?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оттуда моды к нам

Читая книжку одного англичанина, живущего в Париже, обнаружила еще один французский след в русской культуре: направление надписей на корешках книг у нас снизу вверх, а не сверху вниз, как в англоязычном мире. Интересно, долго ли это продержится? Некоторые издатели, похоже, уже сдаются: обратите внимание на две крайние справа книжки на русской полке ;) Для справки: число новых книг, опубликованных за последний год Францией - 41902, Россией - 120512, Великобританией и США - 459757.

Books

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Jan. 9th, 2015 11:25 am (UTC)
Так вот откуда это прискорбное поветрие! А мне так и хочется перевернуть на своих полках этих нонконформистов ;)
egovoru
Jan. 9th, 2015 12:26 pm (UTC)
Да, я, признаться, тоже никак не могу привыкнуть к этому "двойному стандарту" ;)
Кстати, я произвела перестановку на своих виртуальных "полках": получилось еще выразительнее, правда?

Интересно, имеет ли эта двойственность какие-то функциональные основания, или это просто случайный выбор? Тот же вопрос возникает и при рассмотрении других аналогичных явлений, как, скажем, право- или левостороннее движение по дорогам, или обычай писать слева направо, справа налево или вообще сверху вниз. Не попадались ли Вам какие-нибудь рассуждения на этот счет?



Edited at 2015-01-09 01:06 pm (UTC)
hyperboreus
Jan. 9th, 2015 01:43 pm (UTC)
Насчет направления письма попадалось много разных теорий (в основном всякие рассуждения о различии цивилизаций), а вот о прочем читать не приходилось..
egovoru
Jan. 9th, 2015 01:56 pm (UTC)
А какие же именно различия цивилизаций имеются в виду? Мне однажды попадалась мысль, которую я сочла анекдотической: что, дескать, направление письма связано с тем, откуда падало солнце при заселении данной местности ;)

Честно сказать, я не представляю себе, как праворукий человек (т.е., не левша) может писать справа налево - ведь текст загораживается ладонью? А вот для левши это было бы естественно. Может, там, где так пишут, особо высокий процент левшей?
hyperboreus
Jan. 9th, 2015 03:06 pm (UTC)
Да, такую идею встречал ))
Вроде бы что-то на эту тему читал у Шпенглера, но точно не скажу.. Надо искать..
egovoru
Jan. 11th, 2015 03:24 am (UTC)
Я задала этот вопрос в сообществе useless_faq - там высказали кое-какие заслуживающие внимания соображения, вот ссылка.
hyperboreus
Jan. 11th, 2015 10:44 am (UTC)
Да как-то особенных соображений, а самое главное - ссылок, источников - не привели. ))
Кстати, при анализе традиционного китайского способа написания (сверху вниз и справа налево) стоит учитывать тот факт, что сами черты внутри иероглифа пишутся... слева направо (говорю как человек, учивший китайскую каллиграфию ;)) - вот такой синтез.
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2015 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2015 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2015 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2015 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2015 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2015 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2015 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 15th, 2015 03:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 15th, 2015 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 16th, 2015 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 16th, 2015 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 16th, 2015 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 16th, 2015 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 17th, 2015 03:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 17th, 2015 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 18th, 2015 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2015 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 11th, 2015 05:13 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Jan. 9th, 2015 04:22 pm (UTC)
*Может, там, где так пишут, особо высокий процент левшей?*

Такого не замечал. Сам я на иврите пишу правой и неудобства от того не испытываю (хотя и левша).
egovoru
Jan. 10th, 2015 12:07 am (UTC)
Финикийцы, насколько я знаю, писали вообще "змейкой": именно поэтому одна и та же их буква стала "R" в латинице и "Я" в кириллице - кто-то ориентировался на четные строчки, а кто-то - на нечетные ;)

Думаю, причина отказа от такого способа письма была связана с возрастанием требований к скорости: ведь повторять одно и то же движение рукой легче, чем чередовать два. Но вот почему это случилось двумя разными путями, неясно. Послала такой вопрос на useless_faq - может, тамошние эрудиты знают что-нибудь?

Нет, я ошиблась: финикийцы вовсе не писали змейкой, а справа налево. А вот, по данным Википедии, кто писал змейкой: "Бустрофедон встречается в памятниках лувийского, южноаравийского, этрусского, греческого, малоазийских и других видов письма". (Пара же Я-R образовалась, конечно, уже при заимствовании из греческого в латиницу и кириллицу - греки-таки писали змейкой!)

А вот ссылка на дискуссию на useless_faq - там действительно высказали кое-какие заслуживающие внимания соображения.

Edited at 2015-01-11 03:23 am (UTC)
egovoru
Jul. 23rd, 2015 12:50 pm (UTC)
Читаю исключительно интересную книжку об истории письменности, автор которой (ссылаясь на другого исследователя) связывает направление письма с преобладанием левого или правого полушария; в частности, он полагает, что именно ростом вклада левого полушария вызвана эволюция направления письма у греков:

"Kerckhove (1981) suggests that growth in lefthemisphere dominance governed the drift in early Greek writing from right-to-left movement, to boustrophedon movement (‘oxplowing’ pattern, one line going right, then a turn around a corner into the next line going left, the letters inverted according to the direction of the line), to stoichedon style (vertical lines), and finally to definitive left-to-right movement on a horizontal line".

Правда, труд сей 1982 года издания, когда теория разной функциональности двух полушарий была куда более популярна, чем сейчас ;)

Edited at 2015-07-23 12:50 pm (UTC)
hyperboreus
Jul. 23rd, 2015 01:04 pm (UTC)
А причины "роста вклада левого полушария" у греков он не озвучивает? ))
egovoru
Jul. 23rd, 2015 01:10 pm (UTC)
Боюсь, что за этим надо обратиться к тому, на кого он ссылается - я потом посмотрю, кто это такой, и можно ли раздобыть этот его опус :) Но, может, и нынешний автор еще что-нибудь скажет об этом: его главный тезис - что письменность, как таковая, в свою очередь, меняет наши мозги, потому я им и заинтересовалась.
egovoru
Jan. 21st, 2017 05:25 pm (UTC)
В дополнение к нашему давнему разговору о направлении письма слева направо или справа налево: уважаемый shkrobius цитирует исследования, обнаружившие, что паралелльно с изменением направления письма у греков и ориентация профиля на изображениях Средиземноморского региона внезапно сменилась с повернутого направо на повернутый налево, и что это якобы связано с гипотетическим сдвигом в доминировании полушарий. Но оригинальная статья, к сожалению, по-немецки - я опасаюсь, моего знания этого языка недостаточно, чтобы в ней разобраться :(

Shkrobius цитирует и другую статью (на этот раз английскую), автор которой утверждает, что шрифты, использующие только согласные, легче читать справа налево. Не представляю, как это можно определить, принимая во внимание, что каждый из испытуемых в таком эксперименте ведь уже привык читать в определенном направлении?
hyperboreus
Jan. 21st, 2017 06:02 pm (UTC)
Да уж, очень гипотетический сдвиг ))
egovoru
Jan. 21st, 2017 05:28 pm (UTC)
А вот еще один пост на ту же тему.
( 41 comments — Leave a comment )