?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обучение в замечательной школе, куда мне повезло попасть, имело и негативные последствия: университет вызвал у меня настоящий шок. Школа укрепила в нас желание «дойти до самой сути» – независимо от того, сколько времени на это потребуется. Университетское же образование заключалось в обрушивании на головы студентов Ниагары знаний в надежде, что в этих головах застрянет хоть что-нибудь ;)


Основную проблему составляли даже не профильные, а сопряженные дисциплины – математика, физика и химия. Курсы, которые на соответствующих факультетах растягивали не на один год, на биофаке укладывали в семестр. Естественно, что все обоснования и выводы оставались при этом за бортом, а к экзамену требовалось механически вызубрить массу формул. После года такой жизни я настолько отчаялась, что решила пойти послушать лекции на мехмате – проверить, неужели и там то же самое? С удовлетворением убедилась, что ничего подобного – там царила система, знакомая нам по школе.

Отчетливо помню, как мы, например, постигали понятие предела. Раф попросил нас самостоятельно прочесть определение в учебнике – и тех, кто считает, что понял, поднять руку. Мы неудоумевали: что же там такого сложного? А Раф подходил к каждому из смельчаков, предлагал решить маленькую задачку – и тем, кто не справлялся, велел продолжать думать над определением ;)

Но в один учебный план невозможно вместить полные программы нескольких факультетов. Что делать, я и сейчас не знаю, хотя размышляю об этом со студенческих лет. Видимо, нужен отбор каких-то ключевых моментов и их детальное рассмотрение. Но отбор этот должен быть таким, чтобы не пострадало существо преподаваемой науки. А кто же возьмется отделить зерна от плевел?

Проблема только усугубляется со временем – ведь сумма накопленных человечеством знаний постоянно растет. Как же передать их следующим поколениям, учитывая предупреждение Шерлока Холмса, что наш мозг – чердак не резиновый?


Елена Павлова. Сирень в МГУ. 2011. (отсюда)

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему

    Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А»,…

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
rezoner
Feb. 8th, 2016 04:20 am (UTC)
Странно. Хочу спросить: Ченцов вам цитологию читал на первом курсе? У него как раз все было построено на железной доказательности.
egovoru
Feb. 8th, 2016 04:40 am (UTC)
Ну, в цитологии-то какая такая доказательность? Картинки, в основном ;) И потом, биологические-то предметы не гнали, а, скорее, наоборот, бесконечно растягивали. Мне, в сущности, не были нужны все эти малые практикумы: я к этому возрасту наколола на булавки уже достаточно жуков и насушила достаточно гербариев, чтобы ознакомиться с биоразнообразием ;) А ужаснее всего была общая химия на первом курсе, оставила у меня самое тягостное впечатление, и физика второго семестра :(

Общебиологические предметы я в основном благополучно прогуливала (без всякого ущерба для зачетки) - во-первых, потому, что и так уже многое знала из школы, а во-вторых, потому, что на втором курсе практически переселилась на мехмат (только на семинары не могла, конечно, ходить), да еще были замечательные факультативные лекции на историческом, о которых нам рассказывал учившийся там одноклассник ;) К третьему курсу я, правда, с мехматом завязала, ну, а потом пошла уже специализация ;)

А Вам биофаковская учебная программа не казалась неадекватной?

Edited at 2016-02-08 04:57 am (UTC)
(no subject) - rezoner - Feb. 8th, 2016 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 8th, 2016 01:22 pm (UTC) - Expand
jenya444
Feb. 8th, 2016 04:59 am (UTC)
В Иерусалиме были специальные предметы вроде математики для физиков. Там нас за один семестр научили считать. А потом со временем на математических предметах нам доказывали, что те вещи, которые мы умеем вычислять, действительно существуют.
egovoru
Feb. 8th, 2016 05:04 am (UTC)
Подозреваю, что адаптация математики для физиков - уже хорошо отработанный прием; а вот как надо преподавать математику - и особенно физику - биологам, пока никто толком не знает :(
riftsh
Feb. 8th, 2016 05:22 am (UTC)
> Как же передать их следующим поколениям

Их не надо "передавать", пусть лежат себе, где лежали. Следующие поколения надо научить ими пользоваться.
egovoru
Feb. 8th, 2016 01:18 pm (UTC)
А не могли бы Вы пояснить более подробно, что именно Вы имеете в виду?
(no subject) - riftsh - Feb. 9th, 2016 04:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2016 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - riftsh - Feb. 9th, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 10th, 2016 12:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2016 01:40 pm (UTC) - Expand
mary_spiri
Feb. 8th, 2016 06:34 am (UTC)

А я после дикой пахоты в 57-й на биофаке первые года два расслаблялась. Чего-то учить приходилось, но тут выручала память, с ней тогда было особенно хорошо. Помню чувство расслабления, сессию сдавала досрочно, болталась по походам и экспедициям, учебу не помню почти совсем. Контраст со школой, где я доработалась до диких мигреней, был разительным, и сачкизм мне на пользу не пошел.

egovoru
Feb. 8th, 2016 01:17 pm (UTC)
Я тоже сдавала сессии досрочно и ездила в экспедиции - и благополучно закончила с красным дипломом. Дело не в том, что я чего-то не успевала, но у меня все время было ощущение, что это все не то, что мне нужно, и преподается не так! В частности, мне не нужны были все эти бесконечные малые практикумы - я уже вскрыла всех червей в своем юннатском детстве и прекрасно ознакомилась с биоразнообразием ;)

Если бы я потратила эти часы на более основательное изучение химии и физики, толку, как мне кажется, было бы больше. Некоторые мои одноклассники сразу пошли на химфак - тогда мне это казалось диким, но теперь я думаю, что они поступили более разумно, чем я ;)

Ну и потом, я полагаю, школьные режимы у нас с тобой тоже были разные - нас-то ни до каких мигреней не загоняли :)

Edited at 2016-02-08 01:36 pm (UTC)
(no subject) - mary_spiri - Feb. 8th, 2016 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2016 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Feb. 9th, 2016 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2016 01:47 pm (UTC) - Expand
moscow_i_ya
Feb. 8th, 2016 06:50 am (UTC)
На проблемы высшего образования я сейчас делаю "стойку" в связи с полнейшим пессимизмом по поводу их перспектив.
Что касается поставленного вопроса, то мне кажется, это вопрос приоритетов университетского образования: сумма знаний и умений или саморазвитие, расширение кругозора, общение с мыслящими людьми и пр.
egovoru
Feb. 8th, 2016 01:26 pm (UTC)
"полнейшим пессимизмом по поводу их перспектив"

Что именно Вы имеете в виду?

"сумма знаний и умений или саморазвитие, расширение кругозора, общение с мыслящими людьми и пр."

А что такое расширение кругозора, как не приобретение некоего запаса знаний? Да и как общаться с мыслящими людьми, если ты сам ничего не знаешь? Ведь невозможно мыслить ни о чем, у общения должно быть содержание?

(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 8th, 2016 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2016 12:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 9th, 2016 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 9th, 2016 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 9th, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 10th, 2016 12:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 10th, 2016 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 10th, 2016 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 11th, 2016 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 11th, 2016 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 12th, 2016 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 12th, 2016 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 12th, 2016 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 13th, 2016 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 13th, 2016 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 13th, 2016 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 13th, 2016 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 13th, 2016 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Feb. 13th, 2016 09:43 pm (UTC) - Expand
moscow_i_ya
Feb. 8th, 2016 06:58 am (UTC)
Кстати, еще проблема - в неадаптированности курсов в конкретным специальностям. Мехмат читает курсы для (условно) химиков, биологов и психологов одинаково, если там одинаковое количество часов. В результате 90% оказываются ненужными.
Нам какой-то умник поставил в сетку кибернетику. Ее красиво и хорошо читали, но она была нам совершенно не нужна. Реально ее пытались усвоить наверное человека три на курс в 120 человек.
По математике был курс матанализа, совершенно ненужный, и курс статистики, которая была очень нужна, но... не та. Мы как раз должны были усвоить все доказательства теорем и прочие сложные выкладки, без которых гуманитарии вполне могли обойтись. Потом уже на 4 курсе я попала на спецкурс, который вел наша психфаковская преподавательница и там все было по делу.
egovoru
Feb. 8th, 2016 01:33 pm (UTC)
"Кстати, еще проблема - в неадаптированности курсов в конкретным специальностям"

Да, я именно об этом и пытаюсь сказать. Вернее, их пытаются как-то адаптировать, только получается не адаптация, а механическое сокращение :(

"уже на 4 курсе я попала на спецкурс, который вела наша психфаковская преподавательница и там все было по делу"

Да, у меня тоже периодически возникает мысль, что преподавателей непрофильных предметов надо все-таки тоже находить среди сотрудников того самого факультета, где учатся данные студенты. Такие люди гораздо лучше знают, что именно этим студентам будет нужно в их профессиональной деятельности. Но, видимо, таких преподавателей очень трудно найти, вот и возникает порочный круг :(
vls_smolich
Feb. 8th, 2016 02:11 pm (UTC)
Принимать на веру? :)
egovoru
Feb. 8th, 2016 02:18 pm (UTC)
В том-то дело, что, когда математические теоремы заставляют заучивать без доказательств, это и есть попытка заставить принять на веру то, что никакой веры вовсе не предполагает :( На мой взгляд, пусть будет меньше теорем в учебном курсе, но зато все они будут как следует выведены ;) Это даст гораздо лучшее представление о том, что такое математика. То же касается и физики с химией: не надо запоминать так много фактов, лучше как следует осознать хотя бы некоторые из них. Одним словом, лучше меньше, да лучше. А?
(no subject) - vls_smolich - Feb. 9th, 2016 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 10th, 2016 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - vls_smolich - Feb. 12th, 2016 04:25 pm (UTC) - Expand
poetry29
Feb. 8th, 2016 02:31 pm (UTC)
здесь ситуация еще хуже, потому что семестр у них (в усредненном американском колледже) это фактически 3 месяца, сентябрь-декабрь (сам декабрь как и май уже не считать так как это уже не обучение, а finals) - осенний и февраль-май - весенний, и вот в эти три месяца впихивается к примеру калькулюс 3 или линейная алгебра, естественно, никто не успевает ничего понять, а тесты обязаны соответствовать уровню факультета теоретическая математика, поэтому пишут их все на колы, после чего эти колы выравниваются и получаются С или В...Толку от такой математики по-моему чуть...Равно как то, что и курсы абсолютно не адаптивны, на сидят вперемешку теорматематики и химики...
То же самое происходит и с биологией, я сейчас слушаю много курсов , стараюсь из хороших университетов, типа MIT or Berkeley, но к сожалению картина грустная, во-первых, в основном лекторы впихивают в 45 минут дикое количество материала, в основном энциклопедического характера, то есть такого который целиком и полностью можно найти в книжках,а при сегодняшнем легкодоступном textbooks materials, это по моему абсолютно путь в никуда в смысле лекционного курса и во-вторых, студенты (и это студенты Беркли, которые все с 2400 SАТ и сдавали АP биологию итд итп) абсолютно индиффирентны, нашла одного профессора, который по крайней мере изо всех сил старается донести хоть какую-то суть из курса молекулярной биологии, идет в изложении из экспериментов, пытается быть хоть чуть интересным, но студенты абсолютно пассивны, все его вопросы, обращенные к ним(легкие вопросы, из серии, зачем эукариотическим клеткам более сложный и разнообразный путь регуляции генома чем бактериальным...)остаются гласом вопиющего в пустыне...
хорошо удаются только курсы, которые не несут сами по себе никакой научной информации, курсы из серии влияние кино на нашу жизнь или введение в Performing Arts...


Edited at 2016-02-08 05:09 pm (UTC)
egovoru
Feb. 9th, 2016 12:09 am (UTC)
"здесь ситуация еще хуже"

В том-то и дело, что эта проблема касается далеко не только биофака МГУ советских времен, а имеет глобальный характер. Более того, как я уже сказала, такое ощущение, что с годами она только усиливается :(

Правда, я надеюсь, что, может быт, это явление временное, связанное с резким упрощением распространения знаний после изобретения интернета. Эффект вроде того, как долго голодавший человек набрасывается на еду, когда, наконец, ее находит. Возможно, постепенно человечество осознает, что избыток ненужных знаний почти так же вреден, как недостаток нужных. Но все равно останется задача определения, какие именно знания - нужные ;)
almakedonskij
Feb. 15th, 2016 02:49 pm (UTC)
забавно. нам в универе наоборот предлагали информацию - говорили, что "Вы учитесь для себя и никакого потока не будет. Наше дело научить Вас находить правильную информацию, а ваше - найти и воспользоваться по назначению" ))
egovoru
Feb. 15th, 2016 10:45 pm (UTC)
А на каком факультете Вы учились?
(no subject) - almakedonskij - Feb. 16th, 2016 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 16th, 2016 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Feb. 16th, 2016 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Feb. 16th, 2016 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almakedonskij - Feb. 17th, 2016 09:23 am (UTC) - Expand
freesopher
Feb. 18th, 2016 08:18 am (UTC)
"Как же передать их следующим поколениям, учитывая предупреждение Шерлока Холмса, что наш мозг – чердак не резиновый?"
----
:) Другого выхода, кроме сделать его "резиновым", я не вижу! А Вы?
egovoru
Feb. 19th, 2016 01:33 pm (UTC)
Конечно, не стоит недооценивать пластичность человеческого мозга. Известно, в частности, что ранняя экспозиция ребенка к интеллектуальным занятиям реально повышает его умственные способности, и можно надеяться, что то же происходит и с человечеством в целом: не случайно же показатель IQ растет в поколениях ;)

Но все же, мне кажется, нынешнее увлечение фактами, внезапно ставшими столь легко доступными благодаря интернету - зло. Способность мыслить нельзя заменить просто умением коллекционировать факты; более того, слишком много фактов - так же плохо для развития этой способности, как слишком мало. Одним словом, я стою за сугубо ленинский принцип: лучше меньше, да лучше ;)



Edited at 2016-02-19 01:34 pm (UTC)
(no subject) - freesopher - Feb. 19th, 2016 02:25 pm (UTC) - Expand
( 64 comments — Leave a comment )