?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пытливые умы давно занимает происхождение запрета на поедание свинины у евреев и мусульман. Одна из гипотез объясняет его сравнительно бóльшим количеством паразитов у свиньи, но школьные воспоминания о бычьем цепне и его многочисленных родственниках заставляют меня усомниться в ее справедливости. Другая возможная причина, привычка свиньи валяться в грязи, убедительна только для тех, кто имел дело с овцой исключительно в виде шашлыка. Есть также мнение, что свиное мясо гниет быстрее, чем любое другое, но моей любознательности не хватает на то, чтобы проверить это непосредственным экспериментом. Наконец, правоверные утверждают, что никаких причин искать и не надо, а весь смысл в том и состоит, что это запрет, потому что запрет.


Но на самом деле причины ведь ясно изложены в первоисточнике: «потому что копыта у нее раздвоены, и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки» (Левит 11:7-8 и почти дословно – Второзаконие 14:7-8). То есть, свинья – существо нечистое именно потому, что нарушает гармонию в природе, где все парнокопытные животные – жвачные, а она вдруг выбивается из общего ряда.

Согласитесь, что уже одно это многое говорит об устройстве мозгов у создателей авраамических религий.

Во второй новелле фильма «Нью-Йорк, я люблю тебя!», одной из лучших в нем, этот вопрос обсуждают джайнист и хасидка – партнеры по ювелирному бизнесу (передаю своими словами):

– У нас нельзя есть то-то и то-то.
– А у нас – то-то и то-то.
– А вот христиане – те едят все подряд.
– Потому-то их и нет в ювелирном деле: ну, как можно доверять человеку, который ест все подряд???



Posts from This Journal by “религия” Tag

  • И гудит малиновый звон

    Подобно Лапласу, я пока не нуждаюсь в этой гипотезе, но легко могу себе представить, откуда берется вера в бессмертие души: если не из страха…

  • Свободы сеятель пустынный

    Термин «свобода совести» кажется мне не слишком удачным, но более подходящее слово «свободомыслие» уже занято совсем другой концепцией. «Декларация…

  • «Здесь я стою — я не могу иначе»

    Приходилось слышать, что, дескать, слово «совесть» уникально для русского языка. Но вспомним знаменитую речь Мартина Лютера перед императорским…

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
nebos_avos
Sep. 29th, 2013 05:59 pm (UTC)
Не оттого ли и голая рыба некашерная?

Edited at 2013-09-29 06:01 pm (UTC)
egovoru
Sep. 29th, 2013 07:37 pm (UTC)
Именно: отсутствие чешуи - для рыбы непорядок.
karjalaskier
Sep. 30th, 2013 01:24 pm (UTC)
Истина несколько иная: запрет на свинину связан более с борьбой с каннибализмом. Строение свиньи, как всей, так и отдельных органов сильно похоже на человеческое. Вполне возможно, поэтому на всякий случай и появился полный запрет на свинину.
Кстати, также запрещено есть всякие блюда, при приготовлении которых используется кровь. Например, кровяная колбаса, которой славится Украина. Запрет - как борьба с вампиризмом.
egovoru
Sep. 30th, 2013 11:29 pm (UTC)
Да, это интересная гипотеза, но, как мне кажется, не слишком состоятельная.

Во-первых, вопрос о пресловутой "похожести" свиньи на человека должен быть уточнен - по сравнению с кем и по каким критериям? Внешне и по строению внутренних органов свинья ровно настолько же похожа (или, если угодно, не похожа) на человека, как коза или овца - и несомненно менее похожа, чем обезьяна. (Хотя обезьяны в Св. Писании, кажется, вообще не упоминаются).

Насколько я понимаю, впервые разговоры об этой сомнительной похожести начались, когда оказалось, что человеку можно пересадить свиные сердечные клапаны. Но даже и с этой стороны, иммунологической, свинья не занимает никакого особо привилегированного положения по сравнению с другими животными (см., например диаграмму: http://sangerinstitute.wordpress.com/2013/08/13/finding-pearls-in-swine-how-a-worldwide-community-annotated-the-pig-genome/)

А во-вторых, и это, может быть, еще более серьезное возражение против Вашей гипотезы, это то, что свинья ведь - далеко не единственное животное, которое Библией запрещено есть. Также запрещен, например, верблюд - а уж про него, кажется, никто никогда не говорил, что он как-то особо похож на человека. Но он - тоже "аномальный", только наоборот: жвачный, но не парнокопытный. Наконец, уже упомянутая другим комментатором запретная рыба без чешуи - тоже на человека совсем не похожа.

Edited at 2013-09-30 11:30 pm (UTC)
karjalaskier
Oct. 1st, 2013 06:37 am (UTC)
Там еще написано, что "не ешь мясо козленка с молокой матери его". И почему-то евреи сделали не понятный всем вывод, что нельзя есть козлятину с козьим молоком. А вообще запретили мясное смешивать с молочным. Поэтому про кошер надо вообще не заморачиваться.
Вот лучше про мусульман: что еще кроме свинины им запрещено? Грызуны?
egovoru
Oct. 1st, 2013 11:04 am (UTC)
"Вот лучше про мусульман: что еще кроме свинины им запрещено? Грызуны?"

Нет, про грызынов ничего не сказано; вообще свинья - единственное упомянутое родовое название; другие запреты касаются более способа получения мяса, а не того, от какого животного оно происходит:

"О вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу, если вы закололи животное по шариату. Вам запрещается употреблять в пищу мясо животных, приносимых в жертву идолам". (Коран, 5:3).

И причина запрета, как видите, совсем не объясняется.
karjalaskier
Oct. 1st, 2013 11:15 am (UTC)
Халяльное как и кошерное мясо получается при сливе крови из забиваемого животного. Опять кровь?
egovoru
Oct. 1st, 2013 11:29 am (UTC)
Почему нельзя есть кровь, падаль или детеныша с молоком матери, или почему животных надо убивать только определенным людям или определенным способом - все это, конечно, тоже чрезвычайно примечательно и многое говорит о психологии вводивших эти запреты.

Но даже на этом фоне специфическое исключение свиньи из ряда пищевых животных выглядит неожиданно, согласитесь. Коран, к сожалению, не содержит никаких намеков на причины этого; а вот Библия - содержит, и я не вижу оснований искать другие.

Мне думается, библейский текст показывает, что его создатели уже ясно осознавали наличие определенных закономерностей, системы в живой природе, и любые видимые нарушения этой системы внушали им подозрение. Возможно, они боялись, что, если есть что-то аномальное, то можно этой аномальностью "заразиться".
nebos_avos
Oct. 1st, 2013 01:44 pm (UTC)
Как-то думаю, объясняется (хотя и не в самом Коране). От иудеев мне известна такая версия: убивать животное следует так, чтобы его психика не успела на это среагировать. Поэтому шохет (резник) - профессия очень серьезная!
egovoru
Oct. 2nd, 2013 12:20 pm (UTC)
"чтобы его психика не успела на это среагировать"

Да, современная интерпретация именно такова, а сами правила забоя скота чрезвычайно похожи и у мусульман.

Можно было бы рассматривать это как ранние попытки минимизировать зло убийства в ситуации, когда оно необходимо (чтобы не помереть с голоду), но примечательно, что, насколько я понимаю, ведь никаких специальных правил для убийства людей ни Торой, ни Кораном не предусмотрено.
nebos_avos
Oct. 2nd, 2013 01:51 pm (UTC)
Так ведь не людоедам же предписание адресовано! Цель правила - уберечь от ритуальной нечистоты. Ведь если животное "нервничает", то в его органике, сталбыть, и в составе мяса происходит какая-то порча.
egovoru
Oct. 2nd, 2013 10:42 pm (UTC)
То есть, Вы полагаете, что они руководствовались сугубо гастрономическими соображениями? ;)
nebos_avos
Oct. 3rd, 2013 08:25 am (UTC)
Нет, дело в ритуальной скверне. По той же причине нельзя есть падаль, прикасаться к покойнику и т.д.
vls_smolich
Sep. 30th, 2013 01:51 pm (UTC)
Так как вариант с похожестью человека и свиньи уже прозвучал, у меня остаётся только одна версия, самая простая -- советская:
Во времена социализма в народе бытовала конспирологическая теория, что если по телевизору вдруг начинают говорить о вреде для здоровья того или иного продукта -- значит, он скоро исчезнет из магазинов.
Кто их знает -- может, у них элементарно голодно было, вот Моисей какой-нибудь и придумал?
egovoru
Sep. 30th, 2013 11:46 pm (UTC)
Какое-то особое биологическое сходство свиньи с человеком - это, на мой взгляд, миф; сходство это много, много меньше, чем у шимпанзе или бонобо. Более того, я думаю, что миф этот обязан своим происхождением именно отзвукам того библейского отвращения к свинье, которое христианство отчасти тоже унаследовало, хотя и не в такой категорической форме. Соответственно, когда на этом фоне обнаруживается хоть что-то общее (а такого общего, конечно - вагон и маленькая тележка, т.к. свинья все-таки - не лягушка или таракан), то это производит фурор в не слишком искушенных умах.

А вот что касается "советской" причины, в ней есть своя логика, поскольку разводить свиней в условиях пустыни - действительно, нелегко, так что лучше уж и силы напрасно не тратить. Против нее, однако, говорит то, что ведь запрещенным к поеданию был и верблюд (не у мусульман, правда) - а уж он-то как раз идеально приспособлен именно для пустыни.
vls_smolich
Oct. 1st, 2013 12:06 pm (UTC)
Ну, это просто версия, к тому же совсем не претендующая на научность. А верблюды -- кто знает, может, у древних евреев и с ними дефицит был. Они же в Египте строго на овцах специализировались, потому что вроде как у египтян как раз овцеводство было то ли под запретом, то ли они сами выпасом не занимались.
egovoru
Oct. 1st, 2013 12:18 pm (UTC)
Да, конечно, нам сейчас непросто восстановить ту реальность, а причин вполне могло быть несколько. Библейский же текст интересен тем, что показывает, что они уже тогда ясно понимали наличие в живой природе определенных закономерностей - не хуже Жоржа Кювье.
freesopher
Sep. 30th, 2013 06:19 pm (UTC)
Могу подкинуть еще один вариант: обычно объявляли табу и не ели тотемное животное, которое объявлялось предком - евреи когда-то считали себя потомками свиньи, но со временем забыли об этом, а запрет остался.
egovoru
Sep. 30th, 2013 11:54 pm (UTC)
Да, это интересная мысль. У каких-то славянских племен вроде тотемом был медведь, и, соответственно, существовал запрет на поедание медвежатины.

Смущает здесь, однако, то, что ведь Ветхим Заветом запрещена далеко не только одна свинья, а целый длинный список, куда входят, в частности, верблюд, даман, заяц, кальмар и креветка. Вряд ли вся эта компания числилась у евреев в предках.
freesopher
Oct. 1st, 2013 04:54 am (UTC)
Возможно, у разных еврейских племен были разные тотемы.
А цитату из ВЗ о кальмарах привести можете?
egovoru
Oct. 1st, 2013 10:52 am (UTC)
"А цитату из ВЗ о кальмарах привести можете?"

Вот, пожалуйста (Левит 11:9-12):

"Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас".

Согласитесь, что это многовато будет даже для всех вместе взятых еврейских племен, если иметь в виду избрание таких животных в роли тотема.
( 21 comments — Leave a comment )