?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жадный интерес публики к художественным новинкам кажется мне совершенным мазохизмом: разве не ясно, что 99% всех создаваемых в любую конкретную эпоху произведений – полная ерунда, не стоящая внимания? Цифра эта может немного колебаться, и тогда мы заговариваем о золотом или серебряном веке – но ведь и такие выявляются только со временем.


Классический ответ неверного мужа на вопрос жены о причине измены ("Она не лучше тебя, просто она другая!") раскрывает самое существо дела. Какой же смысл в этой нашей странной особенности – предпочитать новое лучшему? Думаю, это – механизм, позволяющий нам избежать ловушки локального максимума: не застрять на кочке, когда где-то рядом может оказаться Маунт Эверест.



фото отсюда

Posts from This Journal by “ecce homo” Tag

  • Тебе и горький хрен — малина

    Говорят, с возрастом мы становимся мудрее. Правда, за самим собой трудно замечать изменения – мне таки кажется, что я и в шестилетнем возрасте…

  • От других мне хвала — что зола

    Среди когнитивных ошибок, описанных Канеманом и Тверски, не последнее место занимает «страх потери» (« loss aversion»): то обстоятельство, что…

  • Он в усы усмешку прячет

    Человек – двуногое не только без перьев, но и с волосяным покровом, сильно редуцированным по сравнению с эволюционными родственниками. Причем, не…

Comments

( 85 comments — Leave a comment )
freesopher
Dec. 13th, 2014 06:06 am (UTC)
Нам нужен отклик, а новое лучше будоражит, чем старые образцы.
egovoru
Dec. 13th, 2014 12:51 pm (UTC)
Да, но я задалась вопросом - а почему именно "новое нас будоражит"? Как Вы думаете?
(no subject) - freesopher - Dec. 13th, 2014 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Dec. 14th, 2014 05:25 am (UTC) - Expand
a_fixx
Dec. 13th, 2014 08:00 am (UTC)
Согласен с "тезисом 99 %" :) Наверное, поэтому очень трудно заставить себя читать новинки, когда ещё столько проверенных временем, но не прочитанных или не перечитанных шедевров. А вы сами читаете (смотрите) новинки?

По сравнению с гулящим мужем, любители искусств всё-таки в более надёжном положении: Эверестов хватит на всех, и измена, даже если случается, не губительна :)

С ув. freesopher не могу согласиться. Старый конь борозды не портит :) Недавно прочёл "Пуритан" Вальтера Скотта. Написан роман в начале XIX в., события относятся к концу XVII в., но "отклик" в нынешнем времени находит удивительный. Тема раскола страны на два лагеря, когда друзья и родственники оказываются по разные стороны баррикад, для нашей страны, к сожалению, всегда актуальна. Для меня "Пуритане" открыли заново несложную мысль, что в любом лагере, где бы ты по воле судьбы ни оказался, надо оставаться человеком, и идейные различия зачастую преувеличиваются, тогда как у нас есть (должны быть) общие гуманистические ценности. Так просто и так сложно, когда отец с сыном готовы растоптать друг друга из-за новостей с Украины.
egovoru
Dec. 13th, 2014 01:12 pm (UTC)
"А вы сами читаете (смотрите) новинки?"

Для меня факт создания произведения в ту или иную эпоху вообще мало значит. Конечно, если прошло уже столько времени, что изменился сам язык, и стало нужно прикладывать слишком много усилий просто для того, чтобы разобрать мысль автора - нужен серьезный повод, чтобы я отважилась на такое. Но в произведении, созданном, скажем, двести лет назад, я иногда способна увидеть достаточно новизны, чтобы им заинтересоваться - для меня-то оно ново, раз я никогда его не читала?

"Так просто и так сложно, когда отец с сыном готовы растоптать друг друга из-за новостей с Украины"

Совершенно разделяю Вашу тревогу и уже писала здесь об этом. Меня вообще очень занимает эта тема.

Edited at 2014-12-13 01:13 pm (UTC)
(no subject) - a_fixx - Dec. 23rd, 2014 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 23rd, 2014 02:07 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Dec. 13th, 2014 08:46 am (UTC)
А что, когда-то все было по другому?
egovoru
Dec. 13th, 2014 01:30 pm (UTC)
А разве я написала, что когда-то было? Возможно, степень проявления этого свойства - интереса к новизне как таковой - колеблется в разные эпохи и в разных обществах (и наверняка это специально изучали), но вообще-то оно кажется мне фундаментальным для нашей человеческой натуры. Разумеется, и отдельные индивидуумы сильно различаются по этому признаку. Психологи называют его "novelty seeking" и даже вроде бы уже знают кое-что о его биохимических механизмах. Более того, его зачатки можно усмотреть и у животных.

Мне кажется примечательным то, что здесь, наряду со стремлением к новому потому, что оно может оказаться лучшим (что совершенно естественно), есть еще и стремление к новому как к самоцели - независимо от его качества.
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 13th, 2014 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 13th, 2014 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 13th, 2014 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 14th, 2014 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 14th, 2014 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 14th, 2014 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 14th, 2014 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Dec. 15th, 2014 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 15th, 2014 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 16th, 2014 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 16th, 2014 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2014 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 17th, 2014 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 18th, 2014 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 18th, 2014 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 18th, 2014 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 19th, 2014 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 19th, 2014 11:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 20th, 2014 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2014 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 20th, 2014 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2014 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Dec. 20th, 2014 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2014 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 12:55 am (UTC) - Expand
hyperboreus
Dec. 13th, 2014 11:40 am (UTC)
Жадный интерес публики к художественным новинкам//

А он есть, да? А в чем конкретно проявляется? Я как-то поотстал ))
egovoru
Dec. 13th, 2014 01:46 pm (UTC)
Ну, что Вы! Посмотрите, скажем, о чем пишет народ в популярных ЖЖ сообществах chto_chitat и drugoe_kino - да и на любом другом сайте, где регистрируется число зрителей/читателей и/или им позволяют оставлять отклики: экспоненциальная зависимость интереса от времени создания произведения ;) В смысле - экспоненциально спадающая на шкале от настоящего к прошлому.

Edited at 2014-12-13 03:36 pm (UTC)
(no subject) - hyperboreus - Dec. 13th, 2014 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 13th, 2014 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 13th, 2014 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 13th, 2014 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 13th, 2014 10:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 19th, 2014 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 19th, 2014 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Dec. 13th, 2014 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 13th, 2014 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Dec. 14th, 2014 04:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 14th, 2014 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 14th, 2014 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 14th, 2014 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 14th, 2014 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - re_xor - Dec. 13th, 2014 09:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - re_xor - Dec. 13th, 2014 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 12:51 am (UTC) - Expand
egovoru
Dec. 14th, 2014 12:44 am (UTC)
Да, это именно то, что я имела в виду! И особенно мне понравились принципы "optimistic initialisation" и "optimism in the face of uncertainty" ;)

Боюсь только, что так стройно это выглядит только в теории; в реальной жизни не так-то просто определить, какая именно степень риска будет оптимальной - слишком много неучитываемых факторов :(
(no subject) - re_xor - Dec. 14th, 2014 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - re_xor - Dec. 14th, 2014 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 14th, 2014 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - re_xor - Dec. 14th, 2014 09:11 pm (UTC) - Expand
vls_smolich
Dec. 15th, 2014 01:58 pm (UTC)
А может быть, это всего лишь поиск доказательств, что ты всё ещё жив?
Что мир вокруг тебя не порождение твоего собственного разума, а нечто независимое -- и ты в нём всё ещё существуешь?
egovoru
Dec. 15th, 2014 02:07 pm (UTC)
Интересная мысль. Стивен Вайнберг (физик) писал: всякий раз, когда результаты эксперимента совершенно не совпадают с нашими ожиданиями - это внешний мир дает нам знать о своем независимом существовании ;)

Правда, согласно Вашей теории максимальными консерваторами должны быть солипсисты - а так ли это?
(no subject) - vls_smolich - Dec. 18th, 2014 12:54 pm (UTC) - Expand
belkafoto
Sep. 12th, 2016 12:50 pm (UTC)
сравнение горячего с длинным?
"Жадный интерес публики" и "Классический ответ неверного мужа"

Если "публика" - это "муж", то "жена" - это критики?
egovoru
Sep. 12th, 2016 12:52 pm (UTC)
Re: сравнение горячего с длинным?
Муж - этот те, у кого стремление к новизне выражено сильнее, чем у других (распределение ведь гауссово).
Это интересный вопрос - belkafoto - Sep. 12th, 2016 03:10 pm (UTC) - Expand
Re: Это интересный вопрос - egovoru - Sep. 12th, 2016 11:49 pm (UTC) - Expand
( 85 comments — Leave a comment )