?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Единство кантианской триады забавным образом выявляется при рассмотрении вопроса о копиях. Ведь то, что мы упорно отказываемся называть произведением искусства даже самую совершенную из них, ясно показывает, что красота для нас – только тогда красота, когда она оригинальна (истинна). И, соответственно, мы сильно не одобряем тех, кто пытается выдать за нее копию.


Неэквивалентность оригинала и копии – пожалуй, наиболее отчетливый аргумент в пользу эволюционного происхождения искусства как бесполезного показателя жизнеспособности («fitness indicator»), наподобие павлиньего хвоста. Однако, объяснение самого хвоста половым подбором не дает ответа на вопрос о том, а с какой, собственно, стати павлиньи дамы вдруг начали предпочитать кавалеров именно с такими хвостами? Предположение, что это началось случайно, вызывает эйнштейновский дискомфорт по поводу того, что Бог играет с миром в кости. Не говоря уже о том, что такое объяснение требует неизменности павлиньей моды на протяжении многих поколений, что как-то не стыкуется с поведением нашей человеческой моды. Правда, переменчивость последней, может быть – исключительно продукт индустриального общества, с его вечной заботой о возобновлении рынка сбыта.


Памятник Канту в Кенигсберге/Калининграде (фото отсюда).
Скульптор Кристиан Раух, 1857

В сообществе ru_philosophy отнеслись к этому тексту со «звериной серьезностью».

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

  • На холсте уста вселенной

    Размышляя о том, как художники пытаются изменить мир, Борис Гройс отмечает, что с 20-го века они стали использовать новую стратегию. Если раньше…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
k_frumkin
Feb. 8th, 2013 07:57 pm (UTC)
Вопрос, почему яркое и красное привлекает. Но на это есть какие то гипотезы. Цвет спелых фруктов. Цвет полнокровия (особенно если глаза). Общее впечатление крупных размеров.

egovoru
Feb. 9th, 2013 04:25 am (UTC)
Почему красное? Павлиний хвост вообще-то зелено-синий. Но он большой и неудобный, и считается, что именно поэтому он и служит показателем эволюционной пригодности - дескать, раз я в состоянии таскать на себе такую тяжелую штуку, то я уж точно молодец среди овец.
nebos_avos
Aug. 4th, 2013 05:04 pm (UTC)
"В сообществе ru_philosophy отнеслись к этому со "звериной серьезностью"."

Такить за живое задели!



egovoru
Aug. 4th, 2013 05:22 pm (UTC)
На самом деле меня просто интересовал вопрос, разбирал ли Кант где-нибудь вопрос о копиях, т.е., почему мы не хотим считать их искусством. Но похоже, что ему это было очевидно.
( 4 comments — Leave a comment )