавший аудиторию - недаром у него такая популярность - при его то бездарности и безголосии - поступил правильно, настояв на замене гениальной последней строфы - сладенькой диабетной мочой.
(no subject) - egovoru - May. 17th, 2017 11:10 pm (UTC) - Expand
Или вот, например: - niktoinikak - May. 18th, 2017 01:11 am (UTC) - Expand
steblya_kam
May. 9th, 2017 08:45 am (UTC)
Мне интересно было бы узнать реакцию немосквичей на эту песню. Цепляет ли она их по-настоящему? (Спрашиваю потому, что немосквичка сама).
nata_lyta
May. 9th, 2017 09:08 am (UTC)
меня в детстве особенно цепляло - тем, что я до конца не могла понять, про что это, но чувствовала, что всё - правда... слушая, я каждый раз грустновато задумывалась о непонятном, но настоящем.
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2017 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 10th, 2017 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2017 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 11th, 2017 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - niktoinikak - May. 17th, 2017 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 20th, 2017 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - niktoinikak - May. 20th, 2017 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 22nd, 2017 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - niktoinikak - May. 17th, 2017 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 17th, 2017 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 20th, 2017 03:33 am (UTC) - Expand
egovoru
May. 9th, 2017 12:24 pm (UTC)
Ответ - да: мы именно жили тогда не в Москве. Я помню, что меня поразили названия улиц - наша называлась улица Ленина, а вокруг были улица Володарского, улица Урицкого...
(no subject) - steblya_kam - May. 10th, 2017 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2017 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - May. 11th, 2017 08:04 am (UTC) - Expand
anna_bpguide
May. 9th, 2017 11:13 am (UTC)
С первого прослушивания лет тридцать назад мучает вопрос - за кого их подруги замуж-то вышли?
egovoru
May. 9th, 2017 12:07 pm (UTC)
Некоторые все же вернулись с войны, не все же там полегли?
anna_bpguide
May. 9th, 2017 07:41 pm (UTC)
Вот бабушка моя как раз вышла.

У строчки этой интонация беспроблемная: "давно замужем"... Но фон-то был другой: "до замужества стали вдовами".
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2017 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - May. 10th, 2017 05:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 10th, 2017 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - May. 10th, 2017 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 11th, 2017 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - May. 11th, 2017 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 11th, 2017 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - niktoinikak - May. 17th, 2017 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - May. 18th, 2017 07:08 am (UTC) - Expand
dinamik67
May. 9th, 2017 12:37 pm (UTC)
Песня очень душевная, как и все песни Бернеса, но я как москвич всегда не понимал, где же это могла жить мама Витьки с Моховой. Там ведь нету гражданских домов. Одни госучреждения.
egovoru
May. 9th, 2017 12:49 pm (UTC)
Во времена нашего с Вами детства никакой Моховой вообще не было - ведь в 1961 ее включили в состав проспекта Маркса. Массовое выселение народа в спальные районы началось только в 60-е, когда эти районы построили, а до войны люди жили в коммуналках в центре. Сам Винокуров жил, правда, не на Моховой, а где-то в арбатских переулках, как Окуджава.
dinamik67
May. 9th, 2017 12:53 pm (UTC)
Так вот и не могло быть на бывшем Проспекте Маркса никаких коммуналок. С одной стороны Кремль и Манеж, с другой Университет Ломоносова (старое здание) и всякие госучреждения, таже Библиотека Ленина. Мне самому было бы интересно разобраться, для рифмы Моховая была введена или как.
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2017 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - May. 9th, 2017 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 9th, 2017 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - May. 9th, 2017 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - May. 9th, 2017 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2017 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - May. 9th, 2017 11:23 pm (UTC) - Expand
( 73 comments — Leave a comment )