?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Да разве могут дети юга

Мы тратим столько усилий, чтобы защитить себя от зимнего холода и голода: шьем шубы, строим дома, а теперь еще и теплицы, чтобы круглый год выращивать в них овощи и фрукты – или налаживаем транспортировку сельхозпродукции из другого полушария. А вот Конрад Лоренц, один из основателей науки о поведении животных, опасается, что такое искоренение зимних неудовольствий ведет к «тепловой смерти чувства». В основе радости лежит контраст, лишаясь которого, мы лишаемся и радости. Народная мудрость давно обозначила это явление выражением «беситься с жиру».


А ведь вредные последствия могут быть не только у превращения зимы в лето, но и, например, у стирания различий между буднями и праздниками – или, если уж на то пошло, у отмены школьной формы. Наше существование становится слишком монотонным, что приводит к своего рода сенсорной депривации.


«Времена года. Сумрачный день». Питер Брейгель Старший (1565).

Posts from This Journal by “прогресс” Tag

  • Прогресса нет. И хорошо, что нет

    Технический прогресс – залог нашего благополучия. Однако преимуществами каждого нового изобретения сначала могут воспользоваться далеко не все, что…

  • И гласных долгота

    Попытки выявить влияние интернета на наши мозги можно, пожалуй, назвать несколько преждевременными – эта информационная технология все же еще…

  • В детстве я верил, что однажды встану

    А в самом деле, становится человечество умнее или глупее? Пусть не по сравнению с доисторическими временами, а хотя бы с тех пор, как мы научились…

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
donmigel_62
Dec. 17th, 2015 12:31 am (UTC)
Я всегда говорю, что Лоренц путает людей и животных. :)

У Испанцев нет контраста, овощи и фрукты круглый год, так же, как и фиесты с сиестами, но назвать их чувства умирающими, а жизнь монотонной не получается. :)
egovoru
Dec. 17th, 2015 12:36 am (UTC)
Положим, у испанцев контрасты все же еще есть. А вот в экваториальных поясах, где контрастов действительно маловато, что-то нету и великих цивилизаций ;)
(no subject) - donmigel_62 - Dec. 17th, 2015 12:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2015 02:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - misa_bond - Dec. 17th, 2015 11:20 am (UTC) - Expand
Stan Podolski
Dec. 17th, 2015 12:50 am (UTC)
а могли бы жить на севере, есть всю зиму брюкву и наслаждаться цингой. Действительно, что ж мы так
egovoru
Dec. 17th, 2015 02:48 am (UTC)
В том, что на севере жить плохо, вроде бы нет ничего удивительного. Мысль Лоренца в том, что плохо может быть и на юге - если там ничего никогда не меняется ;) Вернее, он предостерегает нас против опасностей создания круглогодичного рукотворного юга. А Вам кажется, таких опасностей нет?
(no subject) - Stan Podolski - Dec. 17th, 2015 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 18th, 2015 01:58 pm (UTC) - Expand
alek_morse
Dec. 17th, 2015 01:38 am (UTC)
Он из каких мест будет, Конрад Лоренц? Считает ли он, что для полного удовольствия от жизни зимой чай нужно пить голым, без лимона?
egovoru
Dec. 17th, 2015 02:36 am (UTC)
Он был австриец из Вены - внизу его портрет. Он просто обращает внимание на такое свойство нашей нервной системы:

"Если, например, сильные стимулы, вызывающие неудовольствие, выводят его из равновесия, то внезапное прекращение таких стимулов вызывает не просто возвращение системы в положение равновесия по плавной кривой, но резкий скачок в другую сторону, так что простое прекращение неудовольствия воспринимается как заметное удовольствие."

А что касается чая без лимона, то ему хватает ума не предлагать устраивать себе "зиму" нарочно:

"Ведь нельзя же устроить столько кораблекрушений, чтобы доставить всем нуждающимся в этом целебное переживание преодоления препятствий, нельзя посадить их всех на планеры и так напугать, чтобы они осознали, как все-таки прекрасна жизнь."

"У нас нет недостатка в препятствиях, которые мы должны преодолеть, чтобы человечество не погибло, и победа над ними поистине достаточно трудна, чтобы поставить каждого из нас в надлежащую ситуацию преодоления препятствий. Довести до всеобщего сведения существование этих препятствий – вот вполне выполнимая задача, которую должно ставить себе воспитание."



(no subject) - alek_morse - Dec. 17th, 2015 02:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2015 02:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Dec. 17th, 2015 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2015 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Dec. 17th, 2015 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 18th, 2015 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Dec. 18th, 2015 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 19th, 2015 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Dec. 19th, 2015 09:44 pm (UTC) - Expand
mary_spiri
Dec. 17th, 2015 05:01 am (UTC)

Во времена моей молодости у нас существовала следующая классификация. Кайф первого рода это делать то, что хочется. Второго рода это не делать то, что не хочется. А третьего рода это долго делать то, что не хочется, а потом перестать, и вот это доставляет больше всего радости. О великая радость вечером после маршрута снять тяжелые ботинки! Вообще устроить себе кайф третьего рода исключительно просто, вся наша жизнь состоит из него, сначала убираешься, потом перестаешь и т.д. Его так много в жизни, что я лично всячески приветствую любые приспособления, облегчающие делание того, что делать не хочется. А на этом фоне в общем не так важно, в каком климате живешь.

egovoru
Dec. 17th, 2015 12:22 pm (UTC)
"долго делать то, что не хочется, а потом перестать, и вот это доставляет больше всего радости"

Да уж ;) Помню, был такой анекдот:

- Люблю, когда болят зубы!
- А что же в этом такого хорошего?
- Нет, когда болят - конечно, плохо, но зато как здорово, когда перестают болеть!
kosarex
Dec. 17th, 2015 05:30 am (UTC)
У Лоренца не про погоду, а про позитивное влияние стресса, если он не переходит определенные рамки.
egovoru
Dec. 17th, 2015 12:28 pm (UTC)
Верно, он не говорит конкретно про погоду, просто смена времен года - уж очень заметная, фундаментальная нерегулярность, оказывающая влияние на нашу жизнь.

А Лоренц вот о чем:

"Если, например, сильные стимулы, вызывающие неудовольствие, выводят его из равновесия, то внезапное прекращение таких стимулов вызывает не просто возвращение системы в положение равновесия по плавной кривой, но резкий скачок в другую сторону, так что простое прекращение неудовольствия воспринимается как заметное удовольствие."

Мне понравилось его выражение "тепловая смерть" в применении к человеческой психике. Я думаю, в том выравнивании условой существования, к которому мы стремимся, действительно есть и определенная опасность. А Вам так не кажется?
(no subject) - kosarex - Dec. 17th, 2015 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 17th, 2015 01:12 pm (UTC) - Expand
mrs_mcwinkie
Dec. 17th, 2015 07:48 am (UTC)
А я его только про гусей помню, надо бы почитать. Значит жизнь на контрастах это хорошо ? Вполне может быть. Только Питеру такая комфортная монотонность не грозит :)))). Тут такие качели из погодной некомфортности только держись, Конрад :). И главная радость - сегодня не надо выходить из дома, трам пам па. Наверное есть счастливчики, которым и из под одеяла не надо вылезать. Так и чахнут в теплоте и довольстве.
egovoru
Dec. 17th, 2015 12:43 pm (UTC)
"А я его только про гусей помню, надо бы почитать"

Да, у него есть целая книжка про гусей, и была еще знаменитая "Кольцо царя Соломона" - вообще о поведении животных. По ссылке из поста - его большая статья "Восемь сметрных грехов цивилизованного человечества", где он пытается применять свои познания в области поведения животных к нашему их виду.
(no subject) - mrs_mcwinkie - Dec. 17th, 2015 12:51 pm (UTC) - Expand
mr_formazon
Dec. 17th, 2015 09:14 am (UTC)
это в смысле без горя не будет и радости?
egovoru
Dec. 17th, 2015 12:46 pm (UTC)
Да. Помните, был такой анекдот:

- Люблю, когда болят зубы!
- А что же в этом такого хорошего?
- Нет, когда болят - конечно, плохо, но зато как здорово, когда перестают болеть!

Лоренц так описывает это свойство нашей нервной системы:

"Если, например, сильные стимулы, вызывающие неудовольствие, выводят его из равновесия, то внезапное прекращение таких стимулов вызывает не просто возвращение системы в положение равновесия по плавной кривой, но резкий скачок в другую сторону, так что простое прекращение неудовольствия воспринимается как заметное удовольствие."
(no subject) - mr_formazon - Dec. 17th, 2015 02:21 pm (UTC) - Expand
bettybarklay
Dec. 17th, 2015 10:39 am (UTC)
Климат встраивается в природную цикличность жизни народа и разумеется, не может не быть фактором, оказывающим влияние на жизнедеятельность и труд.

Но я ужасаюсь тому, насколько люди стремятся избегать любых влияний холода, как непомерно кутают детей, подавляя в них механизм природной адаптации к холоду, делая их неактивными и связанными, скованными в движениях всеми этими стеганными штанами и капюшонами с шарфами. Я уж не говорю, что излишнее тепло штанов мальчиков имеет связь с репродуктивной функцией будущих мужчин.

Edited at 2015-12-17 10:43 am (UTC)
egovoru
Dec. 17th, 2015 12:51 pm (UTC)
"как непомерно кутают детей, подавляя в них механизм природной адаптации к холоду"

Вы говорите о еще более очевидной опасности: поскольку мы не можем исключить, что в будущем ребенок никогда не столкнется с холодом, то опасно не готовить его к этому. Но Лоренц утверждает, что, даже если бы мы могли совершенно исключить холод, в этом были бы свои негативные стороны.
(no subject) - bettybarklay - Dec. 17th, 2015 02:13 pm (UTC) - Expand
gg59
Dec. 17th, 2015 12:17 pm (UTC)
Школьную форму можно понимать не в советском ее варианте, а как собственную одежду, в которой ходишь в школу, гуляешь в чем-то ином.
egovoru
Dec. 17th, 2015 01:08 pm (UTC)
Мне кажется, школьная форма помогает психологическому переключению с одной социальной роли на другую. Иными словами, помогает сосредоточиться на деле.

Есть у нее и другая функция: она исключает "встречу по одежке" - по крайней мере, на этом жизненном этапе. Мне думается, в совокупности эти две положительные роли, возможно, и перевешивают то негативное, что форме обычно приписывают: невозможность самовыражения, которое предоставляет обычная одежда.
(no subject) - gg59 - Dec. 17th, 2015 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 18th, 2015 12:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - gg59 - Dec. 18th, 2015 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 18th, 2015 01:56 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Dec. 18th, 2015 08:01 pm (UTC)
Кстати про Лоренца

Нобелевского лауреата лишили звания «почетный доктор» за нацистские взгляды

http://lenta.ru/news/2015/12/18/lorenz/
egovoru
Dec. 18th, 2015 11:25 pm (UTC)
Мне не известны правила присуждения почетных степеней университетом Зальцбурга - возможно, в них прямым текстом написано, что кандидат не должен состоять в определенных политических партиях, и не только на момент рассмотрения, но и вообще в течение жизни. Если это так, и если Лоренц это правило нарушил - тогда у тех, кто лишил его этой степени, были формальные основания.

Но если такого в правилах нет, то эта акция кажется мне издержками неправильно трактуемой политкорректности. Тот факт, что Лоренц вступил в нацистскую партию, говорит только о том, что он не сразу понял, что она собой представляет. А когда понял, он ведь из нее вышел, и этот факт выхода кажется мне более значительным, чем факт вступления.

К тому же мне кажется, что подобные осуждения задним числом и вообще как-то дурно пахнут: я хочу сказать, еще неизвестно, как повели бы себя сами осуждающие, окажись они в то время в том месте?
marinagra
Dec. 20th, 2015 07:18 pm (UTC)
Есть о чем подумать...
valeriy_leontev
Dec. 21st, 2015 04:18 pm (UTC)
Легкой Вам недели! :)
almakedonskij
Dec. 26th, 2015 08:22 am (UTC)
ну люди с древних времен шили шкуры, т.к. без них было просто невозможно выжить. как не прятаться если это смертельно опасно и акклиматиззироваться нет возможности.
egovoru
Dec. 26th, 2015 02:39 pm (UTC)
Лоренц, однако, не призывает бегать по снегу босиком ;) Его мысль заключается в том, что полное избавление от негативных эмоций - вещь опасная. Иными словами, он напоминает, что победа, доставшаяся нам без труда, не приносит такой радости, как победа, ради достижения которой пришлось затратить много усилий ;)

К его чести надо добавить, что при этом он не призывает создавать препятствия искусственно. Конечно, отчасти человечество идет именно по такому пути - ведь, в конце концов, что такое спорт, как не создание искусственных препятствий с целью их преодоления? Но Лоренц просто предлагает лучше информировать людей о существовании реальных опасностей.

Меня же беспокоят возможные нежелательные последствия не столько устранения препятствий, как таковых, сколько выравнивания, сглаживания наших условий существования. С одной стороны, конечно, хорошо, что сейчас мы и зимой можем есть клубнику, но, с другой - плохо, когда одна и та же клубника круглый год :(
(no subject) - almakedonskij - Dec. 27th, 2015 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 27th, 2015 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Dec. 27th, 2015 01:47 pm (UTC) - Expand
( 50 comments — Leave a comment )