?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поэзия - уникальный вид искусства (включая в него и изящную словесность). Можно купить картину, издание романа или запись кинофильма, но все это станет частью только твоего багажа, а не тебя самого. Запоминая же стихотворение, мы делаем его физической частью своего тела. Считается, что со времен Гомера наши способности по этой части изрядно ухудшились - да, думаю, и тогда не все знали наизусть целую "Илиаду". В любом случае, стихи из памяти постепенно выветриваются - примечательно, что здесь мы употребляем то же слово, что и геологи, когда они говорят о разрушении пород. Но даже и руины стихов - это остатки подлинника, а не слепок-впечатление, которые остаются у нас от живописного полотна, романа или фильма.



Comments

( 14 comments — Leave a comment )
rhumb
Nov. 2nd, 2013 04:34 am (UTC)
опять же про "венец" - катаев до преклонных лет помнил стихи того же эскесса. они бы и не сохранились в ином случае. так что это обоюдный энергообменный процесс ))
egovoru
Nov. 2nd, 2013 12:15 pm (UTC)
"это обоюдный энергообменный процесс"

Совершенно с Вами согласна. Я думаю, что роль читателя (зрителя) в художественном творчестве очень существенна. В частности, я не верю в существование "непризнанных гениев" (http://egovoru.livejournal.com/8753.html). В сущности, именно читатель делает великую книгу (картину и т.п.) - великой.

Edited at 2013-11-02 12:21 pm (UTC)
nebos_avos
Nov. 2nd, 2013 06:57 am (UTC)
*Запоминая же стихотворение, мы делаем его физической частью своего тела.*

Очень понравилось! Только вот вопрос: отчего с музыкой не так? Может, артикулированный звук в теле "размещается" с большим удобством?
egovoru
Nov. 2nd, 2013 12:20 pm (UTC)
Да, с музыкой, конечно, тоже так. То, что я написала не о музыке, а о словах - весьма характерно: я не слишком музыкальна. Не то, что я совсем уж неспособна оценить прелесть того или иного музыкального произведения, но для меня это - второстепенный канал приобщения к божественному, увы.
nebos_avos
Nov. 2nd, 2013 12:52 pm (UTC)
Наверное, в этом специфика вообще аудиального искусства. Принцип, б/м, такой: что рождается "нутром", то ему же и сродственно.
egovoru
Nov. 2nd, 2013 01:51 pm (UTC)
Да, но также существенна и портативность: вполне аудиальная симфония все-таки принадлежит к тому же, к чему и роман - к багажу. Хичкок, помнится, говорил, что длительность фильма имеет естественный предел - емкость человеческого мочевого пузыря; также и здесь - границей служит емкость человеческой памяти.
egovoru
Sep. 7th, 2015 05:39 pm (UTC)
Случайно наткнулась у Льва Лосева на определение поэзии, которое мне тоже понравилось. А как оно Вам?

В Женеве важной, нет, в Женеве нежной,
в Швейцарии вальяжной и смешной,
в Швейцарии со всей Европой смежной,
в Женеве вежливой, В Швейцарии с мошной,
набитой золотом, коровами, горами,
пластами сыра с каплями росы,
агентами разведок, шулерами,
я вдруг решил: "куплю себе часы."

Толпа бурлила. Шла перевербовка
сотрудников КЦГРБУ.
Но все разведки я видал в гробу.
Мне бы узнать, какая здесь штамповка,
какие на рубиновых камнях,
водоупорные и в кожаных ремнях.

Вдруг слышу из-под щеточки усов
печальный голос местного еврея:
"Ах, сударь, всё, что нужно от часов,
чтоб тикали и говорили время."

"Чтоб тикали и говорили время...
Послушайте, вы это о стихах?"
"Нет, о часах, наручных и карманных..."
"Нет, это о стихах и о романах,
о лирике и прочих пустяках."
nebos_avos
Sep. 7th, 2015 06:11 pm (UTC)
Блеск! Лосева я вообще люблю. Вот, кстати, беседа с ним http://www.topos.ru/article/5708 Особенно понравилась его мысль, что воображение поэту не нужно (а то и вредно).

Edited at 2015-09-07 06:22 pm (UTC)
egovoru
Sep. 7th, 2015 06:34 pm (UTC)
Я его совсем плохо знаю, и по поверхностному суждению он, равно как и Гандлевский с Уфляндом, кажется мне довольно похожим на Бродского. Но похожесть эта, конечно, того же рода, как похожесть, например, Баратынского на Пушкина: отражение принадлежности к одной и той же традиции, школе. Думаю, у нас есть все основания назвать эту школу-традицию, например, "Бронзовым веком" ;) А?

А это интервью я, кажется, уже читала раньше - выглядит как-то знакомо.

Edited at 2015-09-07 06:37 pm (UTC)
nebos_avos
Sep. 7th, 2015 06:38 pm (UTC)
Да, что-то общее есть. Может, со временем так и назовут.
vls_smolich
Nov. 2nd, 2013 02:59 pm (UTC)
Вот да -- как вы и пишете в предыдущей ветке обсуждения.
Именно музыкальная составляющая поэзии и делает её уникальной.
Рифма и ритм. Поэзия -- музыка слов.
И говорят же, что для общения с Богом есть только два языка -- математика и музыка.
egovoru
Nov. 2nd, 2013 03:16 pm (UTC)
В биографии Бетховена я прочла, что он считал единственно доступными человеку путями к Богу - музыку (что естественно), но еще и науку - что меня удивило.

Конечно: "Останься пеной, Афродита, и слово, в музыку вернись". Но здесь я имела в виду нечто другое. Как бы ни была божественна иная симфония, средний человек не в состоянии запомнить ее целиком - как, скажем, и целый роман, каким бы великим он ни был. То есть, существенна еще и компактность формы.
vls_smolich
Nov. 3rd, 2013 10:09 am (UTC)
А я с Бетховеном согласен на все сто -- именно так и есть.
Компактность формы?
Не знаю, как правильно сформулировать.
Иной стих равен роману по глубине мысли.
Малая форма конденсирует смысл -- маленький объём, но большая ёмкость.
Слово -- именно вот такое, никаких синонимов и только вот на этом месте. И по другому никак нельзя.
Большая форма -- раствор, малая -- кристалл. Написание стихов как процесс выпаривания смысла.
Оттого и восприятие разное.
egovoru
Nov. 3rd, 2013 01:11 pm (UTC)
"Иной стих равен роману по глубине мысли".

Да, конечно. "Малость" формы здесь - не в смысле уничижительном, а именно в том, что роман-то физически нельзя запомнить целиком, а стихи - можно.

Противопоставление же "раствор - кристалл" подразумевает, что одно можно заменить другим (растворишь стихи - получишь роман), что, на мой взгляд, неверно, и пример тому - "Доктор Живаго". Стихи в нем - необыкновенно хороши, а вот роман, на мой взгляд, не получился.

Я хочу сказать, что проза требует отдельного таланта.

Edited at 2013-11-03 01:17 pm (UTC)
( 14 comments — Leave a comment )