?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Никогда бы не подумала, что на столь сомнительную тему можно написать столь захватывающую книжку, как это удалось Джиму Холту. В отличие от автора, я не вижу здесь никакой загадки – потому что решительно не могу представить себе альтернативу, т.е., абсолютное ничто. Мне говорят, что сама по себе невозможность представить себе нечто еще не означает, что оно не может существовать – и приводят примеры из квантовой механики. Да, но только в этом случае у нас есть конкретные экспериментальные факты, для объяснения которых нам и приходится придумывать модели, в которых прежде не было нужды. А какие у нас есть факты, требующие постулировать возможность абсолютного ничто (не путать с квантовым вакуумом)?


Холт пишет, что у древних такой концепции еще не было. (И действительно: ведь ноль индусов – всегда только отсутствие чего-то конкретного, а не вообще всего, не говоря уже о картезианском нуле как начале координат – этот вообще претендует скорее на центр Вселенной, а не на ее отсутствие). А появилась она только во втором веке н.э., в процессе кристаллизации христианской мысли. В ней возникла нужда, когда единому всемогущему Богу потребовалась соответствующая по масштабам задача – а уж что может быть масштабнее, чем сотворение бытия из небытия?

Казалось бы, невозможность последнего непосредственно вытекает из принципа неопределенности, потому что значения напряженности поля и скорости ее изменения не могут быть одновременно равны точно нулю. Но, конечно, ситуацию, в которой существует сам принцип неопределенности, никак нельзя назвать «ничто». Рассуждая так, мы просто-напросто вместо Бога подставляем предвечные всемогущие физические (они же математические) законы – взгляд, например, Роджера Пенроуза, беседу с которым Холт включил в свою книжку. Мне-то кажется, что такая картина мира ставит больше новых вопросов, чем предлагает ответов – по сравнению со схемой, постулирующей материальную бесконечность.

Круг тем, затронутых Холтом, существенно шире, чем вопрос, вынесенный в заглавие. Фактически эта книжка – мастерски написанное введение в философию, в лицах, потому что, помимо Пенроуза, там действует еще ряд крупных современных философов, ученых и писателей, с которыми автор рискнул поговорить.


Спиральная галаткика из созвездия Волосы Вероники
(фото The Hubble Heritage Team)

Posts from This Journal by “мироздание” Tag

  • Когда внезапно возникает

    Майкл Газзанига – известный нейропсихолог, руководитель проекта «Закон и нейронауки». Уважаемый benni72 спросил, что я думаю о…

  • Не надо мне числа

    Замена классического бита на квантовый не помогла мне приблизиться к пониманию тех, кто полагает, что «в основе мира лежит информация».…

  • Ведь каждый день пред нами Солнце ходит

    Жизнь Галилея, а равно и Кеплера с Коперником, Артур Кестлер описывает во второй части своей книжки, но меня заинтересовала первая. Там он…

Comments

( 98 comments — Leave a comment )
vls_smolich
Mar. 1st, 2014 02:18 pm (UTC)
А как вообще можно себе представить "ничто"?
Оно ведь не существует? Его просто нет.
egovoru
Mar. 1st, 2014 02:25 pm (UTC)
То, что его реально нет ( а мир - есть), не снимает вопроса, почему не могло бы быть наоборот. И многим философам (Хольт их упоминает, но я боюсь ошибиться, перечисляя - вот Витгенштейн там точно был) кажется, что это - самый главный вопрос философии. Другим философам, правда, кажется, что рассуждения на эту тему - пустое сотрясение воздуха ;)
alek_morse
Mar. 1st, 2014 02:27 pm (UTC)
Вот кажется, что за всю историю человечества поэты на все лады успели прославить возлюбленную женщину и любовь, но всё не останавливаются. Так и в философии - любви к мудрости.
egovoru
Mar. 3rd, 2014 12:09 am (UTC)
А у Вас самих существование мира вызывает удивление или кажется само собой разумеющимся?
vls_smolich
Mar. 2nd, 2014 12:29 pm (UTC)
Я совсем плохо разбираюсь в философии и, наверное, совсем даже не понимаю, о чём речь. Так что, возможно, с моей стороны и софистика или ещё что-то, но в моём понимании:
если ничто абсолютно, то тем самым оно отрицает самоё себя. Его не может быть по его же собственному определению.
Собственная абсолютность как отсутствие факта собственного бытия.
То есть нет ничего, о чём можно говорить.
Если только не как об абсолютной антитезе абсолютного Бога.

Edited at 2014-03-02 12:30 pm (UTC)
egovoru
Mar. 2nd, 2014 01:13 pm (UTC)
"Если только не как об абсолютной антитезе абсолютного Бога".

Насколько я поняла автора, он именно это и пишет. Что само понятие абсолютного ничто появилось параллельно с понятием абсолютного Бога - и я от себя добавила, что это для того, чтобы обеспечить этому Богу достойную задачу, сотворение мира. В принципе, отсюда следует, что, если нет Бога, то нет и ничто, но такое утверждение, увы, ничего не говорит о существовании того и другого.

Меня же эта тема беспокоит в связи с теориями Большого Взрыва. Когда мне говорят, что до него ничего не было, я испытываю сильный дискомфорт. А Вы, в состоянии ли Вы понять это утверждение?
(no subject) - vls_smolich - Mar. 4th, 2014 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - jivopyra - Aug. 3rd, 2014 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Aug. 5th, 2014 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jivopyra - Aug. 5th, 2014 02:37 pm (UTC) - Expand
egovoru
Mar. 1st, 2014 02:28 pm (UTC)
У ничто как варианта мироздания есть много свойств, привлекательных с точки зрения философа, и главное из них - простота.
nebos_avos
Mar. 1st, 2014 02:48 pm (UTC)
Вопрос, может, и бессодержательный, но для философа методологически полезный.
egovoru
Mar. 1st, 2014 03:12 pm (UTC)
Книжка Хольта именно это и демонстрирует. В конце он предлагает некую свою версию ответа на этот вопрос - которая показалась мне совершенно неубедительной, но это не важно (тем более что автор вовсе не настаивает на ней, как на истине в конечной инстанции - у него вообще достаточно чувства юмора, и вторая его книжка, которую я теперь тоже захотела прочитать, именно о природе смешного). Важно, что у читателя возникает ощущение полезности размышлений на эту тему, даже если он и убеждается, что философия не способна дать ответ на подобный вопрос.

nebos_avos
Mar. 1st, 2014 03:59 pm (UTC)
С моей сходится? Она, правда, не столь моя, сколь заимствованная у любимых философов.
На философский лад, по Аристотелю, настраивает изумление. Притом настраивает тем лучше, чем более тривиален предмет оного. А что может быть тривиальнее существования мира?
egovoru
Mar. 1st, 2014 04:06 pm (UTC)
Да, Хольт именно с изумления и начинает - пишет, что он его почувствовал еще в нежном детском возрасте, и оно и определило его выбор профессии. Но вот признания тривиальности у него нет - напротив, ему этот факт кажется абсолютно нетривиальным, и потому-то и внушающим величайшее изумление.
(no subject) - nebos_avos - Mar. 1st, 2014 05:08 pm (UTC) - Expand
hyperboreus
Mar. 1st, 2014 02:56 pm (UTC)
Главный вопрос философии: почему есть нечто, а не наоборот - ничто? ))

Действительно, логически это абсурд - ничто явно предпочтительнее, в силу минимума (точнее вообще отстуствия) каких бы то ни было затрат, в силу того, что оно проще, очевиднее, понятнее. А тут раз - и какое-то нечто, причем именно такое, а не иное, а даже если всякое, то ведь все равно никуда не деться от абсурдных вопросов: где конец этого нечто, почему оно столь разное, откуда взялось и т.д.
Существование нечто - скандал для философии, да вообще для всякого мыслящего. Несомненно, эволюция мыслящих покончит с ним, установив абсолютную власть абсолютного ничто..
egovoru
Mar. 1st, 2014 03:21 pm (UTC)
"Главный вопрос философии: почему есть нечто"

Да, Хольт, конечно, так его и формулирует. Это просто лично для меня ответ на него - от противного: мир существует потому, что ничто невозможно себе представить.

Я согласна, что этот аргумент достаточно слабый, но другие варианты, увы, не кажутся мне более убедительными - в том числе и довод простоты. Строго говоря, у нас нет никаких оснований предполагать, что существование простого предпочтительнее существования сложного: бритва Оккама - индуктивное заключение, а не логическая необходимость.

"эволюция мыслящих покончит с ним, установив абсолютную власть абсолютного ничто"

Ну, постапокалипсическое ничто тоже не абсолютно, а полное исчезновение мира представить себе так же трудно, как и его возникновение.
hyperboreus
Mar. 1st, 2014 03:50 pm (UTC)
ничто невозможно себе представить//

Это почему же? Очень легко: достаточно ничего не представлять. Проще всего это буддистам, но и западные люди при некоторой сноровке способны.

В вашем вопросе еще упомянут "мир", я же специально употребляю гносеологически более верный термин "нечто". Дело в том, что ниоткуда не следует, что мы знаем мир, что вообще понимаем, с чем имеем дело. И даже самые смелые прогнозы (мир это голограмма, мир это матрица и т.д.) скорее всего окажутся смешными и наивными. Поскольку мы совершенно не знаем "мира", вопрос о его существовании/несуществовании ставить нелепо.
(no subject) - egovoru - Mar. 1st, 2014 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 1st, 2014 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 1st, 2014 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 2nd, 2014 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 2nd, 2014 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 2nd, 2014 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 2nd, 2014 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 2nd, 2014 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 2nd, 2014 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 3rd, 2014 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 3rd, 2014 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 3rd, 2014 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 4th, 2014 01:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 4th, 2014 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 4th, 2014 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 4th, 2014 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 4th, 2014 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 4th, 2014 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 5th, 2014 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 5th, 2014 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 6th, 2014 01:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 6th, 2014 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 8th, 2014 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 8th, 2014 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 8th, 2014 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Mar. 9th, 2014 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 7th, 2014 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 7th, 2014 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 8th, 2014 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 8th, 2014 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 8th, 2014 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 8th, 2014 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 8th, 2014 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Mar. 8th, 2014 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Mar. 9th, 2014 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - jivopyra - Aug. 3rd, 2014 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2014 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jivopyra - Aug. 3rd, 2014 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2014 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jivopyra - Aug. 3rd, 2014 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - re_xor - Oct. 29th, 2015 11:57 pm (UTC) - Expand
( 98 comments — Leave a comment )