?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Благодаря успехам нейрофизиологии пропасть между «физиками» и «лириками», или, иными словами, между естественными науками и гуманитарным знанием в наше время уже не та, что была раньше, но все же до полной поверки алгеброй гармонии еще весьма далеко. Один из самых крепких орешков – проблема свободы воли. С одной стороны, ответственность индивидуума за свои поступки лежит в основе не только юриспруденции, но и всей нашей цивилизации. Но, с другой стороны, раскопать ее нейронный механизм как-то уж очень нелегко.

Большинству из нас знакома ситуация, когда есть сознание необходимости сделать нечто и одновременно огромное желание этого не делать – потому что это трудно, страшно, и т.д. Как мозги находят выход из нее? Не похоже, что они просто дожидаются, пока активность одного отдела мозга критически превысит активность другого – потому что, если нам все же удается сделать «что должно», у нас остается ощущение совершенного усилия, а если нет – только чувство вины. Интересно, на что конкретно затрачивается это усилие и где оно осуществляется?

Что происходит, когда мы пытаемся сознательно влиять на исход этого выбора – говорим себе «Just do it» или пытаемся припомнить какие-то дополнительные обстоятельства, способные склонить нас к «правильному» решению? Почему иногда это удается, а иногда – нет? Некоторые утверждают, что им незнакомы подобные проблемы – чем они отличаются? Может, просто тем, что их сознание «включается» только после того, как решение уже принято? Тогда не делает ли это их более похожими на животных, которые, как мы считаем, вообще действуют «инстинктивно»? А если никакого отдельного человеческого механизма действительно нет, и свобода воли – только иллюзия, то как быть с принципом ответственности, отменять который вроде никто не собирается?..


Свобода воли. Акварель Keshava Shukla

Posts from This Journal by “свобода” Tag

  • Рабство всегда порождает рабство

    Европейский капитализм развивался параллельно с политическим либерализмом – не удивительно, что они кажутся нам двумя сторонами одной медали. А вот…

  • Свободы сеятель пустынный

    Термин «свобода совести» кажется мне не слишком удачным, но более подходящее слово «свободомыслие» уже занято совсем другой концепцией. «Декларация…

  • Свободе привет и почет

    Вопрос о наличии у нас свободы воли заведомо принадлежит к категории «вечных». Фальсификация утверждения, что этой свободы нет, потребовала бы…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
nebos_avos
Aug. 14th, 2013 06:47 pm (UTC)
"Один из самых крепких орешков - проблема свободы воли".

Неча его и разгрызать - проблема эта не научная. У Канта о том сказано довольно ясно: свобода "находится" по ту сторону физической причинности.
egovoru
Aug. 15th, 2013 12:47 am (UTC)
"проблема эта не научная"

Смотря как ее сформулировать. Поскольку свобода воли - вполне определенное субъективное ощущение, то выяснение, что при этом происходит в нашем мозгу - на мой взгляд, вполне корректно поставленная задача. Другое дело, что реально подобраться к ее решению очень трудно - ведь нельзя же подкручивать по очереди все винтики в голове у испытуемого и спрашивать его, по-прежнему ли он чувствует свою свободу воли?..
nebos_avos
Aug. 15th, 2013 08:10 am (UTC)
Допустим, психическое состояние однозначно связано с нейрофизиологическим. Но дело в том, что вера в свободу воли - феномен не психический а ментальный. А второй к первому не сводится.
egovoru
Aug. 15th, 2013 11:08 am (UTC)
"А второй к первому не сводится."

Наверное, согласна с Вами. Именно поэтому и думаю, что не имеет принципиального значения так называемая "иллюзорность" свободы воли.
verum_corpus
Feb. 12th, 2014 03:06 pm (UTC)
В огороде бузина...
Слушайте, даже анализ программного обеспечения Windows не имеет ничего общего с изучением винтиков (элементов) моего компьютера (и вообще его проще производить на бумаге, читая глазами исходный код). С какого же, простите, бодуна проблемы психического или разумного предмета должны пересекаться с какой-то физиологической слизью в голове? Конечно, изучение мозгов может иметь смысл для помощи больным людям, но для здоровых людей оно решительно не обещает никакой пользы.
egovoru
Feb. 13th, 2014 12:06 am (UTC)
Re: В огороде бузина...
"для здоровых людей оно решительно не обещает никакой пользы"

А как, позвольте спросить, провести границу между больным и здоровым?
verum_corpus
Feb. 13th, 2014 03:20 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
В том-то и дело, что наука здесь бессильна - в отличие от сифилиса, определить наличие (или отсутствие) душевной болезни объективным образом нет способа. Именно по этой причине так болезненны вопросы принудительного использования психиатрии, как к взрослым http://www.ichkeria.info/index.php/protection-of-rights/12156-psikhiatricheskij-plevok-v-litso-chechenskogo-naroda, так и к детям http://cchr-president.livejournal.com/18503.html [с детьми в этой области вообще всё ужасно, как при Гитлере, потому что ребёнок не может сам выдать юристу доверенность, чтобы тот его защищал]. Дело в том, что если бы судьи у нас были честными, то психиатры не смогли бы запихнуть в больницы абсолютное большинство тех, кого они сейчас туда в РФ запихивают, так как доказать свои диагнозы в суде (по правилам доказывания, как в уголовном процессе) они не способны.
-------------------------------
На всякий случай: недавно вышла книга Ю.Савенко, пока, полагаю, ещё можно купить: http://npar.ru/news/130621-savknig.htm
egovoru
Feb. 14th, 2014 12:18 am (UTC)
Re: В огороде бузина...
Спасибо за ссылки. Я согласна с Вами, что определение границы психологической патологии - задача весьма непростая. Но не означает ли это, что и границу полезности нейрофизиологических нельзя провести?
verum_corpus
Feb. 14th, 2014 03:18 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
У нас этим занималась Бехтерева, и это было примерно то, чем занимались нацистские врачи (Менгеле). Она всё пробивала в ЦК разрешение лечить душевные недуги путём хирургических операций на мозге (и даже без этого разрешения ухитрилась большое число таких операций осуществить). Думаю, излишне объяснять, как я к этому отношусь.
Кстати, в этой же связи. Я с детства знал, что в Сухуми есть обезьянник, но лишь недавно случайно узнал, что это была советская программа - скрестить обезьяну и человека, и там много лет такими чудовищными вещами занимались.
egovoru
Feb. 15th, 2014 02:04 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
Боюсь, что медицина вообще, а не только психиатрия, развивается через серьезные тернии - взять, например, весьма распространенную некогда практику пускания крови как средства от всех болезней.

Но развитие науки, конечно, позволяет в некоторых случаях избежать необходимости действовать методом проб и ошибок и таким образом уменьшить количество жертв на пути отыскания новых способов лечения.

Вересаев в "Записках врача" очень хорошо сформулировал эти проблемы медицины. Правда, он рассматривает их на дугом примере - трудности обучения молодых врачей, которым страшно доверить пациента, но, если этого не делать, то они никогда не научатся.
verum_corpus
Feb. 15th, 2014 02:32 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
Я как-то не смотрю на Менгеле и Бехтереву, как на медиков...

По поводу последнего - когда Сократу сообщили, что один из его слушателей, художник, сделался врачом, он заметил, что до сих пор его ошибки были всем видны, а теперь он станет прятать их в земле...
egovoru
Feb. 15th, 2014 02:45 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
Садисты, к сожалению, среди представителей человеческого рода тоже попадаются, но мне показалось, что у Вас прозучала и некая подозрительность к собственно врачебной деятельности.
verum_corpus
Feb. 15th, 2014 03:24 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
Скорее у Сократа)).
О медицине много писал Ivan Illich, кое-что переведено.

Ещё когда-то была в США такая синдикативная колонка "The people's doctor", её вёл др.Роберт Мендельсон.

Кстати, Иллич как раз написал статью о том, что вода - это не H2O (о чём мы с Вами успели поговорить).
egovoru
Feb. 15th, 2014 03:39 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
"О медицине много писал Ivan Illich"

Этого автора я никогда не читала. Согласно Вики, его Medical Nemesis - это, в общем-то, просто предупреждение, что лечение часто имеет побочные эффекты. Осознание этого, конечно, полезно, но ведь из двух зол приходится выбирать меньшее.
verum_corpus
Feb. 15th, 2014 03:44 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
В общем-то довольно известная личность. Католический священник из Хорватии (если не ошибаюсь, иезуит). Если хотите, кину вам пару ссылок на русские переводы.
egovoru
Feb. 15th, 2014 03:59 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
Имя мне такое известно, но собственно книг я никогда не читала. А Вы рекомендуете?
verum_corpus
Feb. 15th, 2014 04:02 pm (UTC)
Re: В огороде бузина...
Ну просто это первое имя, которое всплывает в памяти, когда заходит речь об осмыслении медицины.
Знакомый немецкий доктор рассказывал, что был на его семинаре, и что это было очень сильно.
( 17 comments — Leave a comment )