?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одним из неожиданных результатов распространения интернета оказалось выявление плачевного состояния грамотности населения. Я давно уже убедилась, что неспособность писать грамотно – не обязательно признак недостаточного интеллекта, но все же несоблюдение самых простых правил орфографии, которым обучают в первом классе, здорово меня раздражает. Тем не менее, ясно сформулировать, почему, собственно, нельзя писать, «как слышится», не так-то просто. Может, требование писать по установленным правилам – действительно только нелепый педантизм?..


Что это не так, я поняла, читая тексты, написанные в те времена, когда этих правил еще не было. Проблема в том, что звучание любого слова можно передать на письме не одним, а многими разными способами. На то, чтобы додуматься при чтении, что именно имелось в виду пишущим, требуется очень много времени, так что читать текст, написанный без правил, можно только очень медленно.

Твердые же орфографические правила устанавливают однозначное соответствие между видом слова на письме и его смыслом, минуя стадию озвучивания, что позволяет резко увеличить скорость чтения. То есть, хотя наше письмо и считается фонетическим (в противовес, например, китайскому), на самом деле в нем тоже есть отчетливый семантический элемент – именно за счет нормативной орфографии. Правильно написанное слово – своего рода иероглиф.

Соответственно, правописание дается труднее тем, кто пытается «писать со слуха» – записывать буквами слова, звучащие у них в уме. А вот те, кто запоминают слова «по внешнему виду», как картинку, таких трудностей не испытывают.

В устной речи невнятность произношения тоже, конечно, затрудняет понимание. Но в этой ситуации слушатель бессилен – он подчиненяется темпу речи говорящего. Читатель же свой темп определяет сам, и изобретение орфографии оказалось одним из наиболее радикальных способов его увеличить.

То же относится и к пунктуации: один из моих уважаемых френдов зачем-то отказался от точек в конце предложений и заглавных букв в их начале, и читать его содержательные тексты стало весьма мучительно :(


Картинка из статьи про десять самых
распространенных грамматических ошибок

Tags:

Posts from This Journal by “язык” Tag

  • Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?

    Во френдленте бушуют страсти по старой орфографии. Многочисленность ее приверженцев явилась для меня полной неожиданностью: сама я даже точки над…

  • Я – маленькая поэтесса

    Иные поборники женского равноправия пытаются создать параллельную линейку слов для обозначения профессий, да только сам язык уж больно…

  • На далекой Амазонке не бывал я никогда

    Первое постсоветское поколение уже приближается к возрасту Христа (если считать с 1985-го года, не с 1991-го), а споры о том, что же представляла…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
skichmana
Oct. 20th, 2012 04:15 pm (UTC)
Скорее всего, интернет-общение - это заменитель не письменной речи, а устной.
egovoru
Oct. 20th, 2012 04:31 pm (UTC)
Разговор по Скайпу - конечно. Когда же мы передаем по сети текст, а не звук (независимо от его содержания), все сказанное относится и к интернетному общению, а не только к бумажной печати. Текст есть текст, будь он высечен в камне, написан на папирусе или выведен на экране.
skichmana
Oct. 20th, 2012 04:37 pm (UTC)
А аська? Форумы?
Ещё один признак "устности" - много ненормативной лексики.
egovoru
Oct. 21st, 2012 12:21 pm (UTC)
Я как-то не совсем улавливаю Вашу мысль, поясните ее, пожалуйста. Я, со своей стороны, вовсе не утверждаю, что интернет, сам по себе, негативно повлиял на грамотность. Я этого не знаю, хотя, наверное, проводились какие-то целенаправленные исследования, и с их результатами было бы интересно ознакомиться. Я просто хочу сказать, что с появлением интернета стало невозможно не заметить, сколь многие наши сограждане пишут "корова" через "ять". В таких случаях всегда возникает вопрос, а может, правда-то на стороне большинства? В данном случае мне кажется, что нет - и я попыталась объяснить, почему.
skichmana
Oct. 21st, 2012 12:38 pm (UTC)
Понятно. Вы утверждаете, что интернет - зеркало, индикатор. Но раньше ведь такого зеркала не было. Только школьные сочинения, но они были известны лишь учителям, которые традиционно жаловались на учеников.
С другой стороны, - есть два вида речи: письменная и устная. Так было до изобретения интернета. К какому виду речи отнести его? По форме вроде бы это речь письменная, но по функции, по-моему, скорее устная. Письмо или сочинение надо обдумывать, а при интернет-общении (комменты, аська, социальные сети) всё идёт быстро, как при устном разговоре. Я, конечно, не имею в виду подготовленные тексты: посты, статьи и т.п., а только всякие твиты и т.д.
Вот, собственно, что я имел в виду.
egovoru
Jan. 20th, 2013 02:37 pm (UTC)
Комментарий специалиста на затронутую Вами тему: http://postnauka.ru/video/8674.
Не то, чтобы он сообщил там что-то новое, но, во всяком случае, они этим занимаются.
skichmana
Jan. 20th, 2013 03:02 pm (UTC)
Спасибо. Это было интересно.
Меня вот ещё интересует механизм появления устойчивых интернет-мемов. Если что-нибудь вдруг встретите, сообщите, пожалуйста.
egovoru
Jun. 15th, 2013 12:45 pm (UTC)
Вот еще публикация, которая, возможно, Вас заинтересует: http://flibusta.net/b/326705/read
skichmana
Jun. 15th, 2013 04:33 pm (UTC)
Большое спасибо.
almakedonskij
Dec. 9th, 2015 03:09 pm (UTC)
здесь с вами согласен, но если речь об описках или наличии/отсутствии мягкого знака в ТЬСЯ/ТСЯ - вряд ли затрудняет понятие текста.
А по поводу отказа от точек, то тут показателен пример Жозе Сарамаго, который большинство своих текстов пишет без знаков препинания и без абзацев. Т.е. они у него есть, но больше видимо для обозначения следующих глав. Особенно сложно читать диалоги. "Евангелие от Иисуса" очень показательно в данном примере. (ни в коем случае не отношусь к религиозным проповедникам, агностик - а то мало ли, что подумаете))))
egovoru
Dec. 10th, 2015 12:34 pm (UTC)
"если речь об описках или наличии/отсутствии мягкого знака в ТЬСЯ/ТСЯ - вряд ли затрудняет понятие текста"

Ничего не могу сказать о роли каких-то конкретных ошибок, но, думаю, ее легко можно было бы проверить в эксперименте. Сама же я заметила трудность, читая старинные тексты, воспроизведенные в орфографии оригинала - читать такие ну, очень нелегко, хотя сам язык с тех пор не изменился, все слова были мне знакомы.

Что же касается ться/тся - мне вообще непонятно, почему это может вызывать хоть какие-то трудности? Ведь эти два случая резко различаются по смыслу, и у этого правила нет никаких исключений.

Другое дело, например - некоторые моменты раздельного или слитного правописания "не": вот там, действительно, и правила достаточно размытые, и определить, какое именно правило надо в данном случае применять, не так-то просто :(

"показателен пример Жозе Сарамаго, который большинство своих текстов пишет без знаков препинания и без абзацев"

А как Вы думаете, зачем он это делает? Я еще могу понять отказ от знаков препинания в стихах - там само разделение на строки создает ритм, и авторам, видимо, хочется сделать именно его доминантным в стихотворении. Но в прозе? Зачем искусственно затруднять ее понимание?
almakedonskij
Dec. 10th, 2015 01:32 pm (UTC)
Ведь эти два случая резко различаются по смыслу
Это понятно, но когда строчишь большой текст, банально можешь не вставить мягкий знак не потому что не знаешь, а потому что думаешь об общей мысли своей "писанины",а не о правилах РЯ )

А как Вы думаете, зачем он это делает?
Прямого ответа у меня нет, не читал его интервью на сей счет. Возможно хочет чтобы с большим вниманием читали тексты, а не по диагонали. Не знаю! )
egovoru
Dec. 11th, 2015 12:00 am (UTC)
"потому что думаешь об общей мысли своей "писанины",а не о правилах РЯ"

Конечно, никто не думает о правилах, когда пишет, но в норме у нас срабатывает некое языковое чутье, и у тех, кто пользуется при этом зрительной памятью, неверно написанное просто как-то "режет глаза" ;)

А насчет чутья очень интересно у Корнея Чуковского в книжке "От двух до пяти" - если Вы вдруг не читали, я ее очень рекомендую. Он, в частности, там очень наглядно показывает, что маленькие детишки, когда они якобы "коверкают" язык, на самом деле железно следуют его законам ;) Думаю, то же и с ошибками взрослых: они далеко не случайны.
almakedonskij
Dec. 11th, 2015 09:47 am (UTC)
возможно. но вот у меня периодически нет чутья. очень редко, но бывает, что я даже у супруги спрашиваю как правильно написать то или иное слово, т.к. ступор какой-то находит.
s_e_l_i_k
Dec. 26th, 2016 10:43 pm (UTC)
Правильно Вы все написали.
Но как быть таким как я? Я совсем не отличник народного образования :(
Не писать? Эх! А мне казалось, что у меня в голове просто гениальнейшие мысли :)
egovoru
Dec. 26th, 2016 10:51 pm (UTC)
Обязательно писать, а если уж очень боитесь - предварительно проверяйте свои тексты ворд-процессором!
( 16 comments — Leave a comment )