?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хотела было еще раз лягнуть художников-концептуалистов – за то, что они, кажется, совсем забыли, что искусство должно создавать красоту, но вовремя спохватилась. Ведь прекрасное – не самоцель. Первобытный художник рисовал оленя для того, чтобы ему повезло на охоте. И мне кажется, что вот эта роль искусства – магическая – не только сохранилась и поныне, но она-то и есть самая главная.

Ведь почему мы воспринимаем "Бедствия войны" или "Колымские рассказы" как великие произведения искусства? Некоторые скажут, что причина – эмоциональный шок, который вызывает у нас их жуткий предмет. Но шока самого по себе явно недостаточно. Наверное, дело в том, что мы испытываем громадное облегчение, обнаружив, что талант художника может что-то сделать с этой жутью. Так что в конечном счете получается, что художник – это заклинатель мирового зла.

is

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

  • На холсте уста вселенной

    Размышляя о том, как художники пытаются изменить мир, Борис Гройс отмечает, что с 20-го века они стали использовать новую стратегию. Если раньше…

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
nebos_avos
Jul. 25th, 2013 03:03 pm (UTC)
"Наверное, дело в том, что мы испытываем громадное облегчение, обнаружив, что талант художника может что-то сделать с этой жутью.Так что в конечном счете получается, что художник - это заклинатель мирового зла"

Не с ней самой, а с переживанием оной. Мировое зло он заклинает то, которое "внутри" нас.

А в общем, верно. Только то искусство настоящее, которое "помнит" свое происхождение от магии.
egovoru
Jul. 25th, 2013 04:32 pm (UTC)
Да, конечно, "зло внутри нас" - это и есть то "мировое зло", которое я имела в виду.
egovoru
Dec. 12th, 2013 01:27 pm (UTC)
Вы спрашиваете: "Вроде бы мы сошлись на том, что функция искусства по преимуществу магическая. Но все-таки от магии оно чем-то отличается. Так чем же? Вопрос этот не раз мне задавал Слава Шевченко, и ответа я до сих пор не знаю. Может, Вы знаете"?

Я могу наметить такие две линии размышления.

1) Эффективность собственно магии неразрывно связана с точностью воспроизведения ритуала: дверь откроется, только если упомянуть сезам, а горох, фасоль и т.д. - не сработают. Но, когда магический ритуал достаточно усложняется, его исполнитель невольно вносит какие-то свои вариации. Сначала они, очевидно, воспринимаются как нежелательные - традиционное искусство вовсе не предполагает никакой "отсебятины" - но постепенно именно они - т.е., персональный вклад художника - и становятся главным содержанием искусства.

2) Я бы все-таки не стала напрочь выкидывать из определения искусства понятие "красоты". Искусство - это не всякая магия, а только определенный ее способ. Эстетический инстинкт - наверное, самый загадочный из всех, что у нас есть, но это еще не повод его отрицать.
nebos_avos
Dec. 12th, 2013 01:57 pm (UTC)
В духе 1) ответ и у меня намечался. Да, напрашивается тут оппозиция "узуальное - окказиональное". Первое подобает магии как институту, второе - искусству (тоже как институту). Дело, наверное, в том, что магия "танцует" от прецедента: некий расклад предметов и действий оказался успешным - и далее он скрупулезно воспроизводится. Тогда как художник на интуицию полагается больше, чем на инструкцию: что и в каком порядке подействует - это он угадывает применительно к здесь и теперь.

До что 2), то эстетического инстинкта я не отрицаю. Мне только непонятно, какой у него функциональный эквивалент, т.е. каким образом красота что-то делает.
(no subject) - egovoru - Dec. 12th, 2013 02:07 pm (UTC) - Expand
egovoru
Dec. 8th, 2014 01:52 pm (UTC)
Вот еще уважаемый hyperboreus на другой ветке предлагает свое определение искусства (точнее, художественного вкуса) - мне понравилось, особенно стих ;)
nebos_avos
Dec. 8th, 2014 02:10 pm (UTC)
Да, стихи хорошие. Примерно то же пишет Слава (последний раздел монографии): искусством воспитывается способность видеть вещи sub specie aeternitatis.
egovoru
Jun. 11th, 2015 11:33 am (UTC)
Не знаю, обратили ли Вы внимание на новую статью о скрипторике Мих. Эпштейна, кот. он упоминал в своем журнале? Он там предлагает рассматривать акт письма как жертвоприношение - потому что человек пишущий отказывается от собственной жизни на время письма.

С одной стороны, эта мысль кажется мне интересной - особенно в контексте темы, о которой мы здесь говорили: ведь магические ритуалы тоже часто включают жертвоприношения. Но, с другой стороны, акт письма вовсе не кажется мне каким-то исключением в этом смысле среди других видов человеческой деятельности: ведь и когда человек говорит, вместо того, чтобы делать - он тоже приносит себя в жертву! Более того, человеческая культура в целом может рассматриваться как такое жертвоприношение своей животной сущности, не так ли?

Edited at 2015-06-11 11:34 am (UTC)
nebos_avos
Jun. 11th, 2015 11:42 am (UTC)
Пожалуй, так. Культура требует самоограничения - в некотором смысле это "жертвоприношение своей животной сущности".
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2015 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 27th, 2015 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 27th, 2015 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2015 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 27th, 2015 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 27th, 2015 03:58 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Jul. 30th, 2013 11:04 am (UTC)
А может быть, магическая составляющая даже усилилась. На мой взгляд, косвенным признаком этого служит увеличившаяся популярность всяческого фэнтези и разной мистики.
В общем, возврат к истокам.
egovoru
Jul. 30th, 2013 12:02 pm (UTC)
Неожиданная мысль. Я, вообще-то, не имела в виду такое буквальное толкование - на мой взгляд, любое, даже самое реалистическое, искусство есть магия по своему существу. Но особенное пристрастие современного человечества к именно такой форме магии, как фэнтези - конечно, очень интересный феномен. Мне, правда, трудно его анализировать, потому что сама я оказалась иммунной.
vls_smolich
Jul. 30th, 2013 12:47 pm (UTC)
Нет, и я где-то так понимаю -- любое искусство, да.
Просто мне кажется, что в форме фэнтези это уже это уже какие-то более зримые черты обрело, понятные для всех.
А я в детстве случайно прочёл книгу "Хранители" Толкина..., так что когда-то всё-таки переболел.
(no subject) - nebos_avos - Jul. 30th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 30th, 2013 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Jul. 30th, 2013 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jul. 30th, 2013 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Aug. 1st, 2013 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 1st, 2013 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Aug. 1st, 2013 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 1st, 2013 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Aug. 2nd, 2013 02:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 2nd, 2013 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Aug. 2nd, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 2nd, 2013 12:07 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jul. 30th, 2013 02:24 pm (UTC)
Когда орангутанги спускаются с деревьев
User vls_smolich referenced to your post from Когда орангутанги спускаются с деревьев saying: [...] обозначить тему, затронутую вот этим постом уважаемой : http://egovoru.livejournal.com/22069.html [...]
ye_wilde_fox
Aug. 1st, 2013 03:07 pm (UTC)
А мамонта первобытный художник рисовал, чтобы его не бояться - нарисовал и обрел контроль над ситуацией и можно даже этого большого мамонта сделать совсем маленьким и художник уже становиться не просто художником, а волшебником:) И в этом во всем есть общие психологические корни с искусством вуду.
egovoru
Aug. 1st, 2013 11:47 pm (UTC)
Да, Вы совершенно верно меня поняли.
ye_wilde_fox
Aug. 2nd, 2013 04:27 am (UTC)
Преодоление страхов - основная миссия искусства и для этого оно и появилось на свет. Это уже потом оно стало служить развлечением, а теперь некоторые даже думают, что оно просто для услады глаз.
( 35 comments — Leave a comment )