?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Он лучше всех почувствовал стиль своего времени – эпохи немого кино. Преувеличенного жеста, о котором другой поэт написал гениальное:


Кинематограф. Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.

Только у Мандельштама – взгляд со стороны, взгляд зрителя; а Северянин – это как если бы сам персонаж немого кино вдруг заговорил!


Удивительно, как до сих пор никто не понял, что «Я, гений Игорь Северянин» – это же откровенный стеб (как выразились бы современные молодые люди; мои ровесники сказали бы: это он для понта).

А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?

Языкотворец он был не хуже Хлебникова и Маяковского. «По аллее олуненной Вы проходите морево». Некоторые недоумевают: морево – это, простите, как? Но разве не понятно, что – величаво, с достоинством? Разве не ощущение величия вызывает свободная стихия у большинства из нас?


Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • Дай, Пушкин, мне свою певучесть

    Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого…

  • Приходит в мысль, что, если это проза

    Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит…

  • Нигде кроме

    Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась…

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
gomazkov
Nov. 24th, 2015 08:08 am (UTC)
А ещё:
Войди в мой сад... Давно одебрен
Его когда-то пышный вид.

И, конечно же:
Проборчатый, офраченный картавец.

Ну, и всякое такое.)
egovoru
Nov. 24th, 2015 11:20 am (UTC)
Вот и я о том же ;) Ведь замечательно, правда?

Мне кажется ужасно несправедливым, что большинство считает его каким-то второсортным и даже низкопробным поэтом :(
gomazkov
Nov. 24th, 2015 11:28 am (UTC)
Так могут считать только люди, лишённые поэтического слуха и эстетического вкуса.)

Edited at 2015-11-24 11:28 am (UTC)
egovoru
Nov. 24th, 2015 11:37 am (UTC)
Нет - против "морево" высказался даже Григорий Дашевский (когда выступал в программе "Школа злословия"). А его уж никак не назовешь "лишённым поэтического слуха и эстетического вкуса" ;) Собственно, этот мой коротенький пост и вызван желанием оправдать "морево", охаянное Дашевским ;)

Правда, вообще-то он про Северянина сказал очень хорошо: что мы уже ко всему привыкли, все канонизировали - даже дыр бул щыл, а вот Северянин и теперь лежит нам поперек дороги, несмотря на всю нашу нынешнюю искушенность ;)
gomazkov
Nov. 24th, 2015 11:40 am (UTC)
Да, мой однокурсник Гриша - светлая ему память! - был человеком, безусловно, высокой одарённости и тонкого вкуса.
Будем считать, что это у него личное, и просто с ним не согласимся.)
(no subject) - egovoru - Nov. 24th, 2015 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Nov. 24th, 2015 11:49 am (UTC) - Expand
egovoru
Dec. 20th, 2015 03:27 am (UTC)
А вот интересно: "проходите морево" мне нравится - кажется интересной, точной метафорой; а вот "розы плещут в декабре" - не нравится: кажется халтурой, недоработанной неточностью, которую спасает только прекрасная музыка и исполнение Никитина.

Более того, здесь у Эренбурга мне и кое-что другое сильно не нравится, в частности:

Да разве им хоть так, хоть вкратце,
Хоть на минуту, хоть во сне,
Хоть ненароком догадаться...

По-моему, "вкратце" здесь - совершенно неуместно: оно никак не может относиться к "догадаться" (невозможно сказать - "вкратце догадаться") и стоит здесь только потому, что автор не смог подобрать другую рифму :(

Или вот:

Что даже не было печали,
Но только гордость и беда...

Тоже плохо, потому что эти три слова вовсе не стоят в одном ряду: печаль - это душевное состояние, гордость - свойство характера, а беда - и вовсе стечение обстоятельств. Получается противопоставление похуже, чем сравнение яблок с апельсинами :(

Но, если задуматься - как же провести границу между новой, смелой метафорой и халтурой? Может, это просто мне не хватает чувства языка, чтобы оценить плещущие розы?



(no subject) - gomazkov - Dec. 20th, 2015 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2015 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Dec. 20th, 2015 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2015 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Dec. 20th, 2015 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2015 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Dec. 20th, 2015 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2015 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Dec. 20th, 2015 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 20th, 2015 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Dec. 20th, 2015 02:36 pm (UTC) - Expand
nebos_avos
Nov. 24th, 2015 04:38 pm (UTC)
А это чем не стеб?


Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

egovoru
Nov. 24th, 2015 11:32 pm (UTC)
Конечно - это уж чистой воды немое кино! Нечто в таком роде (это "Королева Келли" 1929 года, Глория Свенсон в главной роли):




А Вам так не кажется?

Edited at 2015-11-24 11:43 pm (UTC)
nebos_avos
Nov. 25th, 2015 06:05 am (UTC)
Картинка выразительная! Но фильма этого я не видел. В стихах же меня рассмешило заключительное "пажа". Само по себе слово вроде бы не смешное - таким оно делается именно из-за его позиции в конце стихотворения.

Edited at 2015-11-25 09:31 am (UTC)
egovoru
Nov. 25th, 2015 12:22 pm (UTC)
Я тоже фильма не видела, но по одной этой мизансцене можно легко догадаться, какой он ;)

Что же касается знаменитого "Это было у моря", то там же с самого начала, этими первыми словами, задается тон! Опять же, сам расклад "королева - паж", да и выражения типа "вся в мотивах сонат" и т.п.

Или вот:

На Ваших эффектных нервах звучали всю ночь сонаты,
А Вы возлежали на башне на ландышевом ковре...
Трещала, палила буря, и якорные канаты,
Как будто титаны-струны, озвучили весь корвет.

Одни "эффектные нервы" чего стоят ;)

Интересно, что Северянин, судя по всему, весьма скептически относился к Вертинскому - в то время как мне кажется, что в стилистике их творчества есть определенное сходство:

Душистый дух бездушной духоты
Гнилой, фокстротной, пошлой, кокаинной.
Изобретя особый жанр кретинный,
Он смех низвёл на степень смехоты.

От смеха надрывают животы
И слёзы льют, смотря как этот длинный
Делец и плут, певец любви перинной,
Жестикулирует из пустоты.

Всё в мимике его красноречиво:
В ней глубина бездонного обрыва,
Куда летит Земля на всех парах.

Не знаю, как разнузданной Европе,
Рехнувшейся от крови и утопий,
Но этот клоун мне внушает страх.

Правда, Северянин, конечно, никакой не "гнилой", и, видимо, это его и раздражало: нарочитая меланхолия казалась ему пошлой :( Его собственный столь же преувеличенный жест эмоционально окрашен совсем иначе:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Edited at 2015-11-25 12:22 pm (UTC)
(no subject) - nebos_avos - Nov. 25th, 2015 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2015 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 25th, 2015 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 25th, 2015 11:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 25th, 2015 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 26th, 2015 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 26th, 2015 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2015 01:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 28th, 2015 07:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2015 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Nov. 28th, 2015 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 12:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 27th, 2015 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 27th, 2015 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 27th, 2015 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Dec. 27th, 2015 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 09:57 pm (UTC) - Expand
jivaya_j
Nov. 27th, 2015 08:40 am (UTC)
Извините, но Игорь-Северянин, по-моему, просто испортил поэзию своими расплывчатыми эпитетами. И если Маяковский демонстрировал здравый снобизм вкупе с критикой, то Северянин был даже не снобом, а некой пародией со всеми своими ажурными оборотами.

"Его любимые слова: фешенебельный, комфортабельный, пикантный... Не только темы и образы, но и все его вкусы, приемы, самый метод его мышления, самый стиль его творчества определяются веерами, шампанским, ресторанами, бриллиантами. Его стих, остроумный, кокетливо-пикантный, жеманный, жантильный, весь как бы пропитан этим воздухом бара, журфикса, кабарэ, скетинг-ринга. Характерно, что он ввел в нашу поэзию паркетное французское сюсюканье и стрелку называет пуантом, стул – плиантом, молнию – эклером и даже русскую народную песню озаглавливает "Chanson Russe". Вот и Чуковский пишет о том же http://literatura5.narod.ru/chukovsky_o_severanine.html.

Такие стихи хороши для романтичных подростков, и я такой была ).

Edited at 2015-11-27 08:43 am (UTC)
egovoru
Nov. 27th, 2015 01:48 pm (UTC)
Да, насколько я могу судить, именно так и воспринимает Северянина большинство читателей. Но не Чуковский (который кажется мне очень проницательным критиком), ведь он пишет: "Дух дышит, где хочет, и вот под вульгарною личиною сноба сильный и властный поэт. Бог дал ему, ни с того ни с сего, такую певучую силу, которая, словно река, подхватит тебя и несет, как бумажку, барахтайся сколько хочешь: богатый музыкально-лирический дар." :)

Что же касается меня, то я с самого начала, даже в юности, почувствовала у Северянина явную самоиронию, и никогда не воспринимала все эти его "кабриолеты" всерьез ;) Может, толпы дам-современниц и закатывали глаза на его "концертах" (на то они и дамы?), но сам-то он - и мы вместе с ним сейчас - ведь отлично понимаем, что все это - насмешка над собой? Если угодно, его стихи - это уже пародия, пародия без оригинала ;) А Вам и сейчас кажется, что он это - на полном серьезе?

Кстати, я не догадывалась, что, как я прочла в присланном Вами очерке Чуковского, Северянин - автор слова "бездарь", теперь уже прочно вошедшего в язык: "У Северянина мне, например, понравилось его прехлесткое слово бездарь."

А вот сейчас только мне пришло в голову, что у Северянина ведь был последователь и в советскую эпоху - только, увы, лишенный какой бы то ни было самоиронии, но так же, как и Северянин, большой любитель эффектного антуража. Не буду называть его имени - Вы и сами догадаетесь, по знаменитой пародии на него Леонида Филатова:

Мне говорил портовый грузчик Джо,
Подпольный лидер левого движенья:
«Я плохо понимайт по-русски, Женья,
Но знаю, что Таганка — хорошо!»

Потягивая свой аперитив,
Мне говорил знакомый мафиозо:
«Таганка, Женья, это грандиозно!
Мадонна, мне бы этот коллектив!..»

Душою ощущая ход времен,
Забитая испанская крестьянка
Сказала мне по-русски: «О, Таганка!
Проклятый Франко, если бы не он...»

Звезда стриптиза, рыжая Эдит,
Сказала, деловито сняв рейтузы:
«Ты знаешь, Женя, наши профсоюзы
Считают, что Таганка победит!..»

О том же, сохраняя должный пыл,
Мне говорили косвенно и прямо —
Рабиндранат Тагор, и далай-лама,
И шахиншах... фамилию забыл...

Поскольку это шло от естества
И делалось отнюдь не для блезира —
Спасибо вам, простые люди мира,
За ваши безыскусные слова!

Меня пытал главарь одной из хунт,
Он бил меня под дых и улыбался:
«Ну что, таганский выкормыш, попался?
А ну положь блокнот и стань во фрунт!..»

Таганка, ты подумай, каково
Мне в сорок лет играть со смертью в прятки!..
Но я смолчал. Я сдюжил. Все в порядке.
Они про вас не знают НИ-ЧЕ-ГО!



Edited at 2015-11-27 03:54 pm (UTC)
nebos_avos
Nov. 28th, 2015 07:33 am (UTC)
*Может, толпы дам-современниц и закатывали глаза на его "концертах" (на то они и дамы?), но сам-то он - и мы вместе с ним сейчас - ведь отлично понимаем, что все это - насмешка над собой?*

В этом отношении его стихи хороший пример поэзии с семантическим запасом: чтобы ирония стало слышной, немало понадобилось лет. Так, видимо, произойдет (а может, уже произошло) и со "Средь шумного бала". Удивляюсь, как прежде насмешки не замечали, например, в "Мне стан твой понравился тонкий". Кабы заметили, так не переложили бы на душешшипательный романс.
egovoru
Nov. 28th, 2015 01:21 pm (UTC)
И понятно, почему так происходит: со времен "Бала" уже столько понаписано "тонких станов", что все эти эпитеты стали совершенно заезженными, их стало трудно принимать всерьез ;)

"Бал" пока спасает наша способность к переключению на другую, условную волну: примерно как в опере, когда Ромео оказывается лысым, а Джульетта - необъятных размеров, некоторые из нас все же способны наслаждаться их прекрасным пением ;) Но в какой-то момент такое абстрагирование становится невозможным, и произведение (или исполнение) начинает восприниматься как пошлое - или пародийное ;)
(no subject) - nebos_avos - Nov. 28th, 2015 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 28th, 2015 04:03 pm (UTC) - Expand
egovoru
Nov. 27th, 2015 07:16 pm (UTC)
"своими расплывчатыми эпитетами"

А не могли бы Вы привести какие-нибудь конкретные примеры его эпитетов, которые кажутся Вам "расплывчатыми"? Вот Григорию Дашевскому не понравилось "морево" (в защиту этого слова я и написала этот пост). А что не понравилось Вам?
( 50 comments — Leave a comment )