?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Среди когнитивных ошибок, описанных Канеманом и Тверски, не последнее место занимает «страх потери»loss aversion»): то обстоятельство, что утрата пяти монет огорчает нас больше, чем радует их приобретение. Кажется, подобная асимметрия восприятия обнаруживается и совсем в другой области.




Руфус Сьюэлл (Петруччо) и Ширли Хендерсон (Катарина) в фильме «Укрощение строптивой: Шекспир на новый лад» (2005)

В сообществе любителей британского кино я разместила пост о фильме, кадр из которого показан на фото. Пост из трех абзацев: в двух я похвалила работу Сьюэлла, в одном – отругала работу Хендерсон. И что же вы думаете? На похвалу не откликнулся никто – зато за критику я получила по первое число от поклонников актрисы :(

Выходит, на критику того, что нам нравится, мы реагируем гораздо болезненнее, чем на похвалу того, что нам не нравится. Потому что, если кто-то восхищается тем, что мы сами сочли ерундой, мы (про себя) думаем: ну да, что же с него, дремучего, взять? А вот если кто-то ругает то, от чего мы сами в восторге, мы чувствуем, что под угрозой – наша собственная личность, наши ценности.

Tags:

Posts from This Journal by “ecce homo” Tag

  • Тебе и горький хрен — малина

    Говорят, с возрастом мы становимся мудрее. Правда, за самим собой трудно замечать изменения – мне таки кажется, что я и в шестилетнем возрасте…

  • Он в усы усмешку прячет

    Человек – двуногое не только без перьев, но и с волосяным покровом, сильно редуцированным по сравнению с эволюционными родственниками. Причем, не…

  • Роза – дар прекрасный рая

    Поиск эволюционных корней наших эстетических предпочтений – непростая задача. Человеческие лица, особенно противоположного пола, кажутся нам…

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
vsopvs
Jul. 12th, 2017 04:44 pm (UTC)
по результатам самонаблюдений у меня почему-то все ровно наоборот.

во-первых то, что мне нравится, ругают редко, просто потому что не так много людей про это знает. ну а когда это случается - меня это не трогает именно потому, что я этим людям, скорее, сочувствую: они лишены удовольствия.

а вот когда хвалят, к примеру, Гарри Поттера, и особенно когда пытаются доказать, что раз всем нравится - значит это хорошо, вот тут я раздражаюсь.
egovoru
Jul. 12th, 2017 09:44 pm (UTC)
"раз всем нравится - значит это хорошо"

Это, мне кажется, немного другой случай: в сущности, Вы говорите о ситуации, когда Вам заставляют полюбить что-то, что Вам не нравится - а такое, конечно, взбесит кого угодно. Насильно, как известно, мил не будешь :) Наверное, наша реакция зависит не только от знака чужого суждения, но и от того, как именно это суждение выражено?

А правильно ли я поняла, что Вы думаете, что существуют какие-то объективные критерии для оценки произведений искусства?
(no subject) - vsopvs - Jul. 13th, 2017 12:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 13th, 2017 01:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - vsopvs - Jul. 13th, 2017 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 13th, 2017 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vsopvs - Jul. 13th, 2017 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vsopvs - Jul. 13th, 2017 02:56 pm (UTC) - Expand
nibope
Jul. 12th, 2017 05:32 pm (UTC)
«loss aversion» _ конечно же, никакая не ошибка, это Канеман лажанулся, классифицировав это явление таким образом.
egovoru
Jul. 12th, 2017 09:39 pm (UTC)
Все выявленные им "ошибки" были отобраны отбором как полезные приспособления к определенным условиям. Ошибками они становятся только тогда, когда перестают работать в изменившихся условиях. Но в данном случае дело не в том, называть это явление "ошибкой" или как-то иначе, а в том, что такая асимметрия существует. А замечали ли Вы ту асимметрию, о которой говорю я - что мы болезненнее реагируем на критику того, что нам нравится, чем на хвалу того, что нам не нравится?
(no subject) - nibope - Jul. 12th, 2017 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 12th, 2017 10:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nibope - Jul. 12th, 2017 11:00 pm (UTC) - Expand
nickola_sun
Jul. 12th, 2017 07:00 pm (UTC)
критика возбуждает страх, потому и такая реакция, похвала же не побуждает эмоцию подобного уровня
egovoru
Jul. 12th, 2017 09:35 pm (UTC)
Но ведь речь же идет о критике не самого зрителя, а актрисы? Почему же критика его любимой актрисы вызывает у зрителя страх, как по-Вашему?
(no subject) - nickola_sun - Jul. 13th, 2017 02:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 13th, 2017 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - nickola_sun - Jul. 13th, 2017 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 13th, 2017 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nickola_sun - Jul. 13th, 2017 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 15th, 2017 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 15th, 2017 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 16th, 2017 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 16th, 2017 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 01:03 pm (UTC) - Expand
jenya444
Jul. 12th, 2017 10:19 pm (UTC)
По-моему, очень метко сказано. И перекликается с Вашим постом про реакцию на критику. А критика того, что нам нравится, по эмоциональному воздействию находится примерно посередине между критикой того, что мы сказали, и критикой нас самих. Фраза "вы любите пошлости" хуже, чем "вы сказали глупость", но лучше, чем "вы идиот".
egovoru
Jul. 12th, 2017 10:29 pm (UTC)
Из этого вроде бы следует вывод, что не следует соваться со своим критическим мнением, пока тебя прицельно не спросят. Но мне иногда бывает уж очень трудно удержаться ;) А Вам удается удерживаться?
(no subject) - jenya444 - Jul. 12th, 2017 11:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 12th, 2017 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jenya444 - Jul. 12th, 2017 11:27 pm (UTC) - Expand
gg59
Jul. 13th, 2017 08:01 am (UTC)
"Человек легче переносит удар по лицу, чем неудачу собственной шутки".
Понятно почему - дискредитация внутреннего мира, очень болезненно.
egovoru
Jul. 13th, 2017 11:28 am (UTC)
Да, хотя на первый взгляд кажется, почему же нравящаяся мне актриса должна быть частью моего внутреннего мира? Но, тем не менее, это, по-видимому, так.
(no subject) - kostya_h - Jul. 15th, 2017 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 15th, 2017 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 16th, 2017 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 16th, 2017 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 16th, 2017 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 16th, 2017 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 16th, 2017 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kostya_h - Jul. 16th, 2017 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 05:46 pm (UTC) - Expand
alek_morse
Jul. 13th, 2017 08:07 pm (UTC)
// зато за критику я получила по первое число от поклонников актрисы ;) //

Подозреваю, что это были поклонницы ;)
egovoru
Jul. 13th, 2017 09:52 pm (UTC)
Да, именно так - там все сообщество, как мне кажется, состоит из одних прекрасных дам ;) Тем удивительнее, что сыр-бор разгорелся из-за актрисы, а не актера :)

Но этот мой эксперимент к тому же был не совсем чистый: вряд ли среди членов того сообщества нашелся хотя бы один (и особенно одна), кому не понравился бы Сьюэлл - и в этой роли, и вообще :) Так что тут наверняка у нас было полное единогласие :)

Edited at 2017-07-13 09:56 pm (UTC)
(no subject) - alek_morse - Jul. 13th, 2017 10:06 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Jul. 15th, 2017 01:15 am (UTC)
Мне кажется, защищать от реальных и воображаемых опасностей то, что дорого - естественная реакция любого живого существа. Если же кто-то другой защищает что-то свое, это опасности в себе не несет до тех пор, пока нас это ни к чему не обязывает и ни в чем не ущемляет
egovoru
Jul. 15th, 2017 02:18 am (UTC)
"защищать от реальных и воображаемых опасностей то, что дорого - естественная реакция любого живого существа"

Конечно, когда животные защищают детенышей или обед, это не удивляет. Но здесь же мы кидаемся на защиту чего-то совершенно эфемерного, реально не существующего. По-видимому, это свидетельство распространения нашего "Я" на то, что нам нравится :)

Но опыт мой, к сожалению, был не совсем чистый, потому что среди членов того сообщества вряд ли есть такие, кому НЕ понравился бы Сьюэлл, в этой роли или вообще, поэтому несогласных со мной по этому пункту просто не было :)
steblya_kam
Jul. 16th, 2017 12:15 pm (UTC)
У меня как раз наоборот - меня цепляет, когда хвалят то, что мне кажется ерундой.
egovoru
Jul. 16th, 2017 12:18 pm (UTC)
А как думаете, почему? Подсознательно опасаетесь поддаться чужому влиянию?
(no subject) - steblya_kam - Jul. 16th, 2017 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 16th, 2017 12:28 pm (UTC) - Expand
almakedonskij
Jul. 21st, 2017 11:41 am (UTC)
ну так есть же теория, что сделать человека счастливым просто. Надо сначала забрать все у него, а потом через некоторое время вернуть, но половину. И счастью не будет предела )
egovoru
Jul. 21st, 2017 11:50 am (UTC)
Да, это хорошая иллюстрация того самого страха потери, открытого Канеманом и Тверски. Еще говорят, в том же духе, что самый счастливый момент в жизни - это когда у тебя вдруг кончилась зубная боль :)
(no subject) - almakedonskij - Jul. 21st, 2017 02:18 pm (UTC) - Expand
( 59 comments — Leave a comment )