?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оказывается, статья Блока из школьной программы была не первым текстом с таким заглавием – еще до нее, в знаменитом сборнике «Вехи», появилась публикация Петра Струве. Похоже, это с его легкой руки интеллигенция приобрела статус «особого русского явления».


«Мы разумеем под этим наименованием даже не «образованный класс». В этом смысле интеллигенция существует в России давно <...> Роль образованного класса была и остается очень велика во всяком государстве <...> Не об этом классе и не об его исторически понятной, прозрачной роли, обусловленной культурною функцией просвещения, идет речь в данном случае.

Интеллигенция в русском политическом развитии есть фактор совершенно особенный: историческое значение интеллигенции в России определяется ее отношением к государству в его идее и в его реальном воплощении. <...> Идейной формой русской интеллигенции является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему».

Признаться, изобретение уважаемого Петра Бернгардовича кажется мне крайне неудачным. У него интеллигенция – слово ругательное: так он называет анархистов и социалистов, против которых и направлена его статья. Но последние, захватив власть, обнаружили такую горячую любовь к государству, какая и монархистам не снилась – так что термин «интеллигенция» повис в воздухе: сегодня его употребляют кто во что горазд.

Вот я и думаю: а не пора ли вернуть этому слову его первоначальный, универсальный, «исторически понятный, прозрачный» смысл?


Еп. Сергий (Королёв), П.Б. Струве, прот. С. Булгаков в аудитории Русского юридического факультета в Праге (справа налево).
Фото из журнала уважаемого evgeniy_efremov, у которого есть целая подборка постов о Струве.


А вот еще уважаемый banguerski_alex откопал детальнейший разбор истории и сущности российской интеллигенции Иваном Солоневичем.

Posts from This Journal by “интеллигенция” Tag

  • Не продается вдохновенье

    Пушкин, с его стремлением жить чисто литературным трудом, а не придворной службой или доходами с имений, и был, на мой взгляд, первым российским…

Comments

( 138 comments — Leave a comment )
hyperboreus
Oct. 31st, 2015 11:00 pm (UTC)
То есть интеллигент = антигосударственник?
egovoru
Oct. 31st, 2015 11:15 pm (UTC)
По Струве - да:

"Идейной формой русской интеллигенции вляется ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему.

Это отщепенство выступает в духовной истории русской интеллигенции в двух видах: как абсолютное и как относительное. В абсолютном виде оно является в анархизме, в отрицании государства и всякого общественного порядка как таковых (Бакунин и князь Кропоткин).

Относительным это отщепенство является в разных видах русского революционного радикализма, к которому я отношу прежде всего разные формы русского социализма".
(no subject) - hyperboreus - Nov. 1st, 2015 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 1st, 2015 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 1st, 2015 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 1st, 2015 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 1st, 2015 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 1st, 2015 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 1st, 2015 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 1st, 2015 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2015 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 6th, 2015 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2015 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 6th, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2015 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 7th, 2015 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 7th, 2015 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 8th, 2015 01:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2015 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 8th, 2015 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2015 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 8th, 2015 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2015 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 5th, 2016 12:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 16th, 2016 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 17th, 2016 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 20th, 2016 12:19 am (UTC) - Expand
sergeyoho
Oct. 31st, 2015 11:11 pm (UTC)
Чёрного кобеля не отмыть добела. Было, например, когда-то достойное слово «феминистка». Но теперь, боюсь, его уже не отмыть. И странно нормальным людям пытаться его переиначить, у бесноватых особ отнять и себе присвоить. Хотя они пытаются, выглядит забавно.

Может назваться «интеллектуалами», как во всяких Европах?
egovoru
Oct. 31st, 2015 11:19 pm (UTC)
Да, возможно, это хороший вариант - хотя в русском языке для обозначения социального слоя занятых умственным трудом слово "интеллигент" воспринимается как-то привычнее, чем "интеллектуал".

Последнее вроде бы подразумевает наличие не только знаний, полученных в результате образования, но и выдающихся умственных способностей - или мне только так кажется?
(no subject) - sergeyoho - Nov. 1st, 2015 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergeyoho - Nov. 1st, 2015 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeyoho - Nov. 1st, 2015 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeyoho - Nov. 1st, 2015 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeyoho - Nov. 1st, 2015 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeyoho - Nov. 1st, 2015 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 10:30 pm (UTC) - Expand
dinamik67
Nov. 1st, 2015 12:24 am (UTC)
Российская интеллигенция не против государства как такового, она просто восполняет то , что напрочь отсутствовало и отсутствуют у русского-советского-российского государства - быть оппозицией. В ормальном западном государстве оппозиция постоянно критикует властвующую партию, причем за малейшие пригрешения. И делает это на законных основаниях, через прессу, агитацию и прочее. И никто оппозицию "врагом государства" не воспринимает. Потому что сегодня она оппозиция, а завтра - властвующая партия.

Яркий пример - Канада. Консерваторы были у власти 9 лет. И все это время их пинали и тролили либералы. Как в России бы либералов называли "пятой колонной и антигосударственниками". В итоге пару недель назад на выборах либералы оглушительно выиграли на выборах и стали партией власти. Теперь их пинать и тролить будут консерваторы. Это нормальный процесс.

В России такого процесса не было и нет. Поэтому интеллигенция, которой одной всегда не по барабану судьба родины, пытается со времен Радищева что-то сделать, но постоянно попадает во "враги народа".

Какой сказал, что интеллигенция в 17-м году пришла к власти?!
Это матрос Железняк интеллигент? Или Джугашвили интеллигент?

Бунин, Аверченко и другие великие русские интеллигенты с этим тезисом не согласны... ;-)
egovoru
Nov. 1st, 2015 12:53 am (UTC)
Я именно и хочу сказать, что использование слова "интеллигенция" для обозначения категории людей, придерживающихся определенной политической ориентации, было крайне неудачным нововведением и по сей день приводит к совершеннейшей путанице :(

Вот, например, Григорий Померанц пишет: "В эссе, которое я написал в 60-е гг., я ввел различия интеллигентной интеллигенции и неинтеллигентной интеллигенции" :(

Или горделивые заявления иных деятелей, даже известных публичных фигур, что они - не интеллигенты: не верх ли это абсурда?


Edited at 2015-11-01 12:55 am (UTC)
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 01:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 01:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 01:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 01:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 01:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 01:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 02:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 03:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 1st, 2015 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Nov. 1st, 2015 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2015 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 8th, 2015 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2015 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 8th, 2015 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 8th, 2015 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 9th, 2015 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 9th, 2015 01:31 pm (UTC) - Expand
a_gorb
Nov. 1st, 2015 07:56 am (UTC)
”а не пора ли вернуть этому слову его первоначальный, универсальный, «исторически понятный, прозрачный» смысл?”
Пардон, не догнал, о каком смысле идет речь?
А каким словом тогда назовем тех, для кого идейной формой является отчуждение от государства и враждебность к нему?

ЗЫ. Очень забавно сравнить разные религии и церкви по их отношению к государству.
egovoru
Nov. 1st, 2015 11:28 am (UTC)
"Пардон, не догнал, о каком смысле идет речь?"

Добыча и распространение знания. Мне думается, никакого другого определения, кроме "общественный слой, занятый умственным трудом", здесь не требуется. А?

"А каким словом тогда назовем тех, для кого идейной формой является отчуждение от государства и враждебность к нему"

Это слово давно придумано, и Струве его употребляет - анархисты.
(no subject) - a_gorb - Nov. 1st, 2015 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Nov. 1st, 2015 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Nov. 1st, 2015 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Nov. 1st, 2015 06:37 pm (UTC) - Expand
gomazkov
Nov. 1st, 2015 07:58 am (UTC)
Добавьте уж тогда к характерным чертам русской интеллигенции безаппеляционность высказываний и любовь к рассуждениям о "народном быдле, поддерживающем попов и власть".)
egovoru
Nov. 1st, 2015 11:31 am (UTC)
В том-то и дело, что приписать эту черту тому общественному слою, для определения которого, как мне кажется, и надо зарезервировать слово "интеллигенция" - люди, занятые умственным трудом - никак нельзя: в нем есть самые разные люди, в том числе и такие, которые считают возможным оперировать подобной лексикой.

Edited at 2015-11-01 04:03 pm (UTC)
(Deleted comment)
egovoru
Nov. 1st, 2015 11:37 am (UTC)
Мне кажется, перечисленные Вами пункты очень сложны в использовании и потому не годятся в качестве определения. Скажем, "быть в оппозиции": разве не существенно, к чему именно в оппозиции быть?
eliabe_l
Nov. 1st, 2015 09:51 am (UTC)
Наверно, о связи интеллигенции (образованной публики) и революции написал первым Герцен. А Струве лишь продолжил долгую традицию.

Но вообще хотелось бы понять, каким Вам представляется "первоначальный, универсальный, исторически понятный" смысл слова "интеллигенция"?
egovoru
Nov. 1st, 2015 11:46 am (UTC)
Да, Струве в своей статье пишет следующее о зарождении интеллигенции в его смысле:

"С этой точки зрения интеллигенция, как политическая категория, объявилась в русской исторической жизни лишь в эпоху реформ и окончательно обнаружила себя в революцию 1905-07 гг.

Идейно же она была подготовлена в замечательную эпоху 40-х гг."

При этом конкретно Герцена он все же щадит, не считает полновесным интеллигентом:

"Даже Герцен, несмотря на свой социализм и атеизм, вечно борется в себе с интеллигентским ликом. Вернее, Герцен иногда носит как бы мундир русского интеллигента, и расхождение его с деятелями 60-х годов не есть опять-таки просто исторический и исторически обусловленный факт конфликта людей разных формаций культурного развития и общественной мысли, а нечто гораздо более крупное и существенное."

Я же думаю, что никакого другого смысла, кроме как "общественный слой, занятый умственным трудом", здесь не требуется. Это и есть "первоначальный, универсальный, исторически понятный" смысл слова "интеллигенция".

Отказ от такого смысла ведет к курьезам, как у того же Струве: "Великие писатели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов не носят интеллигентского лика" или у уже цитированного мной выше Григория Померанца: "В эссе, которое я написал в 60-е гг., я ввел различия интеллигентной интеллигенции и неинтеллигентной интеллигенции" :(



Edited at 2015-11-01 12:06 pm (UTC)
(no subject) - eliabe_l - Nov. 1st, 2015 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eliabe_l - Nov. 1st, 2015 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eliabe_l - Nov. 1st, 2015 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eliabe_l - Nov. 1st, 2015 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eliabe_l - Nov. 1st, 2015 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eliabe_l - Nov. 1st, 2015 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2015 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - eliabe_l - Nov. 1st, 2015 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 30th, 2017 02:17 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Nov. 1st, 2015 10:48 am (UTC)
Есть у Н.Вольского текст о том, кого считать интеллигентом. Мне понравился. Прислать?
egovoru
Nov. 1st, 2015 12:02 pm (UTC)
Спасибо, но, боюсь, мне уже попадалось достаточно рассуждений на эту тему, чтобы у меня сложилось свое твердое мнение. На мой взгляд, никакого другого определения интеллигенции, кроме "общественный слой, занятый умственным трудом", вовсе не требуется.

Иначе случается конфуз, как у того же Струве: "Великие писатели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов не носят интеллигентского лика" или у уже цитированного мной выше Григория Померанца: "В эссе, которое я написал в 60-е гг., я ввел различия интеллигентной интеллигенции и неинтеллигентной интеллигенции" :(


Edited at 2015-11-01 12:07 pm (UTC)
(no subject) - nebos_avos - Nov. 1st, 2015 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 1st, 2015 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 1st, 2015 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dralkin - Nov. 1st, 2015 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dralkin - Nov. 2nd, 2015 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 2nd, 2015 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dralkin - Nov. 2nd, 2015 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dralkin - Nov. 2nd, 2015 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 2nd, 2015 11:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dralkin - Nov. 2nd, 2015 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 2nd, 2015 11:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 30th, 2017 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Apr. 30th, 2017 02:58 pm (UTC) - Expand
dralkin
Nov. 3rd, 2015 03:29 pm (UTC)
//не пора ли вернуть этому слову его первоначальный, универсальный, «исторически понятный, прозрачный» смысл?//

Допустим, что исходный смысл понятия восстановлен.
Для выражения какой мысли вам нужно понятие "интеллигенции"?
egovoru
Nov. 3rd, 2015 03:46 pm (UTC)
Меня беспокоят все чаще появляющиеся в печати заявления "почему я не ителлигент" и "интеллигенция - говно нации".

Мне думается, что такие выступления приводят к укреплению в общественном сознании настроений антиинтеллектуализма - то есть представления, что без умственного труда можно вообще обойтись, что занимающиеся им только тратят народные деньги и т.д. А поскольку такие настроения в российском обществе и так очень сильны, то дальнейшая их стимуляция представляется мне самоубийственной.

Говорухин, заметьте, выступает против только части интеллигенции, т.е., по его мнению, бывает интеллигенция "хорошая" и "плохая". Но ведь газетные заголовки этой тонкости не улавливают, они четко доводят до читателя мысль, что интеллигенция - это говно :(

Edited at 2015-11-03 03:48 pm (UTC)
(no subject) - dralkin - Nov. 3rd, 2015 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 3rd, 2015 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dralkin - Nov. 3rd, 2015 07:02 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 3rd, 2015 04:08 pm (UTC)
Интеллигенция и революция
User jorkoffski referenced to your post from Интеллигенция и революция saying: [...] Оригинал взят у в Интеллигенция и революция [...]
( 138 comments — Leave a comment )