?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ухо анфас

Несомненно, что человеческое лицо крупным планом - важнейшее изобразительное средство кино как вида искусства. Но с некоторых пор я замечаю странную тенденцию показывать даже не крупный план, а сверхкрупный - соответствующий помещению лица актера уже не в личное, а интимное пространство зрителя (по классификации Эдварда Холла). В реальной жизни в это пространство мы не допускаем никого, кроме самых близких людей, а насильственное его нарушение вызывает у нас крайний дискомфорт.


Такой же дискомфорт вызывает у меня и этот сверхкрупный план в кино - и, соответственно, мне интересно, что же заставляет режиссеров им злоупотреблять? Понятно, что величина интимного пространства варьирует в разных культурах: даже не надо проводить социологических исследований, чтобы догадаться, что, скажем, в Японии оно меньше, чем в Монголии. Может, такое поветрие в нынешнем кинематографе отражает уменьшение величины этого пространства у нашего молодого поколения по сравнению с предыдущими?