?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наш анабаптизм

Как известно, доктрина анабаптизма строится на отрицании крещения несознательных детей. Не только религиозные, но и морально-этические, да и просто житейские представления прививаются родителями детям в самом нежном возрасте, когда они еще совершенно не в состоянии постичь их рассудком. Иначе, видимо, и нельзя, как с языком: способность к его усвоению резко снижается после определенного возраста, и настоящий Маугли так никогда и не выучился говорить по-человечески.


Но в результате мы вступаем во взрослую жизнь с багажом, собранным не нами, и почти вся она уходит на то, чтобы определить, поддерживаем ли мы сами каждую из таких бессознательно усвоенных в детстве идей? Трудность в том, что большинство из них мы даже и не формулируем, как идеи, и, соответственно, не подвергаем сознательному анализу. А в какой-то момент вдруг понимаем, что мы ведь вовсе так не думаем!..

Tags:

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
verum_corpus
Mar. 8th, 2014 04:46 pm (UTC)
Боюсь, что анабаптизм - это что-то иное (Вы, наверное, имели в виду баптизм:))).
egovoru
Mar. 8th, 2014 05:59 pm (UTC)
Нет, почему же: дословный перевод названия "анабаптисты" и будет "перекрещенцы". Из Википедии: "Основным признаком движения стал призыв к повторному крещению в сознательном возрасте".

И основания для этого они выдвигают самые разумные: выбор веры должен быть сознательным актом верующего, а не результатом родительского индоктринирования. И я имею в виду точно то же самое. Другой вопрос, насколько мы на самом деле можем освободиться от такого индоктринирования, даже если очень постараемся - но стараться мы все равно должны ;)
verum_corpus
Mar. 8th, 2014 06:16 pm (UTC)
###### выбор веры должен быть сознательным актом верующего #####

Вам IMHO удалось написать чудовищную то ли по парадоксальности, то ли по бессмысленности фразу (это к слову:)).
----------------------
У католиков западного обряда такое затруднение решено довольно естественным образом - младенец по желанию родителей может получить крещение, но таинство конфирмации (и первое причастие) он получает по достижении сознательного возраста. В восточном обряде по-другому, там дают причастие и миропомазание и младенцам.
egovoru
Mar. 8th, 2014 06:53 pm (UTC)
Согласна, что идея сознательного выбора веры подрывает весь смысл веры как воспринятой благодати. И, тем не менее, какая же еще необходимость может быть во вторичном крещении в сознательном возрасте? Почему анабаптистам показалось недостаточно конфирмации, я, конечно, не знаю - надо спросить у них самих.
verum_corpus
Mar. 9th, 2014 11:06 am (UTC)
Так кто всё-таки выбирает веру - верующий (как Вы выше написали) или неверующий?
egovoru
Mar. 9th, 2014 01:14 pm (UTC)
Проблема ведь в том, что не существует единой веры, а много разных конфессий, сражающихся друг с другом. К 16-му веку идея свободы совести стала уже достаточно популярна в Европе. Возможно, анабаптисты имели в виду, что не выбор между верой и неверием, а выбор конкретной деноминации должен совершаться сознательно? Несомненно одно: они считали (-ют) необходимым повторное крещение в сознательном возрасте.
verum_corpus
Mar. 10th, 2014 10:56 am (UTC)
Кстати, атеистическая индоктринация в детстве почти неизбежно означает начало половых контактов ранее созревания личности.
egovoru
Mar. 10th, 2014 11:26 pm (UTC)
Вы затронули важную проблему, только мне кажется, что сложность здесь заключается в другом.

Человек отличается от животных тем, что большую часть необходимых для жизни навыков он получает не с генами, а за счет обучения у предыдущих поколений (то, что мы называем культурой). При этом объем знаний, которые ребенку необходимо усвоить для нормального функционирования во взрослом обществе, с каждым поколением увеличивается, так что и период обучения пропорционально удлиняется. В результате нынешние дети все еще носят короткие штанишки в том возрасте, когда мы были уже вполне независимыми, а мы, соответственно, отставали в этом отношении от свох родителей.

А вот возрастные рамки нашей репродуктивной способности остаются примерно теми же. Средний возраст рожениц уже существенно увеличился как следствие удлинения периода обучения, но он не может увеличиваться до бесконечности. Если экстраполировать нынешнюю тенденцию в будущее, то рано или поздно окажется, что детям придется так долго учиться, что они будут достигать дееспособности только тогда, когда их репродуктивная способность уже вовсе иссякнет. Интересно, какой выход будет найден из этого положения?



verum_corpus
Mar. 11th, 2014 03:47 pm (UTC)
А есть кино хорошее, там на первых же минутах это разбирается:)) :
http://verum-corpus.livejournal.com/162640.html .

##### При этом объем знаний, которые ребенку необходимо усвоить для нормального функционирования во взрослом обществе, с каждым поколением увеличивается ######
Это, конечно, несерьёзно. Вообще наше обучение имеет целью скорее сделать человека тупым, искоренить в нём природную смекалку. А знаний наш Митрофанушка, конечно, имеет бесконечно меньше, чем его средневековый сверстник, не говоря о дикаре.

Почему женщины не хотят рожать в молодости, можно, конечно, обсуждать, но это нисколько не мешает им начинать половую жизнь на несколько лет раньше своих ровесниц в прежние века. Собственно, снижение возраста начала половой жизни до подросткового и было одной из программных целей так называемой "сексуальной революции" около столетия назад.
( 9 comments — Leave a comment )