?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Антропологи считают, что наше стремление делить мир на своих и чужих отражает образ жизни наших предков в африканской саванне – группами по приблизительно 150 индивидуумов. Но многие человеческие проекты требуют объединения в более внушительные коллективы.


Попытка создать в масштабах страны единую гомогенную общность – «советский народ» – провалилась. Чтобы нормального функционировать, общество должно состоять из многих более или менее автономных пересекающихся «подобществ». Одним из таких выступает, конечно, семья – пресловутая «ячейка общества». Но в семье не приобретешь навыков доверия к неродственникам, необходимых за ее пределами.

А вот мафия (которую тоже зовут «семьей») такие навыки как раз прививает, но ее проблема – в полной изоляции от «внешнего» общества, непризнание его законов. Так что главный герой знаменитого романа Марио Пьюзо – не Вито, создатель мафиозного клана, но Майкл, осознавший, что этот путь – тупиковый.

Недавний скандал в московской 57-й школе показал, что бывает, когда школа превращается в мафию. Но это отнюдь не значит, что все подобные школы надо разогнать, «как бы чего не вышло». Помимо всего прочего, такие школы служат «центрами кристаллизации», создателями структуры общества.

Размещаю этот текст сегодня, а не 19-го, потому что именно сегодня – традиционный день сбора моего собственного класса.

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!



Здание Лицея с сайта Музея-заповедника «Царское Село»

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему

    Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А»,…

Comments

( 51 comments — Leave a comment )
timur0
Oct. 6th, 2016 01:45 pm (UTC)
К слову напомню, что в конце романа Майкл становится "крестным отцом" и едва ли не более крутым, чем был его отец Вито. Законы внешнего общества мафия по-прежнему не признает, но она стала более открытой для чужаков (см. историю Джула Сегала, врача).
Как бы ни считал Майкл мафию тупиком в начале романа, но в конце мафия в нем победила.
3seemingmonkeys
Oct. 6th, 2016 03:49 pm (UTC)
Насколько можно судить по фильмам про мафию, у них конечная цель сделать детей политиками, т.о. легализоваться.
timur0
Oct. 6th, 2016 04:46 pm (UTC)
Выше я говорил о книге. Что до кинотрилогии "Крестный отец", то там показана тщетность всех этих желаний - мафиозное существование никого не выпускает (см. смерти женских персонажей).
(no subject) - 3seemingmonkeys - Oct. 8th, 2016 05:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 13th, 2016 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 13th, 2016 11:33 am (UTC) - Expand
egovoru
Oct. 13th, 2016 11:31 am (UTC)
Майкл Корлеоне действительно хочет, чтобы его сын стал юристом, но, когда тот решает стать оперным певцом, не только не препятствует, но даже всячески поддерживает - так, во всяком случае, показано в фильме.
egovoru
Oct. 13th, 2016 11:29 am (UTC)
Верно, Майкл сам становится доном, но мне показалось, что только в силу неизбежности. Или, лучше сказать, в силу долга по отношению к тем, кто от него зависит - как и в самом первом случае, когда он, до этого державшийся в стороне от "семейного бизнеса", решает, что должен отомстить за ранение своего отца.

Но, тем не менее, он ведь прикладывает все усилия, чтобы его дети стали нормальными членами общества? (Правда, я прочла только первый роман, а с дальнейшей судьбой Майкла и его детей знакома только по фильмам - и то, как сыграл его Аль Пачино, кажется мне высочайшим актерским достижением).
steblya_kam
Oct. 7th, 2016 08:51 am (UTC)
Для меня "такие школы" вообще из области мифологии - что-то вроде масонских лож, которые существуют где-то в параллельном мире. Я училась поочерёдно в заштатной школе, в хорошей школе и в очень хорошей, но в легендарных школах учиться не доводилось ни мне, ни кому-либо из моих знакомых в оффлайне.
egovoru
Oct. 13th, 2016 11:45 am (UTC)
"в легендарных школах учиться не доводилось ни мне, ни кому-либо из моих знакомых в оффлайне"

Такие детали биографии, как обучение в хорошей школе - или, если уж на то пошло, вузе - можно рассматривать как везение, но отнюдь не как гарантию. Далеко не все выпускники таких заведений смогли воспользоваться предсотавленными преимуществами, не говоря уже о том, что отсутствие подобного везения еще ни о чем не говорит. Я бы сказала, это примерно как с родителями: конечно, здорово, если тебе с ними повезло, но ничего не значит, если не слишком.

Но это о роли хорошей сколы в жизни индивидуума. Здесь же я хотела сказать о роли хороших школ, служащих центрами кристаллизации выпускников, в жизни общества. Мне думается, что залог его нормального функционирования - это способность его членов устанавливать доверительные отношения друг с другом. Школа же может служить одним из институтов обучения этому, а?
steblya_kam
Oct. 14th, 2016 05:58 am (UTC)
Я не про карьерные преимущества, которые даёт аттестат той или иной школы. Я именно что про среду. Хорошо это или плохо, я не знаю. В том виде, в котором это сложилось в позднесоветскую и постсоветскую эпоху - имхо, скорее плохо (кружковость нахожу вредной).
Мне думается, что залог его нормального функционирования - это способность его членов устанавливать доверительные отношения друг с другом. Школа же может служить одним из институтов обучения этому, а? - Да, если сделать это обязательным, как в Финляндии (обучение школьников навыкам кооперации входит в программу). Нет, если это приводит к формированию тусовок, где своим - всё, а остальные люди - пыль.
(no subject) - egovoru - Oct. 14th, 2016 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 15th, 2016 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 15th, 2016 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 17th, 2016 06:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 17th, 2016 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 18th, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 18th, 2016 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 19th, 2016 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 20th, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 21st, 2016 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 21st, 2016 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 24th, 2016 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 24th, 2016 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 25th, 2016 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 25th, 2016 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 28th, 2016 09:56 am (UTC) - Expand
leonid_b
Oct. 13th, 2016 12:02 pm (UTC)
Действительно, у очень многих людей уровень восприятия реальности именно таков: если моему личному опыту и опыту моего ближайшего окружения это не соответствует, то этого и не существует. Убедить их, что люди бывают разные, довольно трудно - им это либо непонятно, либо неинтересно.

Эдакий народный солипсизм, так сказать.
egovoru
Oct. 13th, 2016 12:08 pm (UTC)
Мне кажется, наша собеседница вовсе не имела в виду отрицать существование чего бы то ни было - она просто констатировала факт, что у нее нет опыта, о котором идет речь.

Но я здесь хотела поговорить не о личном опыте обучения в специализированной школе, а именно об общественном резонансе таких школ, для чего как раз нужен взгляд не изнутри, а снаружи.
(no subject) - leonid_b - Oct. 13th, 2016 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 13th, 2016 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 13th, 2016 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 14th, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 14th, 2016 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 15th, 2016 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 15th, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 15th, 2016 04:40 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Oct. 14th, 2016 05:51 am (UTC)
Надо ли понимать так, что меня ватником обозвали?
Синдром интеллектуала, который считает людей не из своей социальной среды by default тупоголовыми примитивами и не упускает момента продемострировать своё превосходство?
Если я тупоголовый примитив, зачем Вы постоянно читаете мой блог?
ЗЫ: моя адресатка поняла мой коммент правильно.
(no subject) - leonid_b - Oct. 14th, 2016 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Oct. 14th, 2016 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 14th, 2016 09:10 am (UTC) - Expand
leonid_b
Oct. 7th, 2016 09:50 am (UTC)
Помимо всего прочего, такие школы служат «центрами кристаллизации», создателями структуры общества.

Н-ну... Как бы сказать... В общем, нет.
egovoru
Oct. 13th, 2016 11:52 am (UTC)
"В общем, нет"

А не могли бы Вы развить свою мысль более подробно?

Вот что имела в виду я. Залог нормального функционирования общества - это способность его членов устанавливать доверительные отношения друг с другом. Причем, именно неродственных членов - поскольку доверие к родственникам в нас так и так заложено генетически.

В ходе обучения в хорошей школе между учениками формируются доверительные отношения, которые сохраняются и после выпуска, и это служит хорошим дополнением к тем отношениям, которые имеются у членов одной семьи.

Разумеется, как и в случае семьи, тут есть опасность замыкания, образования мафии, но, мне кажется, ее можно избежать, если культивировать принципиальную открытость системы - как это и практиковалось в нашей школе, когда мы там учились.

Edited at 2016-10-13 12:09 pm (UTC)
leonid_b
Oct. 13th, 2016 12:32 pm (UTC)
Я ответил Вам в другой ветке.

У нас, в общем, и родственные-то связи не работают (я имею в виду в первую очередь русских и представителей сильно ассимилированных народов, таких, как татары или евреи - с армянами, скажем, ситуация полностью другая).

В этом наша большая проблема: из трёх пространств личности (индивидуальная, родовая и народная) у нас развита на данный момент только индивидуальная. Остальные - в очень ослабевшем виде, очень частичные.
egovoru
Oct. 13th, 2016 12:42 pm (UTC)
"родственные-то связи не работают"

Любопытно сравнить, например, с эстонцами или венграми. По моим чисто обывательским наблюдениям, встреченный за границей эстонец всегда обрадуется другому эстонцу - просто потому, что тот - эстонец, а вот русский, встретив другого русского, скорее всего перейдет на другую сторону улицы. Но мне, признаться, это не кажется таким уж недостатком: все-таки опора на кровное родство - опасная штука :(
(no subject) - leonid_b - Oct. 13th, 2016 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 14th, 2016 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 14th, 2016 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 15th, 2016 01:03 pm (UTC) - Expand
( 51 comments — Leave a comment )