?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О войне как о войне

Я уже писала, что мне пока не попадался роман о Великой Отечественной войне, который бы произвел на меня сильное впечатление. Зато с кинематографом дело обстоит иначе – вот целый список наших военных фильмов, которые я без колебаний причисляю к категории великих:

"Два бойца" Леонида Лукова (1943)
"Баллада о солдате" Григория Чухрая (1959)
"Иваново детство" Андрея Тарковского (1962)
"Женя, Женечка и катюша" Владимира Мотыля (1967)
"Хроника пикирующего бомбардировщика" Наума Бирмана (1967)
"На войне как на войне" Виктора Трегубовича (1968)
"Проверка на дорогах" Алексея Германа (1971)
"В бой идут одни старики" Леонида Быкова (1973)


Это – мой личный выбор; у других кинозрителей он может оказаться несколько иным, но я уверена, что будут значительные пересечения.

Составив этот список, я поняла, что все перечисленные фильмы, в сущности, об одном: они утверждают, что, как бы ужасна ни была война, в ней можно выжить, оставшись человеком. Более того – что надо остаться человеком для того, чтобы в ней победить! (Фильм Тарковского – исключение только кажущееся: он вроде бы о том, как война превращает мальчика в машину смерти, но все равно он внушает зрителю ту же уверенность. Интересно, что даже и сама смерть героев ее не разрушает). И этим наши фильмы радикально отличаются от уже описанного мной шедевра Лины Вертмюллер, которая видит здесь вопрос, а не ответ.

Примечательно, что среди режиссеров есть только один фронтовик – Чухрай, а подавляющее большинство – та самая "на войну опоздавшая юность". А среди фильмов, сделанных за годы войны, совсем немногие – о ней самой; видимо, должно было пройти время, чтобы стало можно делать о ней фильмы.


Кадр из фильма "Женя, Женечка и катюша"

Posts from This Journal by “война” Tag

  • Без них идет кино

    Только недавно узнала, что автор этих слов – Евгений Винокуров. У родителей была магнитофонная запись – я под нее выросла. Может, потому я и сейчас…

  • Топчи их рай, Аттила

    Текущие новости и так заставляют задуматься, а тут еще уважаемый dmatveev напомнил о книге, которую я давно собиралась прочесть,…

  • "La grande illusion"

    Если бы проводили конкурс на самый неправдоподобный фильм о войне, я бы отдала первый приз этому шедевру Жана Ренуара, производства 1937 года. По…

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Feb. 18th, 2014 02:07 pm (UTC)
А как же "Иди и смотри"?
egovoru
Feb. 18th, 2014 02:17 pm (UTC)
Два военных фильма, "Иди и смотри" и "Восхождение", я так пока и не решилась посмотреть. Знаю, что оба они тоже претендуют на звание великих и собираюсь когда-нибудь все же их освоить. И Вы, как я понимаю, советуете?

По моему мнению, по крайней мере еще один великий фильм о войне был произведен в 90-е: это "Вор" Чухрая-сына. Не упомянула его здесь, потому что он не о собственно военном опыте - что, конечно не делает его менее великим.
hyperboreus
Feb. 18th, 2014 02:21 pm (UTC)
Иди и смотри - обязательно ))
Восхождение - не помню своих впечатлений. Надо пересмотреть
egovoru
Feb. 19th, 2014 12:01 am (UTC)
Спасибо. Я же тем временем вспомнила, что у "Вора" есть достойная компания, так что можно составить отдельный список великих "послевоенных" фильмов - послевоенных не про времени выпуска, а по существу. С ходу зачисляю в эту категорию "Белорусский вокзал", "Военно-полевой роман" и "Холодное лето 53-го", но, наверное, это еще и не все. А у Вас есть еще какие-нибудь кандидаты по этой номинации?
(no subject) - tlg25 - Apr. 23rd, 2014 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 23rd, 2014 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tlg25 - Apr. 24th, 2014 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 24th, 2014 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 22nd, 2014 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 9th, 2014 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 9th, 2014 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 9th, 2014 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 6th, 2014 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 6th, 2014 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 6th, 2014 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 6th, 2014 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 6th, 2014 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2014 11:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2014 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 6th, 2014 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 7th, 2014 12:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2014 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 8th, 2014 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2014 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 8th, 2014 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2014 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 9th, 2014 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 10th, 2014 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 10th, 2014 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 10th, 2014 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 10th, 2014 02:07 pm (UTC) - Expand
egovoru
Feb. 19th, 2017 01:59 pm (UTC)
Вот попалась содержательная, но довольно желчная рецензия на "Иди и смотри" - может быть, Вам будет интересно взглянуть. В комментариях там - рассказ человека, чей отец мальчиком оказался в тех местах.
hyperboreus
Feb. 19th, 2017 02:33 pm (UTC)
После "всяких там «ильфов-петровых»" читать расхотелось.
(no subject) - egovoru - Feb. 19th, 2017 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Feb. 19th, 2017 03:24 pm (UTC) - Expand
kamarado_anton
Feb. 18th, 2014 02:34 pm (UTC)
"Торпедоносцы"
egovoru
Feb. 19th, 2014 12:02 am (UTC)
Этого фильма я не видела. Советуете посмотреть?
kamarado_anton
Feb. 19th, 2014 06:52 am (UTC)
да
egovoru
Mar. 1st, 2014 11:01 pm (UTC)
Посмотрела "Торпедоносцев". Фильм неплохой, но, на мой взгляд, все же слишком прямолинейно-плакатный. Какого-то особенно сильного впечатления он на меня не произвел. А чем же он так понравился Вам? Знаю, что сильное впечатление трудно обосновать, но, может быть, все же попробуете?
antonrai
Feb. 18th, 2014 04:19 pm (UTC)
По моему в этом посте и есть опровержение (постановка под сомнение) мысли другого поста - можно выжить и оставшись человеком; - НУЖНО выжить, оставшись ЧЕЛОВЕКОМ.
egovoru
Feb. 19th, 2014 12:16 am (UTC)
Фильм Лины Вертмюллер я воспринимаю как открытый вопрос, а наши фильмы - как утверждение. Верно ли то, что они утверждают, я судить не берусь. Может быть, это только "wishful thinking". Вот насчет лагеря я однозначно верю Шаламову - что нельзя пройти лагерь и остаться человеком. Я допускаю, что это может быть верно и для войны - хотя, конечно, это два совсем разных испытания.

Edited at 2014-02-19 12:42 am (UTC)
antonrai
Feb. 19th, 2014 06:27 am (UTC)
"Вот насчет лагеря я однозначно верю Шаламову - что нельзя пройти лагерь и остаться человеком". А я не верю (тезису). Вот, например, актер Жженов Георгий Степанович. Он прошел лагерь. Остался человеком, следовательно... И ведь это не единичный случай. Что человек многое безвозвратно теряет в лагере (что уже не вернуть) и во всех подобных обстоятельствах, что многое в нем умирает - здесь вопросов нет.
(no subject) - egovoru - Feb. 19th, 2014 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antonrai - Feb. 19th, 2014 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 20th, 2014 12:57 am (UTC) - Expand
nebos_avos
Feb. 18th, 2014 06:34 pm (UTC)
из книги израильского писателя Наума Ваймана

А я вчера посмотрел два фильма и разница между ними меня поразила. Один – израильский фильм «Меюад» («Предназначенный») Ваксмана, другой - «Баллада о солдате» Чухрая.
В «Передназначенном» есть интересные «посылки», есть мистическая атмосфера, синие ночи, окутавшие каменные закоулки Цфата, могилы «цадиков», дикая, страшная вера народная. Но, увы, эта «тема» совсем не развита, мистическая печать стирается, остаются «фокусы», антирелигиозная пропаганда, дешевые аллегории, «зажигательные» женщины (взглядами зажигают спички), остаётся культурная бессмыслица и бессознанка. В итоге: дешевка с потугами. Да еще высокомерие в сцене с группой туристов-христиан на берегу Кинерета, которым по-итальянски объясняют что здесь гулял Христос, и в это время герои фильма, обнимающиеся на берегу, поджигают взглядами бревно, плавающее в воде, и христиане кричат: «Чудо! Чудо!», а герои, гордые своим врожденным чудотворством, скромно уходят, мол, «катан алейну», для нас, евреев, - пустячок. «Баллада о солдате» тоже наивен, но, боже мой, какая же это ангельская наивность, наивность, ставшая верой, в мире, где именно наивность должна казаться неуместной, нелепой. Но в нее верят, и эта вера сокрушительна и прекрасна. А наивность «Предназначенного» – наивность бескультурья, глухой провинции у моря, наивность дикарей. И это у народа, заложившего для человечества фундамент Культуры?! Боже, какое падение! Как стыдно!
Конечно, можно сказать, что Ваксман – провинциальный ремесленик, а Чухрай – гений, но почему в одном месте рождаются гении, а в другом – только провинциальные ремесленники? Нет, не в народе тут дело, а в культурной среде, одна – высекает творческий огонь, а другая – плодит агитки. Одна – чернозем, зерна жаждущий, а другая - камень.
А ночью снились поезда, толкотня у вагонов, отстающие, бегущие, падающие… Вот две истории любви. В «Балладе» герои расстаются, не успев познакомиться, растаскиваются, разрываются разбегающимися поездами, жизнь их теряется и исчезает в горниле войны, а «любовь» остается, она остается тем воздухом, которым они дышат, которым и нам дают подышать, как дают задыхающимся кислородную маску…
А в «Предназначенном» герой только тоскует о любви, он истеричен и слаб, и «мир», пусть и религиозный, держит его. А героиня кутается в тайну, демонстрирует демоническую мощь, буквально испепеляя героя. Она, быть может, жалеет, но не любит. В её мире есть тайна и тоска, но нет любви. И я опять подумал, что евреям не знакома любовь, она им чужда.
Может, поэтому Ешу и восстал на племя?
egovoru
Feb. 19th, 2014 12:41 am (UTC)
Спасибо за интересную цитату. Конечно, автор напрасно делает выводы о разных характерах культурной среды в двух государствах на основании сравнения только двух произвольно выбранных фильмов. Нет никакого сомнения, что, взяв некую другую пару фильмов, можно было бы придти к противоположному выводу об этих странах.

Но вот в том, что наивность "Баллады" является ее не недостатком, а достоинством, я с ним совершенно согласна. Более того, я даже знаю, почему это так - потому что, как мы с Вами обсуждали, эта наивность работает здесь как заклинание от ужаса войны.

Edited at 2014-02-19 12:54 am (UTC)
( 52 comments — Leave a comment )