?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во все времена общественные катаклизмы порождали резкий всплеск интереса к потустороннему миру, и постсоветская Россия здесь вряд ли выглядит исключением. Но культуролог Илья Кукулин (по совместительству – мой бывший ученик) парадоксальным образом усматривает корни этого явления в... советской научно-популярной периодике.


«Важнейшим элементом редакционной политики позднесоветских научно-популярных журналов стало систематическое соединение технических публикаций, нарративов нью-эйджа и научной фантастики».

«На Западе new age имел характер антипозитивистского и антибуржуазного движения <...> В Советском Союзе же идеи new age использовались как способ демпфировать, амортизировать постоянное психологическое напряжение, вызванное контрастом между очень интенсивным развитием науки на нескольких участках, которые в СССР поощрялись и дозволялись, и очень статичным общественным устройством».

В этом рассуждении есть своя логика: человеческую энергию, в норме уходящую в политическую деятельность, нужно было куда-то спускать, и эзотерика могла выглядеть в этом смысле относительно безобидным вариантом – особенно принимая во внимание, что организованная религия рассматривалась властями как «опиум для народа».

Илья полагает, что конструирование в головах читателей «странного мира», частично состоящего из удивительных результатов последних научных открытий, а частично – из необъяснимых паранормальных явлений и фантастики, идеально подходило для общества, упорно отказывающегося подвергнуть рациональной рефлексии свой трагический исторический опыт.

И все же, мне кажется, он преувеличивает роль научно-популярных журналов в этом процессе. Аргументированно возражать я не могу: для этого был бы нужен детальный количественный анализ публикаций, результатов которого, кстати, и сам автор не приводит. Но, по воспоминаниям моего детства, процент эзотерики в советских журналах был ничтожный, и вера в бермудские треугольники все же считалaсь уделом неграмотных бабулек. А вам как помнится, уважаемые?

Khimija i zwizn

Несколько обложек «Химии и жизни» позднесоветских времен.
Этот журнал служил еще и прибежищем художников-авангардистов

Posts from This Journal by “чему свидетели” Tag

Comments

( 107 comments — Leave a comment )
noname_rambler
Nov. 10th, 2017 04:09 pm (UTC)
А "Техника – молодёжи"? Вряд ли неграмотные бабульки его читали...
Насколько я могу помнить, основная аудитория того, что сегодня называется Тайны мира с Анной Чапман это были мнсы.
egovoru
Nov. 10th, 2017 11:55 pm (UTC)
Именно "Технику - молодежи" Илья и называет главным выразителем концепции "техника, парапсихология и фантастика как замена рефлексивной историзации".

Вот что он пишет:

"У всех главредов НПНТЖ 1950—1970-х годов был очень широкий круг интересов, но у Захарченко <главного редактора "Техники - молодежи">и Болховитинова <главреда "Знание - сила">, о которых сохранилось больше мемуарных свидетельств, чем обо всех остальных, эти интересы явно не сводились только к популяризации науки и техники.

Захарченко интересовался паранормальными явлениями и всем тем кругом идей, который сегодня называется нью-эйджем, – нетрадиционными объяснениями исторических и биологических явлений, методами восточной медицины и т.п. [61] В «Технике – молодежи» печатались статьи по парапсихологии, например об учительнице из Нижнего Тагила Розе Кулешовой, которая, как она настаивала, могла различать цвета без помощи зрения – только ощупав окрашенный предмет или даже плотный мешочек, в котором лежали, например, кусочки разноцветной бумаги[62]".

Я с этими двумя журналами была плохо знакома, так что не берусь судить даже субъективно. А как Вам помнится?

Edited at 2017-11-10 11:55 pm (UTC)
(no subject) - noname_rambler - Nov. 11th, 2017 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Алексей Орлов - Nov. 15th, 2017 11:00 am (UTC) - Expand
eugine74
Nov. 10th, 2017 04:15 pm (UTC)
>Во все времена общественные катаклизмы порождали резкий всплеск интереса к потустороннему миру, и постсоветская Россия здесь вряд ли выглядит исключением

Мистика и метафизика ведь "пришли" к нам с началом перестройки. Это один из элементов ломки сознания. Перестраивали нам его, в буквальном смысле. Я вот помню кучу разнообразных брошюрок, это уже ближе к 90-м годам, про туринскую плащаницу, про нло, про треугольник бермудский и прочие чудеса в решете. И дед мой с интересом читал, и я читал.
staerum
Nov. 10th, 2017 04:32 pm (UTC)


77-й год
(no subject) - eugine74 - Nov. 10th, 2017 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - staerum - Nov. 10th, 2017 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugine74 - Nov. 10th, 2017 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 10th, 2017 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugine74 - Nov. 10th, 2017 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 10th, 2017 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 11th, 2017 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 10th, 2017 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugine74 - Nov. 11th, 2017 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 11th, 2017 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugine74 - Nov. 11th, 2017 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 11th, 2017 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugine74 - Nov. 11th, 2017 03:40 pm (UTC) - Expand
troitsa1
Nov. 10th, 2017 04:45 pm (UTC)
Году в 1983 был огромный всплеск публикаций про летающие тарелки. Мы с другом к 8 марта выпустили стенгазету отдела. Вместо обычного названия "Организатор" назвали "Гуманатор"! Бешеный успех помню и до сих пор - народ с филиалов приезжал и копировал ))
egovoru
Nov. 11th, 2017 12:02 am (UTC)

То тарелками пугают, дескать, подлые, летают,
То у вас собаки лают, то руины говорят :)
(no subject) - noname_rambler - Nov. 11th, 2017 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugine74 - Nov. 11th, 2017 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 11th, 2017 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 02:49 pm (UTC) - Expand
mary_spiri
Nov. 10th, 2017 05:17 pm (UTC)
Был такой безумно популярный фильм "Воспоминания о будущем", и там был весь стандартный набор. Большинство знакомой интеллигенции, по моим воспоминаниям, старались фильтровать эзотерический базар, выбирая наименее одиозные куски. Но полное отрицание (как у моего отчима-инженера) встечалось редко, физики вполне могли поверить в филиппинских (или каких там) хирургов, которые руками опухоль доставали. А биологи - поверить в то, что головы-моаи на Острове Пасхи были сделаны пришельцами. Были и ученые, которые уже тогда активно боролись против всей этой фигни, в родительской альпинистской компании это был Мика Бонгард, специалист по искусственному интеллекту и математик, он погиб в горах, когда мне было лет 8. Они расследовали некую очень известную тетку, которая якобы пальцами ощущала цвет материала сквозь запечатаный конверт, на самом деле, она ловко иголочкой конверт дырявила, то есть в общем и правда "видела пальцами", но не в том смысле. И все равно - заигрывание было, типа "даже наша замечательная наука знает далеко не все о мире, где есть многое, о друг Горацио!". Может и правда это все было побочным последствием подавления религии, но почему тогда в нынешнее, крайне удачное для религии время, вся эта эзотерическая муть так расцвела? ведь религия ее тоже не любит, ибо народ несет свои религиозные чувства не в тот кошелек.

Edited at 2017-11-10 05:17 pm (UTC)
egovoru
Nov. 11th, 2017 12:12 am (UTC)
"заигрывание было, типа "даже наша замечательная наука знает далеко не все о мире, где есть многое, о друг Горацио!"

Да, Илья именно об этом и говорит, но сама я не помню такого ощущения при чтении журналов. То, что тогда находилось немало людей, верящих в бермудские треугольники - это несомненно, такие люди всегда находятся, но вот то, что официальные органы печати насаждали эту веру, мне как-то не запомнилось. Ведь мысль о том, что наука знает пока не все - вполне здравая: иначе чем бы мы с тобой занимались? :)

"ведь религия ее тоже не любит"

Конечно, ведь суеверия выступают в качестве прямых конкурентов организованной религии. Тем не менее, и то, и другое привлекает людей со склонностью к мистицизму, а эта склонность всегда усиливается в смутные времена.
(no subject) - Алексей Орлов - Nov. 15th, 2017 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2017 01:39 pm (UTC) - Expand
fly_yorik
Nov. 10th, 2017 06:14 pm (UTC)
Годная идея. Направить рефлексию в область плохо познаваемого - это была невольная миссия советского науч-попа
egovoru
Nov. 11th, 2017 12:13 am (UTC)
Поясните, пожалуйста, свою мысль подробнее?
pusets
Nov. 10th, 2017 06:28 pm (UTC)
Вот все дело в цифрах, вернее, в их отсутствии. Но кажется мне, что мистической фигни везде полно. Ведь к ней надо отнеси и лечение камнями, например, которое вошло в моду в Европе. Минералы прикладывают к ауре
egovoru
Nov. 11th, 2017 12:28 am (UTC)
Разумеется, изрядное число верующих в бермудские треугольники находится везде и всегда, но вот утверждение, что советские научно-популярные журнали специально насаждали эту веру, все же кажется мне спорным. По моим воспоминаниям, если они и писали о чем-то подобном, то в виде критического разбора.

Илья ссылается в своем тексте на конкретные статьи в "Технике – молодежи" (1963 № 4 и 1978 № 8) о "кожном зрении" - может, их можно найти в интернете и проверить, действительно ли они пропагандируют парапсихологию?
(no subject) - pusets - Nov. 11th, 2017 12:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 12:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 24th, 2017 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 24th, 2017 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 24th, 2017 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 24th, 2017 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2017 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 25th, 2017 12:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 25th, 2017 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 25th, 2017 11:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2017 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 26th, 2017 01:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 02:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 26th, 2017 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2017 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_spyd - Nov. 26th, 2017 05:23 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Nov. 10th, 2017 07:33 pm (UTC)
Я много раз бывал в Бермудском треугольнике. Там летает на частных самолетах и плавает на частных яхтах столько не вполне трезвой публики, что истории о загадочных исчезновениях не вызывают у меня ни особого сомнения, ни особого удивления:)
egovoru
Nov. 11th, 2017 12:33 am (UTC)
Человек, склонный к мистике, способен увидеть сигнал из потустороннего мира и в самых обычных явлениях ;)
(no subject) - alex_new_york - Nov. 11th, 2017 02:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 11th, 2017 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 11th, 2017 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Nov. 11th, 2017 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 11th, 2017 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 11th, 2017 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Nov. 11th, 2017 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 03:05 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Nov. 11th, 2017 08:34 am (UTC)
Я как раз хорошо помню подшивку журналов "Техника - молодёжи" из архивов моего дедушки (60-е - 70-е годы), и запомнился мне именно оголтелый нью-эйдж, замаскированный под науку (про тайны египетских пирамид, про снежного человека, НЛО, карму-дхарму и прочее). Ещё был "Уральский следопыт", в том же духе. В "Науку и жизнь" тоже такое попадало, но гораздо реже.
egovoru
Nov. 11th, 2017 02:26 pm (UTC)
"запомнился мне именно оголтелый нью-эйдж"

Очень интересно! Значит, я просто не представляла себе ситуацию. Мои родители выписывали "Науку и жизнь", и там если и было что-то про бермудские треугольники, то в сугубо рацинальном ключе, в виде критического разбора фактов. В любом случае, ни моим родителям, ни мне после чтения этих статей и в голову не приходило уверовать во что-то паранормальное :)

Вот эта исследовательница выделяет такие журналы:

"Многочисленные статьи на темы, связанные с оккультизмом и паранормальными явлениями, печатались в научно-популярных журналах, таких как Наука и жизнь, Знание – сила, Наука и религия, Техника молодежи"

Edited at 2017-11-11 03:09 pm (UTC)
(no subject) - steblya_kam - Nov. 12th, 2017 08:06 am (UTC) - Expand
zlata_gl
Nov. 11th, 2017 04:09 pm (UTC)
Я редко читала "Технику молодежи". Не берусь судить.
Но "Знание-Сила" и "Химия и жизнь" - никогда не страдали оккультизмом, вплоть до кончины СССР.
Астрология и прочая хрень полезли сначала на газетные страницы (в конце 80-х), а дальше - не знаю.

Я помню первую "несоветскую" газету "Комок", появившуюся году в 88-м.
Сначала это был формат "Пионерской Правды". Объявления куплю-продам, познакомлюсь. Несколько анекдотов и гороскоп. Со стеснительным предисловием типа "конечно, это не всерьез, а просто так".
А потом - уже ни одна газета без гороскопа не обходится.

Фильм "Воспоминания о будущем" - помню. Но он же - импортный, а не советский.


Edited at 2017-11-11 04:10 pm (UTC)
egovoru
Nov. 11th, 2017 04:18 pm (UTC)
Да, конечно, после крушения советской власти разного рода мистика хлынула на страницы журналов бурным потоком - но ведь это только доказывает, что в предыдущий период с публикациями такого рода было туго? Тем не менее, вот и другая исследовательница пишет:

"Многочисленные статьи на темы, связанные с оккультизмом и паранормальными явлениями, печатались в научно-популярных журналах, таких как Наука и жизнь, Знание – сила, Наука и религия, Техника молодежи".

В ее статье, открывающейся по ссылке, приводится много и других свидетельств распространенности эзотерических увлечений в позднем СССР. Но мне все же думается, что эзотерические публикации в советской прессе - это скорее недосмотр властей, чем их сознательная политика. Все-таки единственная вера, которую советская власть допускала, была вера в светлое коммунистическое будущее, а вера в летающие тарелки и т.д. воспринималась ею как ересь, подлежащая искоренению. Разве нет?
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 11th, 2017 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Алексей Орлов - Nov. 15th, 2017 11:41 am (UTC) - Expand
val000
Nov. 11th, 2017 06:49 pm (UTC)
"Химия и жизнь" была полна хорошей эзотерики. Там было, что почитать :)
egovoru
Nov. 11th, 2017 07:00 pm (UTC)
Думаю, сказывается избирательность нашей памяти: каждый запомнил то, что ему было интересно :)

Исследователи вопроса, правда, в основном говорят о "Технике - молодежи" и "Знании - сила": вроде, именно эти два издания были основными источниками эзотерических публикаций, но вот как раз их наша семья и не выписывала, так что мне трудно судить.

А в "Химии и жизни" меня больше всего привлекали именно иллюстрации - Михаила Златковского и других прекрасных художников; нигде больше и близко не было ничего подобного.

Edited at 2017-11-11 07:02 pm (UTC)
(no subject) - val000 - Nov. 11th, 2017 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val000 - Nov. 11th, 2017 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - val000 - Nov. 11th, 2017 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 11th, 2017 07:35 pm (UTC) - Expand
evgenevg1
Nov. 13th, 2017 04:56 am (UTC)
"Важнейшим элементом редакционной политики позднесоветских научно-популярных журналов стало систематическое соединение технических публикаций, нарративов нью-эйджа и научной фантастики"
Это было следствием банальной коньюктуры,"переходом к рыночным отношениям",или попыткой,так в редакциях виделась конкурентность.Причиной являлся характер массового спроса.Специфичность же этого советского спроса была именно в сочетании массовости(следствие "всеобуча") и степени архаизма.
"Контраст в развитии" мало кого "напрягал",население "напрягала" невозможность удовлетворить потребительский спрос.
Более фундаментальные сдвиги произошли в период от середины семидесятыхк к середине восмидесятых.Оформилась и легитимизировалась система псевдонаучных,по сути,мифологических,квалификационных научных работ.
egovoru
Nov. 13th, 2017 02:20 pm (UTC)
"переходом к рыночным отношениям",или попыткой"

А разве такие попытки были? Разве доходы издателей зависели от числа проданных экземпляров журнала? Мне казалось, тираж определялся сверху?

"Оформилась и легитимизировалась система псевдонаучных,по сути,мифологических,квалификационных научных работ"

А Вы можете привести какие-то фактические свидетельства в пользу этого тезиса? По моим наблюдениям, это началось все же позже, уже в постсоветские времена. Например, основаная масса статей Фоменко о "новой хронологии" приходится уже на 90-е годы, хотя Вики и включает в этот список и какую-то статью 1981-го.
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 14th, 2017 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 14th, 2017 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 14th, 2017 06:47 pm (UTC) - Expand
kneiphof
Nov. 13th, 2017 05:43 pm (UTC)
Я те времена не застал, но мне попадались старые номера "Техники-молодежи". Нью-эйджа там было очень даже в достатке! Ещё мне кажется, что (намеренной?) политикой журнала было стирание грани между фантастикой и эзотерикой. Рассказы об НЛО и всяких древних цивилизациях нередко публиковались как "научно-фантастические". Хотя по стилю и манере подачи это был именно нью-эйдж. На западе такое тоже встречалось ("Близкие контакты", например), но не до такой степени.

Потом, уже в конце восьмидесятых, выходила массовая серия "научно-популярных" брошюрок на всякие паранормальные темы (снежный человек, древние астронавты, бермудский треугольник и т.д. и т.п.). Там эти темы разбирались вроде как критически, но "осадочек оставался". Основной посыл был - "всё-таки наука не знает всего".

Кстати, а не являются ли отражением советской любви к нью-эйджу "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о тройке" Стругацких? Я не обвинаю их в обскурантизме, конечно. Но ведь там есть и летающие тарелки, и снежный человек, и прочие необъяснимые явления.
egovoru
Nov. 13th, 2017 11:44 pm (UTC)
"политикой журнала было стирание грани между фантастикой и эзотерикой"

Да, Илья именно об этом и пишет, и называет именно "Технику - молодежи" как издание, где эта тенденция наиболее отчетливо прослеживалась.

"Основной посыл был - "всё-таки наука не знает всего"

Но ведь этот тезис - совершенно верный! Причем, наука не только не знает всего, но ни одно естественно-научное утверждение нельзя считать окончательно доказанным (потому что мы не никогда не можем исключить появление новых фактов, которые заставят нас пересмотреть это утверждение). Основная задача научно-популярной литературы как раз и заключается в разъяснении этого.

"там есть и летающие тарелки, и снежный человек, и прочие необъяснимые явления"

"Сказку о тройке" я, кажется, так никогда и не прочла (я вообще не полконница творчества Стругацких), но "Понедельник" я хорошо помню. Это произведение откровенно сатирическое, и использование сказочной атрибутики там - один из приемов, позволяющих достичь сатирический эффект. Проповедью нью-эйджа его можно назвать не больше, чем, например, "Сказку о царе Салтане", где действует Царевна-Лебедь и т.д.
Оная проповедь состоит в утверждении, что существует некий альтернативный способ получения знаний об окружающем мире помимо экспериментального тестирования гипотез.
(no subject) - kneiphof - Nov. 15th, 2017 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2017 11:23 pm (UTC) - Expand
evgenevg1
Nov. 14th, 2017 06:02 am (UTC)
"политикой журнала было стирание грани между фантастикой и эзотерикой"-Это невозможно.
Существуют:феномен литературы-допустимый декларативный вымысел,феномен науки- наблюдение,обобщение наблюдений,эмпирическое или теоретическое,феномен мифа-формы лжи,претендующей на обобщения вымышленного(статистически не достоверного,по меньшей мере).
Научная фантастика и эзотерика(в секулярной,научной шкале феноменов)-вымысел,между ними никаких границ нет.
Основное назначение научно-популярной литературы всегда состояло и состоит в попытке демифологизации уже изученного,а не в "постановках задач" в "широких массах".Во всяком случае вышесказанное приносило в свое время вполне осязаемы эмпирический результат.
egovoru
Nov. 14th, 2017 01:05 pm (UTC)
"Научная фантастика и эзотерика(в секулярной,научной шкале феноменов)-вымысел,между ними никаких границ нет"

Не улавливаю Вашу мысль. С одной стороны, Вы утверждаете, что стирание грани между фантастикой и эзотерикой невозможно, а с другой, что фантастика и эзотерика - это одно и то же?

Границы литературных жанров, конечно, размыты, но все же, мне кажется, можно различить, когда речь идет о литературном вымысле (который автор использует для каких-то своих целей), или об устройстве реального мира, в котором, по мнению автора, действуют не просто таинственные, но именно доступные альтернативным, мистическим способам познания силы. Илья считает, что публикации в советских научно-фантастических журналах способствовали внушению читателям именно этого последнего утверждения.
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 14th, 2017 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2017 12:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Nov. 15th, 2017 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 15th, 2017 01:14 pm (UTC) - Expand
( 107 comments — Leave a comment )