?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Далеко на озере Чад

Даже мопассановского Буателя на предложение руки и сердца сподвигла не сама по себе экзотическая внешность негритянки, а то обстоятельство, что у нее - несмотря на внешность! - оказались точно такие же представления о жизни, как и у девушек его родины. Похоже, мы способны восхищаться чужой культурой только тогда, когда нам удается отыскать в ней нечто уже знакомое, а привлекает нас резкий контраст этого знакомого с невиданным.


Вот, скажем, эти два образца африканской скульптуры: тот, что слева, кажется мне прекрасным, а тот, что справа - может, и забавным, но все-таки - уж больно уродливым. А между тем, они ведь близнецы-братья - это знаменитые бронзы Ифе (слева) и Бенина (справа); мне посчастливилось побывать на такой выставке.

benin_ife

Два города-государства на территории современной Нигерии. Расцвет Ифе - примерно время Киевской Руси; Бенина - несколькими веками позже, а эту очень своеобразную технику пустого внутри литья они позаимствовали у соседей. Можно сказать - Афины и Рим Западной Африки. Вот только мы почти ничего не знаем об этой цивилизации, хотя Бенин и состоял в торговых отношениях с европейцами на протяжении четырех веков - пока его не прикончили в конце 19-го.

Понятно, скульптуры эти отливали не для украшения интерьера. Известно, что они представляют собой портреты царей, и, надо думать, их назначение было примерно то же, что и египетских фараонских саркофагов - обеспечивать бессмертие. (Правда, никакую мумию внутрь помещать вроде не предполагалось). И меня занимает: почему же все-таки такая разница?..

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
nebos_avos
Jan. 10th, 2014 10:00 am (UTC)
разница между чем и чем?
egovoru
Jan. 10th, 2014 01:43 pm (UTC)
Между левой и правой скульптурой. Левая вполне вписывается в нашу европейскую художественную традицию (хотя называть ее "европейской" - конечно, передергивание!) - скажем так, в традицию, впоследствии приведшую к европейской: можно рядом поставить, например, знаменитый берлинский бюст Нефертити, и они будут выглядеть очень похоже.

А вот правая - по крайней мере, на мой взгляд - совсем из другой оперы: вовсе не похожа на Нефертити, или там на Венеру. Соответственно, мысли тут две: 1) что нам кажется прекрасным только то, что похоже на нам привычное - даже если нас и привлекает экзотика; и 2) почему, собственно, произошло такое резкое изменение художественных стандартов в этом конкретном случае?
nebos_avos
Jan. 10th, 2014 01:55 pm (UTC)
Не будучи искусствоведом, не берусь ответить по 2-му пункту.
А 1-й мне кажется сомнительным, о чем сужу по себе - скульптура справа мне нравится больше. На свой лад она выразительная, притом выражает, в отличие от той, что слева, нечто сверхчеловеческое.
egovoru
Jan. 10th, 2014 02:17 pm (UTC)
Мои картинки - в не слишком высоком разрешении, а вот на видео по бенинской ссылке эта правая показана со всех сторон и во всей красе - она весьма выразительная, это точно: просто жуткий уродец!

Что же касается различий, то частично они могут объясняться тем, что тонкие детали царских украшений во времена Ифе еще не научились отливать вместе с самой головой, а приделывали к готовой отливке, пользуясь предусмотренными для этого дырочками - и готовая версия могла выглядеть почти как бенинская. Правда, даже если принять это во внимание, сами черты лица и их выражение все же слишком отличаются: слева - это, несомненно, человеческое лицо, а справа - маска демона. Справедливости ради скажу, что некоторые бенинские портреты были вполне в духе Ифе, вот, например:

benin_beautiful

И леопарды у бенинцев получались замечательные - там на видео они, кажется, тоже есть. И португальские солдаты с мушкетами мне тоже очень нравятся.



Edited at 2014-01-10 02:20 pm (UTC)
nebos_avos
Jan. 10th, 2014 04:00 pm (UTC)
*сами черты лица и их выражение все же слишком отличаются: слева - это, несомненно, человеческое лицо, а справа - маска демона.*

У меня впечатление сходное: левая по "жанру" ближе к портрету, правая - к иконе. Левая "психологична", правая - "метафизична". Но искусству "метафизика" разве помеха? Спрашиваю к тому, что не нахожу резона отказывать правой скульптуре в эстетическом "измерении".

egovoru
Jan. 11th, 2014 01:08 am (UTC)
"Но искусству "метафизика" разве помеха?"

Нет, совершенно не помеха. Хотела было сказать, что мне правая скульптура не нравится потому, что она выражает простую эмоцию тупой злобы, в то время как левая - их сложную смесь, не так-то просто описываемую словами, но не уверена, что дело именно в сложности - ведь иногда эстетически привлекательна бывает как раз простота. Злоба сама по себе уж точно бывает эстетически привлекательна - взять хотя бы какого-нибудь Ричарда III у Шекспира. Да и вообще - какое искусство без злодея ;) Может, именно их сочетание - простоты и злобы - меня и отталкивает?..

Edited at 2014-01-11 01:10 am (UTC)
egovoru
Jan. 11th, 2014 06:14 pm (UTC)
А у ифейского видео - еще и совершенно фантастическая звуковая дорожка. К сожалению, поместивший его не указывает, что это именно такое, но звучит оно и само по себе незабываемо, и замечательно подходит к самим скульптурам, правда?
nebos_avos
Jan. 11th, 2014 07:10 pm (UTC)
Ох, а я не заметил! Спасибо, послушаю.
nebos_avos
Jan. 12th, 2014 04:38 pm (UTC)
музыка по 2-й (бенинской) ссылке мне понравилась больше
egovoru
Jan. 12th, 2014 05:47 pm (UTC)
Та, видимо - настоящий "дикарский напев зурны", а вот в ифейском видео - это какой-то синтез, "по мотивам". Думаю, что его авторы нарочно подобрали такой "гибридный" трек - чтобы подчеркнуть сходство самой скульптуры с "европейской". Однако, насколько я понимаю, нет никаких оснований думать, что эта ифейская скульптура была "заносной" - и уж точно не европейской, хотя одно время так и считали.

А вот солдатов на бенинском видео не так-то легко рассмотреть, поэтому одного помещаю сюда - очень, мне кажется, хорош:
benin_soldier


Edited at 2014-01-12 06:06 pm (UTC)
vls_smolich
Jan. 10th, 2014 02:51 pm (UTC)
Йоруба, это которые Ифе -- культура самобытная, развивавшаяся естественным путём, а Бенин образовался в результате покорения местного царства мусульманами северной Африки. Это хорошо ещё, что не арабы, а берберы были -- то есть место для искусства осталось.
Можно рассматривать вторую маску как аллегорию химеры -- результат механического соединения двух этносов с очень разными и неродственными культурными традициями.
egovoru
Jan. 11th, 2014 12:47 am (UTC)
"Бенин образовался в результате покорения местного царства мусульманами северной Африки"

Вы, может быть, имеете в виду современное государство Бенин (бывшее королевство Дагомея). Здесь же речь идет о другом Бенине, королевстве на территории современной Нигерии; сами себя его жители называли империя Эдо. И вот что пишет об исламе в этой империи посвященный ей сайт (http://www.edoworld.net/EdotourismReligion.html): "Ислам был привнесен в конце 19-го века воинами Нупе, которые производили набеги на некоторые северные области государства Эдо в то время, когда эта земля все еще была в подчинении у императора Бенина". То есть, ислам пришел туда буквально под занавес существования империи, а скульптуры, о к-рых мы говорим, относятся к 15-17 веку - так что ислам здесь вроде бы ни при чем.

"хорошо ещё, что не арабы, а берберы были -- то есть место для искусства осталось"

То есть, Вы считаете, что арабы и искусство - вещи несовместные? Я-то - как раз поклонница арабского искусства: http://egovoru.livejournal.com/11462.html. Подумаю о том, чтобы написать отдельный пост в его защиту.

"результат механического соединения двух этносов"

Мне кажется, разные культуры при контакте имеют тенденцию не "механически соединяться", а гармонически сливаться, порождая в результате некий новый гибрид. Более того, обычно этот процесс способствует как раз взлету культуры, а не ее упадку: и вроде бы мы даже и обсуждали это недавно: http://egovoru.livejournal.com/24830.html.



Edited at 2014-01-11 01:35 am (UTC)
vls_smolich
Jan. 11th, 2014 03:04 pm (UTC)
Нет, я вот об этом:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD

И я не про арабов, а о мусульманском запрете на изображения живых существ.

А культуры -- действительно, разные. В том-то и дело -- поэтому и универсальных правил не существует. Обычно -- да, синтез. Но это ведь как в химии, только намного сложнее -- некоторые вещества могут при смешивании дать непредсказуемую реакцию.
egovoru
Jan. 11th, 2014 03:59 pm (UTC)
Хотя в Вашей ссылке действительно речь идет об этом самом государстве, автор той статьи явно не слишком хорошо знает свой материал - и к тому же не дает никаких ссылок на источники своих сведений. Я, конечно, тоже не специалист, но даже самый поверхностный поиск в интернете показывает, что называть это государство мусульманским - неверно. Боюсь, что это как раз тот случай, когда полагаться на Википедию никак нельзя.

Как бы то ни было, эта бенинская бронзовая скульптура - именно торжество предметности: изображения людей и животных. Там на видео представлено еще несколько ее образцов: мне особенно нравятся леопарды и португальские солдаты с мушкетами.
vls_smolich
Jan. 12th, 2014 01:03 pm (UTC)
Возможно. Спорить не буду -- я не специалист по африканской истории.
Но в любом случае я здесь вижу только общую технологию, но никак не наследование одной культуры другой.
В принципе, не вижу ничего странного -- сравните, к примеру, культуру генетически идентичных греков и персов. Народы -- родные братья, а традиции очень разные.
А тут африканцы -- у них генетическое разнообразие намного сильнее, чем у европейцев с азиатами.
egovoru
Jan. 12th, 2014 01:42 pm (UTC)
Да, народы это, кажется, действительно были разные - но мы ведь не собираемся считать генетику препятствием для распространения культуры? Я намеренно выбрала такие полярные образцы, а на самом деле сходства там было больше - как показывает, например, другой портрет бенинского правителя, который я вставила в комментарии.

А вот о том, что греки и персы - это родственные народы, я не знала, и это очень интересно. Но ведь греки были смешанным этносом - там к ним дорийцы приходили, разве нет?
vls_smolich
Jan. 12th, 2014 03:42 pm (UTC)
И дорийцы, и автохтонный субстрат в лице пеласгов и лелегов. И иранцы тоже вобрали в себя многие этносы на своём пути. Но истоки-то культур общие.
А вот ещё два родных этноса: русские и поляки. По русски -- красота, а по польски -- uroda. Где-то даже как метафора в тему вашего поста.
egovoru
Jan. 12th, 2014 05:57 pm (UTC)
"По русски -- красота, а по польски -- uroda"

Эта знаменитая пара - не так парадоксальна, как кажется на первый взгляд. Ведь в нашем русском "уроде" главное - не то, что он эстетически непривлекателен, а то, что он таким "уродился" (и, следовательно, не виноват). Соответственно, и в польском слове, я подозреваю (хотя и не знакома с мнением специалистов), существенен не сам факт приятности наружности, а именно подчеркивание ее генетических причин - в противоположность, например, результатам использования косметики или украшений.
vls_smolich
Jan. 13th, 2014 01:48 pm (UTC)
Так вот как не совсем -- вряд ли уже сейчас кто-то держит в голове саму этимологию слова "урод" -- когда говорят, то имеют в виду конкретно непривлекательность.
То есть как раз и выходит, что из одного общего корня вырастают подчас побеги с совершенно разными на вкус плодами.
egovoru
Jan. 13th, 2014 01:55 pm (UTC)
Конечно - на то она и эволюция.
( 20 comments — Leave a comment )