?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие оптимизм исключения.


На выставку живописи австралийских аборигенов я попала случайно, ничего о ней прежде не зная, и сразу согласилась, что эта живопись – едва ли не самое значительное явление искусства 20-го века. В отсутствие письменности рисунки – на песке или собственном теле – издавна служили этим людям главным средством передачи информации. А в 1971 году белый учитель рисования, Джеффри Бардон, раздал акриловые краски родителям своих учеников в резервации Папунья – и сегодня музеи готовы платить миллионы за их произведения.

Naata-Nungurrayi-611-C

«Маррапинти» (2011) художницы Naata Nungurrayi
(фото Honey Ant Gallery)

К творчеству всяких поллоков я равнодушна, а вот такие картинки мне нравятся. Может, потому, что это вовсе не абстракция, а карта местности – своего рода Святой земли, то ли мифической, то ли настоящей? Как я поняла, у каждого рода есть своя такая, и изображать ее разрешается только тем, кто к этому роду принадлежит.

Впрочем, я легко различаю здесь и двух беседующих людей: толстую женщину в кивере с медальоном на груди и худого длинноволосого мужчину, похожего на истукан с острова Пасхи :) А Вы, уважаемые, тоже их видите?

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

  • На холсте уста вселенной

    Размышляя о том, как художники пытаются изменить мир, Борис Гройс отмечает, что с 20-го века они стали использовать новую стратегию. Если раньше…

  • Спойте мне песню о Данте

    Законодатель художественного вкуса Джон Рескин так сформулировал главный принцип Братства прерафаэлитов: «Добиваться абсолютной, бескомпромиссной…

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
marigranula
Dec. 20th, 2017 04:29 pm (UTC)
А у меня дома висит картина нарисованная байкальской нерпой, ей тоже дали краски, и она при мне ее нарисовала, за 100 рублей кстати. Помоему, ничем не хуже творчества австралийских аборигенов (но гораздо дешевле!).
radix50
Dec. 20th, 2017 07:24 pm (UTC)
Интересно, а товарный чек вам выдали и были ли уплачены налоги с вашей сотни и если были то как.
(no subject) - marigranula - Dec. 20th, 2017 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2017 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Dec. 21st, 2017 04:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 21st, 2017 01:58 pm (UTC) - Expand
m_u_s_t_a_f_a
Dec. 20th, 2017 04:31 pm (UTC)
Я тоже был однажды на выставке живописи австралийских аборигенов, но было это году примерно в девяносто втором. Выставочный зал на Смоленской площади, рядом с одним из корпусов гостиницы "Белград" - его наверняка уже давно не существует. Узнал о выставке так: увидел в троллейбусе у кого-то в руках каталог, заинтересовался, спросил - и мне объяснили, где выставка. Кажется, только побывав на этой выставке, я - сын художников, между прочим! - понял, что такое настоящая живопись. Приехал на выставку с крошечной дочерью в "кенгуру", и именно там, когда я вытащил её из "кенгуру" и поставил на пол, она сделала первые шаги, то есть научилась ходить. Сейчас она взрослая тётя и, конечно, всего этого не помнит.
egovoru
Dec. 20th, 2017 11:16 pm (UTC)
"было это году примерно в девяносто втором"

Видимо, это были самые первые творения кооператива Папунья. Сейчас таких кооперативов уже несколько - на сайте этой галереи по ссылке есть еще много интересных образцов.

А как думаете, чем именно эти творения нас так привлекают?
(no subject) - m_u_s_t_a_f_a - Dec. 21st, 2017 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 21st, 2017 11:46 pm (UTC) - Expand
olaff67
Dec. 20th, 2017 04:45 pm (UTC)
Женщину с мужчиной не вижу, но такое действительно можно смело определять как "художник так видит".
egovoru
Dec. 20th, 2017 11:23 pm (UTC)
Мужчину увидеть проще: он изображен в профиль, смотрит влево. К правому краю полотна (если смотреть от зрителя) примыкают его длинные белые волосы (вверху) и оранжевая левая рука (внизу). Он в высокой цилиндрической белой шапке с двумя кокардами одна над другой, нос у него картошкой, усы белые, горло опоясано белым шарфом, впалая оранжевая грудь. Ну как, увидели? Если да, расскажу и про женщину :)
(no subject) - olaff67 - Dec. 20th, 2017 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 21st, 2017 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Dec. 21st, 2017 03:30 am (UTC) - Expand
warikap
Dec. 20th, 2017 06:24 pm (UTC)
Похоже на компьютерное изображение Nupapillomavirus.
egovoru
Dec. 20th, 2017 11:30 pm (UTC)
Разве? Вирусные капсиды обычно такие симметричные. Или Вы имеете в виду картину поражения им?
rezoner
Dec. 20th, 2017 06:59 pm (UTC)
Да, женщина слева. С завязкой на пузе.
egovoru
Dec. 20th, 2017 11:32 pm (UTC)
Да, на ней что-то вроде пояса с бляхами. А веер в правой опущенной руке видите?
alex_new_york
Dec. 20th, 2017 07:21 pm (UTC)
На органоиды клетки похоже. Или на пятна разных сортов плесени :)
egovoru
Dec. 20th, 2017 11:36 pm (UTC)
Да, такой "пуантилизм" - самая характерная аборигенская техника, немного напоминает индейскую вышивку вампумом. Но не все картины выполнены ею - на сайте галереи по ссылке есть образцы работ и другого рода. В этом конкретном творении мне особенно нравится приятное сочетание цветов - это акриловые краски, но они явно представляют мел и разные сорта глины :)
radix50
Dec. 20th, 2017 07:27 pm (UTC)
Вот читаешь, читаешь человека, вроде человек с научным складом ума , а потом бац Вторая смена живопись австралийских аборигенов.
egovoru
Dec. 20th, 2017 11:38 pm (UTC)
Но я же выступаю за союз физиков и лириков? У меня тут даже есть отдельная метка "искусство" :)
(no subject) - noname_rambler - Dec. 21st, 2017 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 21st, 2017 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Dec. 21st, 2017 06:03 pm (UTC) - Expand
vitus_wagner
Dec. 20th, 2017 08:34 pm (UTC)
Проблема австралийских аборигенов в том, что у них был копирайт. Были вещи, которые одним рисовать разрешалось, а другим - запрещалось.

В Европе такого не было, и поэтому европейцы смогли построить корабли с пушками и привезти на них в Австралию каторжников, а австралийцы утратили даже те навыки строительства лодок, которые позволили их предкам в свое время достичь Австралии.
egovoru
Dec. 20th, 2017 11:39 pm (UTC)
"Проблема австралийских аборигенов в том, что у них был копирайт"

Я слыхала, что засушливый климат и отсутствие животных, подходящих для запрягания в плуг, тоже сыграли свою роль :)
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 21st, 2017 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 21st, 2017 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 21st, 2017 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 21st, 2017 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 21st, 2017 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 21st, 2017 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Dec. 21st, 2017 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 21st, 2017 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Dec. 21st, 2017 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 21st, 2017 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - bluxer - Dec. 21st, 2017 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 21st, 2017 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Dec. 21st, 2017 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 21st, 2017 12:38 pm (UTC) - Expand
annutta_12
Dec. 20th, 2017 09:44 pm (UTC)
Меня тоже поразила живопись австралийских аборигенов, когда я увидела их картины в пустыне недалеко от священной скалы Ayer's Rock в Австралии, где мы оказались этим летом вместе с мужем. Но британцы не относились так уж хорошо к местным племенам, в книге, которая продавалась в культурном центре Улуру, рассказывалось, что приехавшие вели себя по отношению к аборигенам скорее как по отношению к домашним животным. Сейчас совсем другие тенденции, но в Австралии мы практически не видели аборигенов.
https://annutta-12.livejournal.com/226791.html
egovoru
Dec. 20th, 2017 11:55 pm (UTC)
"Меня тоже поразила живопись австралийских аборигенов"

У Вас и у самой получилось неплохо, судя по Вашей фотографии! Мне особенно нравится, что это искусство появилось именно в результате синтеза местных традиций и европейских технологий. А рассказывали Вам, почему преобладающая техника - именно эти самые точки? На вид это более всего напоминает индейскую вышивку бисером-вампумом, но, насколько я знаю, у австралийских аборигенов подобной вышивки не было.

"Но британцы не относились так уж хорошо к местным племенам"

Конечно нет - ведь технологический уровень австралийских аборигенов был еще ниже, чем у американских индейцев, так что трудно было бы ожидать другого отношения. В те времена аборигенов даже не считали вполне за людей, но больше всего они пострадали даже не от дурного отношения, а от европейских болезней, к которым у них не было иммунитета.
steblya_kam
Dec. 21st, 2017 08:39 am (UTC)
Поллока надо смотреть в хороших цифровых репродукциях :-) в бумажных альбомах 1970-х он действительно выглядит как грязная мазня, так что недоумение критиков от социалистического реализма было вполне искренним. Я недавно наткнулась в сети на качественные репродукции Поллока и офигела (хотя я сама поклонница фигуративной живописи).
egovoru
Dec. 21st, 2017 01:35 pm (UTC)
Я видела Поллока даже в музеях, но все равно как-то не впечатлилась :(
noname_rambler
Dec. 21st, 2017 12:13 pm (UTC)
а я никого не вижу:(
мне там вот эти картинки понравились
https://www.honeyantgallery.com/aboriginal-artist-kudditji-kngwarreye/
has been compared to that of the famous Russian painter Mark Rothko
https://www.honeyantgallery.com/wp-content/uploads/2016/12/Kudditji-Kngwarreye-42N-C.jpg
https://www.honeyantgallery.com/wp-content/uploads/2016/12/Kudditji-Kngwarreye-1373-C.jpg
https://www.honeyantgallery.com/wp-content/uploads/2016/12/Kudditji-Kngwarreye-1380-C.jpg
были бы свободными несколько тыс $, я бы даже купил...
egovoru
Dec. 21st, 2017 01:47 pm (UTC)
Да, этот действительно похож на Ротко - тот в совновном рисовал такие полосатые коврики, половички. Я видела их даже в натуре, в музеях - действительно, некоторые вполне ничего.



Я заметила, что чисто геометрические композиции очень хорошо воспринимаются во всяких присутственных местах. Например, пришел ты на прием к врачу, ожидаешь своей очереди, а там в коридоре висит подобный "коврик" - и он действует на тебя как-то успокаивающее. Я думаю, если бы там висел какой-нибудь реалистический портрет, пациенты обалдевали бы от его пристального взгляда :)
(no subject) - noname_rambler - Dec. 21st, 2017 05:58 pm (UTC) - Expand
val000
Dec. 21st, 2017 07:01 pm (UTC)
А она не вверх ногами? :)
egovoru
Dec. 21st, 2017 11:42 pm (UTC)
Да, это проблема, описанная Марк Твеном в его замечательном "Наставлении художникам" (извините за длинную цитату, но не могу удержаться):

"Но больше всего хлопот мне доставил портрет, который я писал частями: голову на одном холсте, бюст на другом. Горничная поставила полотно с бюстом набок, и теперь я никак не могу определить, где у него верх, а где низ. Одни – а среди них имеются знатоки своего дела – говорят, что нижний холст надо приставить к верхнему так, чтобы под подбородком мужчины оказалась булавка для галстука, другие советуют поместить туда воротничок, причем один из сторонников второй точки зрения аргументировал ее следующим образом: «Булавку для галстука можно носить и на животе, если уж так нравится, а вот воротничок – черта с два, не нацепишь куда попало».

Что ж, ему, конечно, в здравом смысле отказать нельзя. А вопрос и по сей день не решен. Когда я прикладываю булавку к подбородку, получается очень хорошо; когда я поворачиваю холст воротничком вверх, опять выходит недурно; одним словом, как ни верти, все получается естественно, и линии совпадают точно; булавка на животе – лицо довольное и счастливое, как будто ничего иного ему и не требуется; воротничок на животе – опять то же счастливое выражение; правда, справедливости ради надо заметить, что, когда я вовсе убираю бюст, выражение радости и удовлетворения не исчезает; удивительное, в самом деле, лицо, какое постоянство выражения, несмотря на все превратности судьбы! Никак не могу вспомнить, кто это такой." :)

Галерея поместила эту аборигенскую картину на своем сайте именно в такой ориентации. Но, если учесть, что это карта местности, ориентация тут не принципиальна. Мои же "мужчина с женщиной" - это вроде лица на Луне :)
(no subject) - val000 - Dec. 22nd, 2017 12:33 am (UTC) - Expand
( 52 comments — Leave a comment )