?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Колорадо мое, Колорадо

Первый нотный сборник ковбойских баллад вышел из печати уже в 1910 году, через три года после книжки О. Генри «Сердце запада». Но настоящая популярность пришла к этому музыкальному жанру только через четверть века, с расцветом голливудского вестерна.


Может быть, лучший его образец – оскароносная песня из знаменитого фильма «High noon» / «Ровно в полдень» (1952). Это не подлинная фольклорная баллада, а блестящая стилизация. Автор музыки – голливудский композитор Дмитрий Темкин, ученик Глазунова и некогда завсегдатай петербургской «Бродячей собаки». Не правда ли, причудливо тасуется колода?


В фильме эта баллада звучит за кадром, во время начальных титров,
а тут – ее исполнитель, Текс Риттер, на концерте в 1965-м.
А вот статья о влиянии этого хита на дальнейшее развитие жанра

Гэри Купер в этом фильме похож на Майю Плисецкую в «Кармен-сюите», когда-то виденную мною на сцене Большого театра: не первой молодости герой, который берет не удалью, а безошибочностью движений. Обычно этот актер выглядит деревянным манекеном, но здесь он как раз на месте. Cама постановка Фреда Циннемана (кстати, выходца из Австрии) – предельно минималистская, сфокусированная на эпическом существе дела: «If I'm a man, I must be brave» / «Если я мужчина, я должен быть смелым».

Песня, как и фильм, вроде бы повествует о пресловутом конфликте между чувством и долгом, но на самом деле герой уже все решил: «Although you’re grievin’, I can’t be leavin’ until I shoot Frank Miller dead» / «Хоть это тебя и огорчает, но я не могу уехать с тобой, пока не прикончу Фрэнка Миллера». Иными словами: «Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушки, а девушки – потом!» :)


Заключительная сцена из фильма, когда герой швыряет в пыль свою маршальскую звезду, и снова звучит куплет из той самой песни. А за саундтрек в целом Темкин получил отдельный, второй «Оскар»

В СССР этот фильм не показывали. Владимир Туриянский, автор «Монтаны», вспоминает, что на создание своего варианта ковбойской баллады его вдохновили более ранние трофейные ленты, увиденные в конце 40-х или начале 50-х. Среди них был «Дилижанс» (1939) с Джоном Уэйном, известный в советском прокате как «Путешествие будет опасным». Слова же песни из заглавия поста принадлежат Виктору Баранову – но, увы, видеозаписи авторского исполнения я в сети не нашла :(


Ковбойский оркестр Додж Сити, основанный в 1879 г.
(фото Исторического общества Канзаса).
Примечательно обилие растительности на лицах –
по контрасту с гладко выбритым персонажем Гэри Купера

Posts from This Journal by “песни нашего века” Tag

  • И качаются наши песни

    Эту песню я впервые услышала в детстве – в начале семидесятых, от друзей по двору. Дело было далеко от столиц – значит, ее транслировали по радио…

  • Anton, Ivan, Boris et moi

    Наверное, кое-кто из вас еще помнит эту песенку – ее русский текст написал Леонид Куксо. Занятно, что во французском оригинале был не только…

  • Elle m'a dit d'aller siffler là-haut sur la colline

    Долго думала, кого же Джо Дассен на этом видео напоминает мне внешне, и вдруг поняла: президента Кеннеди, хотя тот и был совсем иных кровей. Та же…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
mary_spiri
Nov. 29th, 2017 07:10 pm (UTC)
Очень люблю читать вестерны, особенно Луиса Ламура. Правда после 20-й книжки начинает надоедать и надо делать большой перерыв. А впервые запала на этот жанр от классическоой книжки Оуэна Уистера "Вирджинец". Книжку эту нашла в Токио на довольно помойном развале в полу-разобраном виде, и до сих пор от нее тащусь. Читать ее надо только по-английски, иначе боюсь, что весь кайф пропадет. Oна давно в Штатах разобрана на цитаты типа: "smile when you say that!", подразумевая, что либо это шутка, тогда улыбайся, либо я обижусь и тебя пристрелю.
egovoru
Nov. 30th, 2017 12:02 am (UTC)
"после 20-й книжки начинает надоедать"

Преклоняюсь перед такими свершениями! Я-то с вестернами в литературе вообще не знакома - ну, если не считать Фенимора Купера и Майн Рида, которых, наверное, тоже надо зачислить в этот жанр? А кино-вестерны ты смотришь?
mary_spiri
Nov. 30th, 2017 06:27 am (UTC)
Фенимор Купер и Майн Рид - скучища по сравнению. Особенно первый, скулы сводит, его только на безрыбье можно было читать. От хорошего вестерна оторваться невозможно, как от детектива. Кино вестерны я смотрю, но больше люблю сериалы типа Дедвуд. Люблю классику с Клинтом Иствудом, помимо него один из самых любимых это Тумстоун с Валом Килмером. Но с любыми вестернами надо осторожненько, чтобы не надоело, они в общем несколько однообразны. Перерывы надо делать, отдыхать от ковблйско-индейской тематики.
egovoru
Nov. 30th, 2017 01:05 pm (UTC)
"Фенимор Купер и Майн Рид - скучища по сравнению"

Я сподобилась добраться до "Пионеров" только совсем недавно, и меня эта книга совершенно потрясла тем, насколько передовым оказалось сознание ее автора.

"Люблю классику с Клинтом Иствудом"

Ну, Иствуд - это уже, так сказать, псевдоготика, а классика - это Джон Уэйн! Но, надо сказать, посмотрев пару-тройку фильмов с его участием, я как-то не прониклась его талантом. По мне, этот актер начисто лишен обаяния, какое необходимо даже герою вестерна.

"Тумстоун с Валом Килмером"

О, а о таком фильме я даже никогда не слышала! Вэл Килмер мне очень понравился в роли Джима Моррисона, солиста "The Doors", в одноименном фильме. Он, кажется, даже и пел там сам, и вообще исключительно хорошо вписался в роль. А дока Холлидея, которого он играет в "Tombstone", еще раньше замечательно сыграл Виктор Мэтьюр в "My darling Clementine", но там вроде бы совсем другая история, только герои общие.

"Перерывы надо делать, отдыхать от ковблйско-индейской тематики"

Я вообще-то совсем не поклонница этого жанра, смотрю вестерны только тогда, когда там заняты мои любимые актеры, или есть еще какие-то сопутствующие обстоятельства. Вот, скажем, этот фильм, о котором пост, для меня делает песня :)
val000
Nov. 29th, 2017 07:24 pm (UTC)
Чёт там в конце в шерифа попали 2 раза, а дырка на нём была только одна. Не заморачивались...
egovoru
Nov. 30th, 2017 12:05 am (UTC)
Ну, Вы прямо Соколиный Глаз - я, конечно, число дырок не считала :)

А какой у Вас самый любимый вестерн, и как Вы вообще относитесь к этому кино-жанру?
val000
Nov. 30th, 2017 01:11 am (UTC)
Я отношусь спокойно. Самые запомнившиеся - "Золото Маккенны" (Mackenna's Gold) и "Красное солнце" (SOLEIL ROUGE). Последний - шедевральное сравнение трёх ментальностей: американской, французской и японской.

Ну и современный вестерн "Любой ценой" (Hell or High Water) тоже ничего, интересно.
egovoru
Nov. 30th, 2017 12:44 pm (UTC)
Я помню, что, когда "Золото Маккенны" показали в СССР во времена моего детства, эффект был почти такой же, как в свое время от "Великолепной семерки": фильм мгновенно приобрел культовый статус. Но, когда я пересмотрела его недавно, он показался мне откровенно скучным, даже несмотря на всю мою любовь к Грегори Пеку :(

А вот о "Касном солнце" я даже никогда раньше не слышала, и посмотрела его по Вашей ссылке. Ну, конечно, отличное кино! Больше всех мне понравился Мифунэ: "Один комар. (Вжик, вжик!). Нет комаров". В одной сцене я подумала, что сейчас он будет пулю на лету останавливать мечом - но нет, до этого не дошло: у создателей фильма - безупречное чувство меры. Теренс Янг мне и вообще нравится - у него есть размах. Его фильмы - лучшие из всей бондианы, и еще я недавно посмотрела его легендарный "Майерлинг", сразу после посещения выставки о Габсбургах, тоже с удовольствием.

А, возвращаясь к "Красному солнцу", я бы назвала этот поджанр "fusion western": один актер из "Семи самураев", один - из "Великолепной семерки", ну, и "Черный тюльпан" до кучи :)

Edited at 2017-11-30 01:10 pm (UTC)
val000
Nov. 30th, 2017 01:43 pm (UTC)
"Семёрку" я тоже вспомнил, но не решился назвать вестерном :)
egovoru
Dec. 1st, 2017 12:36 am (UTC)
А почему не решились - потому что она римейк фильма Куросавы? Вообще-то "Семерку" обзательно включают во все списки "лучших вестернов всех времен и народов", так что, видимо, она вполне удовлетворяет формальным критериям жанра. Вот в этом списке IMDb, где "High noon" - под лестным номером 4, она, правда, только под номером 36, но все же она в нем есть :)

Надо сказать, мне "Семерка" тоже нравится только умеренно. Лучшая же роль Юла Бриннера, на мой взгляд - это король Монгкут, в ней он совершенно неотразим! Я заметила, что "The king and I" тоже есть у Вас в том списке фильмов, где "Красное солнце" - надо полагать, Вы тоже видели эту его работу?
val000
Dec. 1st, 2017 01:26 am (UTC)
Да, из-за Куросавы.

и

Да видел и считаю эту работу Юла Бриннера лучшей. "The king and I" - вообще любимый фильм моей жены :)

Edited at 2017-12-01 01:32 am (UTC)
egovoru
Dec. 2nd, 2017 02:12 am (UTC)
Мне кажется, что в этом фильме видно, что ему самому ужасно нравится играть этого короля :) И еще я думаю, что толика бурятской крови и опыт жизни в Китае ему здесь пригодились.

Вы, конечно, знаете, что он верил, что у него есть и цыганские корни, и еще до Голливуда, в Париже, выступал с концертами? Вот здесь есть образец, но фильм я пока не удосужилась посмотреть - а ведь Бриннер должен быть неплохой Митя Карамазов, даром что бритоголовый :) А Вы случайно не видели этот фильм?



Edited at 2017-12-02 02:13 am (UTC)
val000
Dec. 2nd, 2017 02:46 am (UTC)
Не видел. Но он не просто так считал себя цыганом - он был ими воспитан. Вот тут у меня немного больша об этом.
impulsplus
Dec. 2nd, 2017 01:02 am (UTC)
Обычные пастухи. Чем занимались? Коров и овец пасли. Вот и все ковбои.

Edited at 2017-12-02 01:04 am (UTC)
egovoru
Dec. 2nd, 2017 01:56 am (UTC)
"и овец пасли"

Ковбои не то что не пасли овец, но считали это дело ниже своего достоинства :) Вот отрывок из рассказа О. Генри, где персонаж-ковбой озвучивает сей момент:

"За свою жизнь я не изувечил ни одного овцевода и не считал это необходимым. Как-то я повстречал одного, он ехал верхом и читал латинскую грамматику, — так я его пальцем не тронул. Овцеводы никогда особенно не раздражали меня, не то что других ковбоев. Очень мне нужно уродовать и калечить плюгавцев, которые едят за столом, носят штиблеты и говорят с тобою на всякие темы. Пройдешь, бывало, мимо и поглядишь, как на кролика, еще скажешь что-нибудь приятное и потолкуешь насчет погоды, но, конечно, никаких распивочных и навынос не было. Вообще я не считал нужным с ними связываться. Так вот потому, что по доброте своей я давал им дышать, один такой разъезжает теперь с мисс Уиллелой Лирайт."

Edited at 2017-12-02 02:20 am (UTC)
kneiphof
Dec. 4th, 2017 06:12 pm (UTC)
Смотрел несколько классических американских вестернов (Джона Форда в основном) просто из принципа (принцип такой - ознакомиться, хотя бы поверхностно, со всеми значимыми жанрами и национальными школами мирового кинематографа), не проникся абсолютно. В детстве книги про индейцев тоже как-то особо не цепляли, разве что с удовольствием читал Майн Рида и то скорее по причине отсутствия выбора (лежал в больнице после операции, больше под рукой ничего не было).

А вот спагетти-вестерны, вот это тема! "Однажды на западе" я отношу к категории величайших фильмов в истории.
egovoru
Dec. 5th, 2017 12:35 am (UTC)
"Однажды на западе" я отношу к категории величайших фильмов в истории"

Вы имеете в виду "Once Upon a Time in the West"? IMDb считает его лучшим вестерном всех времен и народов - он занимает первое место в их списке, где "High Noon" занимает четвертое. Я, надо сказать, этого фильма не видела - я не слишком большая поклонница этого жанра.

Из вестернов Джона Форда я видела, кажется, только "My Darling Clementine" (его более ранние я не смотрела, потому что почему-то не люблю Джона Уэйна). Но вообще-то Форд, конечно - очень хороший режиссер: мне, например, очень нравятся его "Гроздья гнева".

Edited at 2017-12-05 12:35 am (UTC)
kneiphof
Dec. 5th, 2017 12:45 am (UTC)
"Вы имеете в виду "Once Upon a Time in the West"?"

Да, конечно.

"Но вообще-то Форд, конечно - очень хороший режиссер"

Да, хороший. Но меня не "зацепил". Так бывает. Если взять пример из другой области искусства, то меня абсолютно не цепляют импрессионисты (за редчайшим исключением). Хотя казалось бы - "импрессионистов любят все". При этом я признаю их талант и вклад в искусство.
egovoru
Dec. 5th, 2017 12:59 am (UTC)
"импрессионистов любят все"

Ну, все-таки не все :) Я, например, совершенно равнодушна к творчеству Моне, а у многих других импрессионистов мне нравятся только отдельные картины. Пожалуй, из близких к ним художников есть только два, чье творчество мне нравится целиком (т.е., я готова смотреть на любую их картину): это Тулуз-Лотрек и Марке, к тому же формально они оба, кажется, уже не импрессионисты, а пост-.

У Форда же я слишком мало видела фильмов. чтобы вынести суждение о нем в целом.
( 19 comments — Leave a comment )