?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И дорогая не узнает

В дружественном журнале упомянули замечательный сайт «Память народа», где выложены материалы рассекреченных военных архивов. Я решила посмотреть – чем черт не шутит? И что же: нашла три документа с именем своего деда. Два – справки о том, что «капитан, пом. командира 820 арт. полка 284 стр. дивизии» пропал без вести в 1941-м. Это нам было уже известно. Но вот третий документ, на немецком бланке, сообщает, что наш капитан умер в плену в 1942-м. Ни бабушка, его жена, ни мама, его дочь, уже никогда об этом не узнают.



Posts from This Journal by “мой 20-й век” Tag

  • Я вспоминаю одно и то же

    Политэкономия всегда казалась мне предметом, слишком сложным для моего ума. Так что затянувшееся обсуждение социализма и капитализма в моем журнале…

  • Иду змеиною тропой

    Немецкий нацизм считают наследием ницшеанской «морали господина», «белокурой бестии». А между тем, история создания Третьего рейха ведь гораздо…

  • Мы красные кавалеристы, и про нас

    Студенческие волнения бэби-бумеров приняли совсем уж зловещий оборот в Германии, где молодое поколение поднялось на последний, решительный бой с…

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
kwakin_misha
May. 9th, 2016 01:43 pm (UTC)
да, жизнь...
egovoru
May. 9th, 2016 03:00 pm (UTC)
А о судьбе фронтовиков в Вашей семье Вы многое ли знали?
poetry29
May. 9th, 2016 04:10 pm (UTC)
так они так и думали, что пропал без вести...?И продолжали ждать и надеятся, или нет?
egovoru
May. 9th, 2016 04:16 pm (UTC)
Да нет, они особенно и не надеялись. Бабушка, кажется, подозревала, что он попал в плен - но никогда об этом открыто не говорила: ведь это было преступлением, за которое полагался расстрел! Семье пленника тоже не поздоровилось бы, а ей и так приходилось нелегко - одной с тремя детьми.

А вот я думала иногда - а вдруг у меня в Германии есть родственники?
bluxer
May. 9th, 2016 05:26 pm (UTC)
ведь это было преступлением, за которое полагался расстрел!
ой.. откуда такие сведения?
leonid_b
May. 9th, 2016 06:37 pm (UTC)
Ниоткуда. Не было такого.
egovoru
May. 9th, 2016 11:03 pm (UTC)
Уже подробно ответила исходному комментатору, так что Вам просто даю ссылку на этот ответ.

А вот нашла еще одну публикацию по теме на сайте Центра документации при Объединении Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора, г. Дрезден.

Edited at 2016-05-10 12:26 am (UTC)
egovoru
May. 9th, 2016 11:00 pm (UTC)
Я не военный историк, и представление о судьбе советских граждан, побывавших в немецком плену, может у меня быть совершенно неадекватное.

Но вот что пишет Википедия (и приводит ссылки на источники сведений):

"В статье 22 «Положения о воинских преступлениях» 1927 года говорилось, что сдача в плен, не вызванная боевой обстановкой, а также переход на сторону врага предусматривают высшую меру наказания (расстрел) с конфискацией имущества [31].<...>

Расширялась практика заочного осуждения военнослужащих, находившихся за линией фронта, как изменников Родины. Достаточным основанием для такого решения были полученные оперативным путём сведения об их якобы антисоветской деятельности. Вердикт выносился без всякой проверки, иногда лишь по одному заявлению [6].

В соответствии с Приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 года № 270, командиры и политработники, срывающие знаки различия и сдающиеся в плен, объявлялись дезертирами, а их семьям грозил арест, государственного пособия и помощи лишались командиры и группы красноармейцев, сдавшихся врагу не исчерпав все средства к сопротивлению [33]."

Я сомневаюсь, что многим удавалось доказать, что они таки "исчерпали все средства к сопротивлению" :(

Ссылка [6] - это "Судьба военнопленных и депортированных граждан СССР. Материалы Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий // Новая и новейшая история. — 1996. — № 2. — С. 91—112". Там наверняка есть много дополнительной информации, но текста этой статьи в сети я не нашла.

Ссылка [31] - вот на этот сайт. Ссылка [33] - текст приказа.



Edited at 2016-05-09 11:30 pm (UTC)
bluxer
May. 12th, 2016 08:01 pm (UTC)
Ссылки на реальные истории расстрелов были бы убедительнее..
Причем, желательно не командиров или политработников, а обычных нормальных людей.
poetry29
May. 9th, 2016 05:51 pm (UTC)
запросто могут быть. Я во франции познакомилась с одним человеком, у которого отец попал в плен в германии, но ему повезло, он оказался после освобождения в западной части германии, ну и в итоге остался там, женился, родил трех сыновей и они уже потом нашли семью его оставшуюся в россии....
egovoru
May. 9th, 2016 11:09 pm (UTC)
В формуляре деда, к сожалению, графа с названием лагеря - пустая. Но в любом случае надежды на то, что он каким-то чудом выжил, практически не было: он ведь был кадровым военным и служил в части, расквартированной под Киевом. То есть, он попал в мясорубку первых месяцев войны.
annutta_12
May. 9th, 2016 08:54 pm (UTC)
Какая судьба...
Мы с сестрой тоже нашли сведения о последнем сражении нашего дедушки на том майте.
egovoru
May. 9th, 2016 11:04 pm (UTC)
Да, сайт замечательный!

А видели Вы фильм, из которого это видео - "На войне как на войне"? Если вдруг нет, очень рекомендую - это, по-моему, один из наших лучших военных фильмов. А уж этот фрагмент, где Олег Борисов, Виктор Павлов и Федор Одиноков поют эту песню, вообще неимоверно пронзительный. Кстати, Борисов определенно поет "дорогая не узнает", а не "молодая", как вроде бы в песне, так что я исправила под него и заглавие поста.

Edited at 2016-05-09 11:27 pm (UTC)
vls_smolich
May. 10th, 2016 02:08 pm (UTC)
Спасибо вам большое! Я своих нашёл!
egovoru
May. 10th, 2016 11:30 pm (UTC)
Здорово! А Вашим удалось уцелеть? У деда-то почти не было шансов - он был профессиональным военным и служил под Киевом, так что принял на себя первый удар :(
vls_smolich
May. 11th, 2016 04:54 pm (UTC)
Как ни удивительно, выжили. Хоть и тоже с начала войны, и тоже под Киевом встретили. Один только без вести пропал -- как и ваш. Но его следов я как раз толком и не нашёл.
le_ra
May. 18th, 2016 01:36 pm (UTC)
Отличная страничка, спасибо за наводку. Я с ходу нашел своего дядьку, могилу которого мы в прошлом году нашли на военном кладбище в Польше. Интересно, что он в разных документах фигурирует под разным именем-отчеством: на наградной на орден - как Моисей Мордухович, на медали и в свидетельстве о смерти - Михаил Маркович, а на самой могиле стояло Михаил Маврикеевич Разон (тут даже фамилию умудрились переврать)
egovoru
May. 19th, 2016 12:49 pm (UTC)
Да, те энтузиасты, кто отсканировал и выложил в сеть все эти документы, заслуживают самой искренней нашей благодарности!
( 18 comments — Leave a comment )