?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Идея прогресса, как представление о бесконечном поступательном развитии человечества, в общественном сознании соответствует ощущению ребенка, у которого «лучшее, конечно, впереди» – в сознании личном. И наоборот, представление о давно прошедшем Золотом веке – это воспоминания старика о своей прекрасной юности, «когда деревья были большими».


Книги пишут, что идея прогресса охватила умы только ко времени просвещенного 18-го столетия, а до этого в обществе в основном преобладала идея Золотого века (хотя у отдельных представителей можно, конечно, обнаружить любую из этих идей в любой исторический период, в зависимости от темперамента). Мне показалось примечательным, что эта «смена парадигмы» произошла на фоне изменения возрастной структуры общества в противоположную сторону, ведь доля стариков в нем за это время возросла, а доля молодых, соответственно, уменьшилась (и эта тенденция продолжается и посейчас).

Видимо, господство той или иной из этих идей определяется не просто долей, а иерархическим положением соответствующей части населения. Времена, когда «редкая птица долетала до середины Днепра», были патриархальными, т.е., власть была сосредоточена в руках тех немногих, кто дожил до почтенного возраста. Когда же их процент увеличился, не то чтобы власть уж прямо перешла в руки младенцев, но общественное внимание явно сместилось в их сторону: «все лучшее – детям».


Лукас Кранах Старший. Золотой век. Около 1530 (фото отсюда)

Автор вот этой статьи полагает, что нынешнее смещение массового читательского интереса от научной фантастики с ее устремленностью в будущее к фэнтези, где действие часто развивается в средневековом антураже, знаменует собой обратный ход этого маятника.

Posts from This Journal by “прогресс” Tag

  • Прогресса нет. И хорошо, что нет

    Технический прогресс – залог нашего благополучия. Однако преимуществами каждого нового изобретения сначала могут воспользоваться далеко не все, что…

  • Да разве могут дети юга

    Мы тратим столько усилий, чтобы защитить себя от зимнего холода и голода: шьем шубы, строим дома, а теперь еще и теплицы, чтобы круглый год…

  • И гласных долгота

    Попытки выявить влияние интернета на наши мозги можно, пожалуй, назвать несколько преждевременными – эта информационная технология все же еще…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
egovoru
Jul. 20th, 2014 03:44 pm (UTC)
"Исторически идея прогресса связана с НТР".

Да, потому что именно она привела к тому, что изменения (в первую очередь, технического обеспечения) стали заметны на протяжении одной человеческой жизни. Но ведь осознания самого факта изменений еще недостаточно для появления идеи прогресса, а надо еще определить его знак - к лучшему или к худшему. Идея прогресса - это признание, что изменения ведут к лучшему.

"в естественных креативный класс помоложе"

Если это так, то, видимо, тоже связано с большей зависимостью естественных наук от быстро меняющихся технических средств.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
egovoru
May. 9th, 2016 01:09 pm (UTC)
Я согласна с Вами, что, по-видимому, основной фактор, способствующий зарождению идеи прогресса в наших головах - это то, что мы сами наблюдаем его в течение свой жизни. Но, мне думается, картина здесь еще более сложная.

В частности, свою роль играет еще и постоянное удлинение периода детства, обучения, в череде поколений (что, конечно, само по себе - тоже следствие технического прогресса, а точнее - постоянного накопления суммы знаний, которые человеку надо освоить, прежде чем стать полноценным членом общества). А самая характерная психологическая особенность детского возраста - это и есть способность видеть лучшее впереди, а не позади?
noname_rambler
Nov. 27th, 2017 07:07 pm (UTC)
Проще всего это продемонстрировать на примере детской литературы — вряд ли нам удастся вспомнить пример более ранний, чем «Алиса в Стране чудес», а ведь это 1865 год.
Антоний Погорельский, Черная курица, или Подземные жители – 1829 год.
А вот про теплицу – согласен. У меня мелькала такая же мысль – советское воспитание как оранжерейное.
Обратный ход маятника – тоже согласен. Я даже могу назвать точку, откуда он пошёл – восьмидесятые, Рейган, Тэтчер, Горбачёв, переход от модерна к постмодерну.
egovoru
Nov. 28th, 2017 12:49 am (UTC)
"Подземные жители – 1829 год"

Да, и "Городок в табакерке" Одоевского (1834) - тоже раньше, и тоже явно специальная детская сказка. Да ведь и еще более ранний гофмановский "Щелкунчик" (1916) тоже написан специально для детей. Мысль автора статьи о том, что детство как отдельный период жизни распознавалось не всегда, попадалась мне где-то еще. Насколько это верно, я судить не берусь. Вроде бы еще у первобытных народов были специальные обряды инициации, знаменующие переход из детства во взрослое состояние? А если так, то не следует ли считать, что уже они выделяли специальный период детства?

"советское воспитание как оранжерейное"

В какой-то степени оранжерейным должно быть всякое детство - иначе детская смертность бы зашкаливала.

"Я даже могу назвать точку, откуда он пошёл – восьмидесятые"

А как думаете, почему человечество утратило веру в будущее именно в этот момент? Было бы понятно, если бы это случилось сразу после Хиросимы, но почему в 80-е?
noname_rambler
Nov. 28th, 2017 05:17 am (UTC)
Оранжерейное воспитание в смысле идеалистическое, хотя оранжерейное – будет точнее. Нам много говорили о том, как должно быть, а вот о том, как реально будет во взрослой жизни, увы – гораздо меньше. То есть такая стрела, устремлённая в будущее, "птица счастья завтрашнего дня" – "крыльями звеня". Но жить долго завтрашним днём нельзя – наступило отрезвление, ну и – похмелье...
Это ведь кстати не только у нас. В той же Британии были похожие проблемы. Я помню, когда читал знаменитую книжку Хайека (Дорога к рабству), одно место в примечаниях поразило. Книжка писалась в конце войны, и он там говорит о том, что переход от неизбежной в военное время социализации экономики (речь шла именно о Британии) нужно проводить постепенно и осторожно, уж никак не резко, методом шоковой терапии – чтобы не радикализировать настроения общества (с вытекающими отсюда последствиями). Разворот от реального ангсоца произошёл только в восьмидесятые во время правления Тэтчер. Как это воспринималось – можно посмотреть в фильмах Майка Ли и Кена Лоуча того времени.
В другом аспекте, в других терминах – это переход от модерна к постмодерну, сам по себе болезненный, как и любой фазовый переход; но ведь это ещё и переход от детской наивной веры в Деда Мороза к осознанию печального факта, что "Деда Мороза не бывает". Некоторое время дети ещё продолжают играть в веру в Деда Мороза — это и есть постмодерн. Потому и фэнтези, где всё понарошку, "как бы", приходит на замену "научной" фантастике, что на полном серьёзе моделировала будущее. А что будет дальше, когда "дети" повзрослеют ... что такое будет "новая серьёзность" "без Деда Мороза" – кто ж знает...

Edited at 2017-11-28 05:19 am (UTC)
egovoru
Nov. 28th, 2017 01:47 pm (UTC)
"переход от модерна к постмодерну"

То есть, модерн - это искренняя вера в лучшее будущее, а постмодерн - делание хорошей мины при плохой игре: веры такой уже нет, но видимость ее поддерживается? У меня, надо сказать, есть определенные трудности с использованием терминов "модерн" и "постмодерн" - как-то я не совсем уверена, что действительно понимаю, какой смысл в них вкладывают.
( 9 comments — Leave a comment )