?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я только рыцарь и поэт

Александр Блок всегда казался мне анахронизмом, обломком века Мопассана – времени, «когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава»: Прекрасные Дамы, Незнакомки, Снежные Маски. А тут вдруг до меня дошло, что, может, это впечатление – следствие той тщательной зачистки, какую советская власть произвела в круге его общения? Я имею в виду не физическое истребление – эти еще избежали пули в затылок, отделавшись философским пароходом, но вымарывание их из памяти народа. Хозяин «Башни» Вячеслав Иванов, серебряный голубь Андрей Белый, будем-как-солнце Бальмонт – я знаю отдельные их произведения, но вообще-то все они для меня – только смутные тени, легенды. А вот Блок – «слава Богу, иная, иная, по счастью, статья».


Сегодня стихи Блока как-то вышли из моды, а если заходит разговор о нем самом, то сразу вспоминают проституток и трактиры. Ну, а я-то помню совсем другое:

Как мало в этой жизни надо
Нам, детям – и тебе, и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне...

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!



Фото отсюда, не знаю, кто снимал.

Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

  • Нигде кроме

    Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась…

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
gomazkov
Nov. 8th, 2015 12:18 pm (UTC)
Блок и мода, конечно, оксюморон, но и тут надо сказать, что некоторые вещи Блока остаются в вечном тренде, например: "Я пригвождён к трактирной стойке" (у мужчин) или "Девушка пела в церковном хоре" (у женщин)).
egovoru
Nov. 8th, 2015 01:15 pm (UTC)
Ну, что касается первой темы, то она представлена в русской поэзии так богато, что Блок на этом фоне как-то теряется ;)

Лично мне едва ли не больше всего в этом жанре нравится вот это, другого автора:

Полузабытая отрада,
Ночной попойки благодать:
Хлебнёшь - и ничего не надо,
Хлебнёшь - и хочется опять ;)

А вот что касается "Девушка пела" - то это, по-Вашему, какая тема? Когда-то в ранней юности мне эти стихи очень нравились, да и сейчас я умом понимаю, что они прекрасны, но душа к ним у меня не лежит. Во-первых, они какие-то слишком безданадежные, а, во-вторых и в-главных - слишком сентиментальные, а сентиментальность нам ведь приелась еще со времен Диккенса :(
(no subject) - gomazkov - Nov. 8th, 2015 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Nov. 8th, 2015 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Nov. 8th, 2015 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Nov. 8th, 2015 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Nov. 8th, 2015 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2015 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Nov. 11th, 2015 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Nov. 11th, 2015 07:08 pm (UTC) - Expand
egovoru
Nov. 8th, 2015 01:20 pm (UTC)
О, по первой теме вспомнила еще одно, не менее мною любимое, уже нашего современника:

Стало сердце покалывать скверно,
стал ходить, будто ноги по пуду;
больше пить я не буду, наверно,
хоть и меньше, конечно, не буду ;)

А вообще-то тема эта столь зажигательна, что, начав, страшно не суметь остановиться :(

egovoru
Feb. 10th, 2016 02:18 am (UTC)
Нашла и добавила фотографию, которую раньше никогда не видела. Мне страшно нравится. А Вам? Только не знаю, кто снимал и когда - там, откуда я ее взяла, на этот счет ничего не написано :(
(no subject) - gomazkov - Feb. 10th, 2016 05:47 am (UTC) - Expand
hyperboreus
Nov. 8th, 2015 12:48 pm (UTC)
А почему "только смутные тени, легенды"? Ведь издано же почти все! Или теперь уже некогда читать? ))
egovoru
Nov. 8th, 2015 01:28 pm (UTC)
Издано-то оно издано, но читать уже ничего такого не хочется :(

Уже много, много лет назад я перестала читать новые (для меня) стихи, а лет двадцать назад - и художественную прозу, потому что любой роман или рассказ стал вызывать у меня ощущение:

Всё это было, было, было,
Свершился дней круговорот :(

А тогда, когда я была еще восприимчива к поэзии, даже имена те практически не упоминались, а не то что их стихи не печатались. Да и Блок ведь уцелел только чудом :(

А Вы сами - успели все это прочесть?
(no subject) - hyperboreus - Nov. 8th, 2015 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 8th, 2015 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 9th, 2015 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2015 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Nov. 9th, 2015 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2015 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Nov. 17th, 2015 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 18th, 2015 12:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Nov. 18th, 2015 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 18th, 2015 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 10th, 2016 02:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - freesopher - Feb. 10th, 2016 07:33 am (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 9th, 2015 11:45 am (UTC)
Я только рыцарь и поэт
User hemiechinus referenced to your post from Я только рыцарь и поэт saying: [...] НАЯ МЫСЛЬ. ХОТЯ И НАРЕДКОСТЬ НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ... Originally posted by at Я только рыцарь и поэт [...]
egovoru
Nov. 9th, 2015 01:24 pm (UTC)
Re: Я только рыцарь и поэт
Спасибо за внимание к моему посту. А почему же "несвоевременная"?
ros360
Nov. 9th, 2015 12:44 pm (UTC)
Цикл о Прекрасной Даме - это визитная карточка Блока, конечно. Но у него есть стихи на разные актуальные темы тоже. Каждый знает "Рождённые в года глухие", к примеру.

Про популярность сложно делать выводы. Сами поэты считают себя более популярными, чем в советское время, просто теперь круг их читателей более обособлен, не в последнюю очередь благодаря Интернету.
egovoru
Nov. 9th, 2015 01:48 pm (UTC)
"у него есть стихи на разные актуальные темы"

Конечно. Самой-то мне как раз больше нравится у него не про Даму, а про ножик с пылинкой дальних стран! И про мира восторг беспредельный :)

Что же касается моего ощущения принадлежности Блока к 19 веку, оно берется даже не столько от тематики его поэзии, а от ее звучания. Думаю, здесь играет роль его приверженность к трехдольным размерам (которая ассоциируется у меня с Некрасовым) и любовь к прилагательным с суффиксами -инн, -енн:

И мотив, приглушенный и юный,
В затаенной затронет тиши
Усыпленные жизнию струны
Напряженной, как арфа, души.

"Про популярность сложно делать выводы"

Конечно. Я и не имею в виду результаты каких-то объективных исследований, но просто реакцию моих знакомых на упоминание этого имени. А раньше ведь именно Блока читали молодые люди девушкам на свиданиях - вот, например, воспоминания вдовы Евгения Леонова. А теперь, надо думать, читают Бродского?



livejournal
Nov. 9th, 2015 03:39 pm (UTC)
Я только рыцарь и поэт
User ek_21 referenced to your post from Я только рыцарь и поэт saying: [...] Оригинал взят у в Я только рыцарь и поэт [...]
chur72
Nov. 9th, 2015 04:37 pm (UTC)
Тут, по-моему, важно с самого начала определиться вот с каким вопросом. Должно ли наше восприятие поэзии Блока быть хотя бы в какой-то степени историчным? Или мы вправе воспринимать его стихотворения (вырванные из контекста) просто как "красивые стихи", которые нам какими-то своими отдельными сторонами напоминают поззию 19-го века. Наверное, можно и так. Но мне кажется, что это будет, во-первых, противоречить установкам самого Блока, собственно, тому, как он сам ХОТЕЛ БЫ быть понятым (а он, как и любой человек, хотел быть понятым - и получается, что мы к этой его воле относимся с пренебрежением), а во-вторых, - мы при таком чтении теряем огромную часть смысловой начинки его стихов, не замечаем того, что в них объективно присутствует.

Вот взять того же Некрасова. Присутствует некрасовская линия в "Железной дороге"? Конечно, присутствует. Оно написано некрасовским дольником с типично некрасовскими "причитающими" рифмами. А ещё Некрасова очень много в цикле "Родина", в состав которого входит это стихотворение. Тут ещё стоит иметь в виду, что поэты серебряного века - за отдельными исключениями вроде Анненского - уже НЕ ПИШУТ ОТДЕЛЬНЫХ СТИХОВ. Они пишут циклы, своеобразные "лирические романы", со своим лирическим сюжетом, системой лейтмотивов и контрапунктов и настаивают на том, чтобы отдельные стихотворения читались и воспринимались именно как элемент цикла, а не как самостоятельное произведение. Вот у Блока есть цикл "Родина". А его современник Андрей Белый примерно в это же время пишет цикл "Пепел", который прямо посвящает памяти Некрасова. Вот, кстати, типичное оттуда:

Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать:-

Туда, на равнине горбатой,-
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой
В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И в ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи.
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков..."

В этом цикле, посвящённом памяти Некрасова, Некрасова тоже очень много, причём - как и в случае с Блоком - много СОВЕРШЕННО СОЗНАТЕЛЬНОЙ ориентации на Некрасова. Дело в том, что младшее поколение символистов (к которому принадлежали и Блок и Андрей Белый) в это время поднимают Некрасова на свой флаг, нисколько не переставая при этом быть символистами. Некрасов - это знамя модернистов 1905-1910 годов, ну и чего же удивляться, что Блок пишет "под Некрасова" ряд свои стихотворений?

Делает ли это его поэтом 19-го века. Нет. Значит ли это, что некрасовская традиция не была для него органичной? Нет, не значит. Потому что традиция непрерывна и линия Некрасова (линия Лермонтова, если уж быть точным) продолжает жить и в 20-м веке. Только поэт 20-го века от того не перестают быть самим собой и не перестаёт принадлежать прежде всего своему времени.

Edited at 2015-11-09 04:47 pm (UTC)
egovoru
Nov. 10th, 2015 12:23 am (UTC)
"Должно ли наше восприятие поэзии Блока быть хотя бы в какой-то степени историчным?"

Не знаю, согласитесь ли Вы со мной, если я скажу, что рассуждать о том, как мы должны воспринимать художественное произведение - дело безнадежное? Ведь такое восприятие не более поддается доводам рассудка, чем, например, сексуальное влечение (что народная мудрость сформулирована как "насильно мил не будешь"). Так что, на мой взгляд, разумный подход здесь может быть такой: мы регистрируем, как мы воспринимаем произведение, а затем пытаемся рационально проанализировать, почему мы воспринимаем его именно так.

Понятно также, что категории "19 век", "20 век" и т.д. - чисто условные, ведь время течет непрерывно - а с ним непрерывно меняется и культура; никакого разлома, рубежа в 1900 году не было. Другое дело - для России - год 1917: резкая смена политического режима - это, конечно, разлом; и дело еще усугублялось тем, что новая власть подвергла искусство тотальному контролю, полностью подмяв его под себя.

Но те художественные тенденции, которые я условно назвала "19 век" и "20 век", были заметны еще до революции. В живописи они, может быть, более отчетливо видны, чем в поэзии: это "Мир искусства" и "Бубновый валет". Они почти параллельны во времени: годы основания 1989 и 1911, соответственно - но какая разница! А их аналоги в поэзии - символисты и "Цех поэтов" (а пуще того - например, "Центрифуга"). "Мир и." и символизм - это 19 век; "Б. валет" и "Цех" - 20-й. Не только потому, что в обоих случаях второй элемент пары сложился все-таки немного позже, чем первый, но и еще потому, что те тенденции, которые были в нем намечены, продолжили свое развитие и в последующие десятилетия, а тенденции первого элемента - нет. В то же время, этот первый элемент обнаруживает более тесную связь со вкусами предыдущих десятилетий, чем второй.

При этом, конечно, отдельных представители и даже отдельные произведения могут выпадать из этой дихотомии. Так, как я уже сказала, Федор Сологуб, по все формальным признакам попадающий в первую категорию, но что-то в его творчестве есть такое, что сближает его, скорее, со второй.
(no subject) - freesopher - Nov. 18th, 2015 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 18th, 2015 12:26 pm (UTC) - Expand
chur72
Nov. 9th, 2015 06:01 pm (UTC)
"А вот определение "Серебряный век" я почему-то не очень люблю, особенно когда его понимают расширительно, впрягая в одну телегу и Вяч. Иванова, и Маяковского :( В последнем, по-моему, не было ровно ничего серебряного, а? Или, например, в Цветаевой - какие-то это совсем другие металлы ;) "

Тут, по-моему, нужно опять-таки определиться, что мы понимаем под "серебряным веком". Если что-то серебряное - это одно, тогда можно и поиграть в ассоциации, какой поэт с каким металлом ассоциируется.

А если воспринимать термин в историческом горизонте, то здесь мне кажется очень важным, что этот термин ретроспективен. Он создан в эмиграции, и, как мне кажется, совместил память о расцвете русской поэзии (второй век русской поэзии после"золотого" пушкинского), переживание разлуки с Россией и краха русской культуры и стремление сохранить эту культуру в эмиграции - в законсервированном и несколько призрачном виде. Это как крестьянская Россия в эмигрантской прозе Бунина, которая несколько отличается отличается от крестьянской России в прозе Бунина 1905-1910-го годов. В этом смысле серебряного века исторически никогда не существовало. Точнее он существовал только в качестве ностальгического воспоминания о серебряном веке (что-то прекрасно-изысканно-серебряно-ушедшее) и именно в этом виде был усвоен советской интеллигенцией, воспринявшей "серебряный век" в качестве тайной возможности совершить внутреннюю духовную эмиграцию.

Ну а если говорить о "серебряном веке" как об относительно цельном и законченном цикле российской культуры, который начинается где-то в начале 1890-х и заканчивается где-то в начале 1920-х - то и Блок, и Вячеслав Иванов, и Маяковский - это люди одной поэтической формации. Впрягать в одну телегу их, может, и не стоит, но вместе с тем их многое объединяет. И одновременно противопоставляет Пушкину, Некрасову и Фету.
egovoru
Nov. 10th, 2015 12:39 am (UTC)
"Он создан в эмиграции, и, как мне кажется, совместил память о расцвете русской поэзии (второй век русской поэзии после"золотого" пушкинского)"

А не могли бы Вы привести конкретный источник - кто, собственно, впервые назвал "Серебряный век" "Серебряным веком", и что именно он имел в виду? Сейчас-то ведь, насколько я понимаю, в употреблении этого термина нет единства, особенно по части его окончания: некоторые вон даже обэриутов относят к Серебряному веку ;)
( 45 comments — Leave a comment )