?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сцена в пустыне Мохаве, когда в воображении принявшего пейотль героя оживает мельком увиденный в детстве умирающий индеец – ключ ко всему фильму Оливера Стоуна. Питер Ватсон в своей книжке задается вопросом: почему же использование химических галлюциногенов для контакта с иным миром столь характерно именно для американского континента?


Собственно, он усматривает даже две причины этого. Первая – что там оказалось больше растений, содержащих такие вещества; а вторая – то, что там не нашлось животных, пригодных для использования в качестве тяглового скота. Он ссылается на археологические находки, свидетельствующие об употреблении подобных веществ и на Ближнем Востоке – но только в доземледельческие времена. А после того, как быка запрягли в плуг, от этой практики пришлось отказаться – потому что ведь в состоянии транса невозможно справиться со своенравной скотиной! Если это правда, то надо бы поставить быку памятник.

Но сама метафора «дверей восприятия» восходит все же к Старому Свету, к Уильяму Блейку. Вот замечательный коллаж самых известных его произведений – провозвестников всех психоделических граффити.

william-blake

Posts from This Journal by “цивилизация” Tag

  • Решим, что все по-своему правы

    Не приходится удивляться, что идеология «мультикультурализма» так быстро полиняла – она с самого начала была недостаточно четко сформулирована.…

  • Старой Венгрии звезды пастушьи

    Венгрия была моей первой «заграницей», и поначалу от переизбытка впечатлений меня клонило в сон уже в пять часов вечера. Рвением по комсомольской…

  • Флейты греческой тэта и йота

    Греков считают основателями рационализма, но что понимают под этим последним? Иногда так называют платоническую веру в существование предвечных,…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
skichmana
Feb. 2nd, 2014 03:39 pm (UTC)
Довод про скотину как-то не производит впечатления.
В Старом свете вот изобрели повсеместно алкогольные напитки. А что, пьяному с лошадью управляться легче?
egovoru
Feb. 2nd, 2014 03:55 pm (UTC)
Да, автор той книжки именно так и говорит: землепашцы в Старом Свете перешли к алкоголю именно потому, что его действие на человеческий организм несравнимо более умеренное, чем действие мухоморов!

Мне, признаться, эта его идея тоже не кажется бесспорной, но достаточно курьезной для обдумывания. У него там есть еще несколько, столь же завиральных. В частности, он полагает, что пристрастие к приношению человеческих жертв (у ацтеков) связано с меньшей предсказуемостью климата Нового Света (с его ураганами, вулканами и землетрясениями) по сравнению со Старым (где, например, Нил разливается исключительно регулярно). Но, кажется, у японцев в их сейсмической зоне все же не было особенного пристрастия к человеческим жертвам, а у кельтов, наоборот, было - и без вулканов.
skichmana
Feb. 2nd, 2014 04:16 pm (UTC)
Через человеческие жертвоприношения прошли почти все, в том числе и славяне. Да и евхаристия - не что иное, как они, только видоизмененные.
Книгу читать не уговорили :)
egovoru
Feb. 2nd, 2014 07:20 pm (UTC)
"Через человеческие жертвоприношения прошли почти все"

Вроде бы, но все же у ацтеков это дело было поставлено на небывало широкую ногу. Во всяком случае, у них эта практика сохранилась до тех пор, когда у европейцев она давно вышла из моды - так что ацтекские обычаи те уже восприняли, как шок.

Что же касается попыток объяснить технологическое отставание Нового Света от Старого, то мне наиболее правдоподобной кажется гипотеза Джареда Даймонда, который усматривает причину этого в вытянутости американского континента с севера на юг, в отличие от евразийского, вытянутого с запада на восток. Сельскохозяйственные и прочие культурные обычаи, конечно, должны более легко распространяться в широтном направлении, т.е., в пределах одной климатической зоны. А Вы что думаете?

Что же касается книжки Ватсона, то на самом деле она весьма занятная. Иногда ведь высказать интересную ошибочную теорию даже полезнее, чем правильную - потому что ошибка сильнее стимулирует мысль читателя!



Edited at 2014-02-02 08:32 pm (UTC)
skichmana
Feb. 3rd, 2014 08:06 am (UTC)
Хоть и с перерывом на ночной сон, но ответить хочется.
Мне, к сожалению, не попадалось убедительных гипотез о неравномерности развития Старого света и Америки. Хотя, с другой стороны, если бы они развивались синхронно - это было бы странно и сразу бы возникли мысли о непосредственном влиянии.
Действительно, европейцы, практически в Новое время, столкнулись с высокоразвитым бронзовым веком. Жалко, что всё было так быстро уничтожено... Тут вообще много вопросов: почему индейцы не использовали колесо в хозяйстве, хотя в ритуальных действиях использовали, т.е. знали, что оно есть. Или почему индейцы не получили железа? Неужели судьба цивилизации зависит от совсем уже случайных вещей? Или тут есть закономерность, просто ещё до конца нами не познанная?
Гипотеза меридионального расположения Америки интересна. Это безусловно повлияло, в том смысле, что культуры Перу и Мексики не влияли друг на друга, в отличие, например, от Греции и Индии.
Всё это очень и очень интересно.
egovoru
Feb. 3rd, 2014 01:56 pm (UTC)
"Неужели судьба цивилизации зависит от совсем уже случайных вещей"

Иногда складывается впечатление, что именно так и есть. Проблема в том, что мы не можем исследовать судьбу цивилизаций в пробирке. Так что, мы можем выдвигать гипотезы, но не можем их как следует тестировать.

"культуры Перу и Мексики не влияли друг на друга"

Ватсон это обстоятельство тоже подробно разбирает и поддерживает вывод Даймонда - что этому помешала экваториальная зона, расположенная между ними, потому что в ней нельзя было использовать навыки, приобретенные в более умеренном климате.

Edited at 2014-02-03 02:00 pm (UTC)
antonrai
Feb. 2nd, 2014 04:34 pm (UTC)
По ссылке на фильм выдается: "Видео недоступно в вашей стране"...

В Японии, кажется, так сильно пристрастие убивать самих себя, что им не нужны жертвоприношения; собственно, все эти самоубийства (хотя не уверен, что это - точное слово) можно приравнять к жертвоприношениям. Впрочем, специальных изысканий по этой теме я не проводил, могу ошибаться.

Вообще же у людей, живущих в катастрофических (в тенденции) природных условиях, наверное, должно быть и более катастрофическое сознание в целом. Но если тут, опять-таки возможны четкие измерения... В общем, все больше предположительно.
egovoru
Feb. 2nd, 2014 07:30 pm (UTC)
Странно, что видео не открывается: это обычный ютьюбовский клип. Попробуйте, может быть, другую копию того же фрагмента фильма: http://www.youtube.com/watch?v=kpzq_L_hMhk. Дайте, пожалуйста, знать, если с этим вариантом проблем не будет - я тогда заменю ссылку в самом посте.

"все эти самоубийства (хотя не уверен, что это - точное слово) можно приравнять к жертвоприношениям"

Наверное, Вы правы - мне это не приходило в голову.

"у людей, живущих в катастрофических (в тенденции) природных условиях, наверное, должно быть и более катастрофическое сознание в целом"

Да, это именно то, что и пытается сказать автор той книжки.



Edited at 2014-02-02 07:34 pm (UTC)
antonrai
Feb. 2nd, 2014 07:36 pm (UTC)
К сожалению - та же история со ссылкой. Может, это у меня только так. Я в технических нюансах теряюсь.
egovoru
Feb. 2nd, 2014 08:17 pm (UTC)
Обидно. Но, если Вы видели этот фильм ("The Doors", историю знаменитой рок-группы), то Вы легко вспомните это место: Моррисон ведет всю банду в пустыню (замечательно снятую), чтобы обеспечить нужные декорации для потребления кактуса. И там, среди фантастических красных скал, ему является индеец, смерть которого он когда-то в детстве видел из окна родительской машины. Этот индеец вообще посещает его время от времени, как вестник - или, точнее сказать, призыв! - из потустороннего мира, так что в конце концов, в Париже, он туда и следует за этим индейцем. На мой взгляд, Вэл Килмер превосходно все это сыграл.

Edited at 2014-02-02 09:08 pm (UTC)
antonrai
Feb. 3rd, 2014 05:08 am (UTC)
Да, я думаю, нет ничего фатального в том, что ссылка не открывается (если), кто смотрел - тот знает, кто не смотрел - узнает. Все сейчас доступно. Я - нет, так получилось, что пока не смотрел. Хотя Doors люблю.
egovoru
Feb. 3rd, 2014 01:52 pm (UTC)
Мне кажется, этот фильм стоит посмотреть. Правда, родственникам и некоторым друзьям Моррисона он не понравился, но, на мой взгляд, в нем есть о чем подумать. Я воспринимаю его не столько как биографию конкретного лица, а как портрет эпохи - наряду с формановским "Hair". Но этот последний сделан по еще слишком свежим следам, а вот "The Doors" - уже с некоторой исторической перспективой. Если вдруг соберетесь посмотреть, поделитесь потом впечатлениями.
antonrai
Feb. 3rd, 2014 04:14 pm (UTC)
Хорошо, если соберусь и как будут впечатления, постараюсь вернуться к этому посту.
fon_butterfly
Mar. 20th, 2015 02:12 am (UTC)
Некропсто
А что, пьяному с лошадью управляться легче?

Судя по тому, как сапиенсы в состоянии опьянения лихо управляют автомобилями и велосипедами (с ничтожно малым, супротив ожидаемого, отсевом), - то легче.
egovoru
Mar. 20th, 2015 11:34 am (UTC)
Re: Некропсто
Да, автор той книжки тоже именно так и считает: что алкоголь - гораздо менее дестабилизирующий наркотик, чем грибы.
napoli
Nov. 15th, 2015 09:24 pm (UTC)
Принадлежность к одному виду не тянет за собой одинаковую модель развития. При отсутствии контактов между группами каждая начинает следовать векторам, случайно на этапе разделения оказавшимся более сильными. Эти же вектора, разогнавшись, обеспечили и дальнейшие потребности. Поэтому, даже если колесо и было, реальной массовой потребности в нём могло не быть, потому что у данных групп был определённый горизонт возможностей с отсутствовавшей острой потребностью в колесе.
egovoru
Nov. 15th, 2015 09:41 pm (UTC)
Насколько я понимаю, отсутствие в Новом Свете животных, подходящих для запрягания в плуг, общепризнанно считается существенным фактором, определившим его отставание по сравнению со Старым. Оригинальность идеи автора этой книги заключается в том, что необходимость управлять опасными быками заставила в отказаться от потребления галлюциногенных грибов в Старом Свете, но не в Новом, где быков не было. Обычно же преимущество быков видят просто в том, что плуг гораздо эффективнее ручной мотыги ;)
( 17 comments — Leave a comment )