?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бронзовый век

Не пора ли обозначить и «бронзовый» век русской поэзии, вслед за «золотым» и «серебряным»? Не на это ли намекает даже фамилия самого увенчанного его представителя?


Только бронза эта – не парадная, сияющая, гесиодова, а потемневшая, зеленая: бронза столицы не действующей, а бывшей. После перемещения власти в Москву в городе на Неве появилось некое сходство с Европой после крушения Римской империи: империя ушла – инфраструктура осталась.


В послеримской Европе зародилась новая государственность; в послестоличном Ленинграде – новая поэзия. Я нарочно выбрала образцы, содержащие намеренные отсылки к шедеврам прошлого: наш век – век постмодернизма.

Вот я вновь посетил
эту местность любви, полуостров заводов,
парадиз мастерских,
рай речных пароходов…

Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал.

Это сейчас, скажем, Баратынский кажется нам подражателем Пушкина, а на самом деле Пушкин был ведь только вершиной айсберга. Вот и Лев Лосев сам определил свое место:

Когда состарюсь, я на старый юг
уеду, если пенсия позволит.
У моря над тарелкой макарон
дней скоротать остаток по-латински,
слезою увлажняя окоем, как Бродский,
как, скорее, Баратынский.

Или вот «последний обэриут» Владимир Уфлянд:

Сто лет назад ходили оборванцами,
неграмотными,
в шкурах покоробленных.
Сто лет тому назад любили Францию.
А в наши дни сильнее любят Родину.

Задав интернету вопрос, согласны ли со мной литературоведы, обнаружила, что идея бронзового века уже давно ими разрабатывается ;)

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

  • Нигде кроме

    Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась…

Comments

( 51 comments — Leave a comment )
gomazkov
Sep. 19th, 2015 06:02 am (UTC)
Я, конечно, необъективен, но, по-моему, Боратынский ни с какого боку не похож на Пушкина - уж скорее на Державина, если на то пошло.
На Пушкина похож Языков.
egovoru
Sep. 19th, 2015 01:07 pm (UTC)
Я имею только то общее, что определяется общностью исторической эпохи: он на Пушкина похож больше, чем, скажем, Маяковский ;)

Мысль же моя состоит просто в том, что не Пушкиным единым ;)
gomazkov
Sep. 19th, 2015 01:08 pm (UTC)
Не им, не им.)
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 20th, 2015 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 20th, 2015 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 20th, 2015 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 20th, 2015 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 20th, 2015 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 2nd, 2017 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Apr. 2nd, 2017 05:31 pm (UTC) - Expand
egovoru
Sep. 19th, 2015 01:46 pm (UTC)
Для меня Баратынский - в первую очередь (со)автор сильно любимого мною "Там, где Семеновский полк, в пятой роте, в домике низком", поэтому он для меня и на Державина не слишком похож, а вполне - сам по себе ;)

Хотя, впрочем, Вы правы: "в панталонах триктовых тонких" - так мог бы сказать и Державин, спросивший у швейцара: «Где, братец, здесь нужник?» ;)

gomazkov
Sep. 19th, 2015 01:48 pm (UTC)
Вот настоящий Боратынский - это финал стихотворения "Осень":

Зима идёт, и тощая земля
В широких лысинах бессилья,
И радостно блиставшие поля
Златыми класами обилья,
Со смертью жизнь, богатство с нищетой,
Все образы годины бывшей
Сравняются под снежной пеленой,
Однообразно их покрывшей, -
Перед тобой таков отныне свет,
Но в нём тебе грядущей жатвы нет!

Торжественная поступь классицизма очень здесь слышна.
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Sep. 19th, 2015 02:55 pm (UTC) - Expand
hyperboreus
Sep. 19th, 2015 10:06 am (UTC)
Идем дальше: Железный век - это поколение рокеров и сторожей ;)

Каждому яблоку - место упасть,
Каждому вору - возможность украсть,
Каждой собаке - палку и кость,
Каждому волку - зубы и злость.

Ну а сегодня - Пластмассовый век:

Я уеду в какой-нибудь северный город,
закурю папиросу, на корточки сев,
буду ласковым другом случайно проколот,
надо мною раcплачется он, протрезвев.
egovoru
Sep. 19th, 2015 01:02 pm (UTC)
Да, у Вас получилась настоящая "подвижная лестница Ламарка" ;)

Сама я, правда, с последними двумя веками очень плохо знакома, да и с бронзовым - только поверхностно :(

Что же касается Бориса Рыжего, то меня смущает, что его любят называть "призраком Лермонтова" :(
hyperboreus
Sep. 19th, 2015 02:24 pm (UTC)
Не встречал такого определения. Ну так что же - на то оно и деградация веков, чтобы в Пластмассовом был невозможен Золотой или даже Бронзовый титан.
egovoru
Sep. 19th, 2015 03:04 pm (UTC)
"Не встречал такого определения"

Как же - вот.
(no subject) - hyperboreus - Sep. 19th, 2015 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 19th, 2015 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Sep. 19th, 2015 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 22nd, 2015 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Sep. 22nd, 2015 01:42 pm (UTC) - Expand
egovoru
Dec. 26th, 2016 06:35 pm (UTC)
Один французский исследователь, оказывается, написал целую книжку о происхождении названия российского "серебраного века", вот здесь ее пересказывают.
hyperboreus
Dec. 27th, 2016 03:28 pm (UTC)
Интересно.
Ничего обидного в таком именовании не вижу. Культурное серебро - металл не только благородный, но и особенно хорош против нечисти, коей в двадцатом веке развелось неисчислимо...
egovoru
Dec. 27th, 2016 06:50 pm (UTC)
Обидным, наверное, это показалось тем, кто еще хорошо помнил Гесиода, который видел историю как постепенную деградацию. Сейчас мы вроде бы уже дозрели до понимания, что вопрос, кто лучше, Пушкин или Мандельштам - не слишком содержателен :)

А бактерицидные свойства серебра - да, хорошо известны :)

Edited at 2016-12-27 06:51 pm (UTC)
vls_smolich
Oct. 3rd, 2015 03:58 pm (UTC)
Золотой, серебряный, бронзовый...
Красиво, но это всё же мифопоэтика, скорей.
Нет, с литературоведческой позиции, конечно, о поэзии как раз мифопоэтисчески только и можно, но если уж по науке, тогда градация должна быть совсем другой:
палеолит, мезолит, неолит, медный век, бронзовый, железный...
Как-то так.
egovoru
Oct. 12th, 2015 10:10 am (UTC)
"Красиво, но это всё же мифопоэтика, скорей"

Да, я тоже не думаю, что Гесиод, выделяя эти периоды в истории человечества, руководствовался какими-нибудь археологическими свидетельствами ;)

"палеолит, мезолит, неолит, медный век, бронзовый, железный..."

Отличная идея! А как конкретно бы Вы выделили бы эти стадии в поэзии? Пушкин, например - это какой век по такой шкале?
vls_smolich
Oct. 20th, 2015 12:51 pm (UTC)
Ну, не палеолит, конечно. :)
Возрождение -- я так думаю. С него всё началось в Европе, с Пушкина -- в России.
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2015 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Oct. 21st, 2015 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 21st, 2015 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Oct. 21st, 2015 12:56 pm (UTC) - Expand
( 51 comments — Leave a comment )