?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всякий посетивший Россию иностранец непременно отмечает неулыбчивость ее жителей. Сами же они воспринимают обязательную американскую (а равно и европейскую, и уж тем более японскую) улыбку как «фальшивую». Интересно, почему?


В России улыбкой, как медалью, награждают того, кто заслужил личное расположение; раздача же медалей направо и налево быстро их обесценивает.

Лингвист Иосиф Стернин подробно разбирает эту специфику русской улыбки в своей статье, на которую меня навел уважаемый leonid_b. Причину он видит в том, что «жизнь рядового русского человека была крайне тяжелой во всех смыслах, в результате чего, возможно, озабоченность закрепилась как нормативная бытовая мимика русского человека». Но я сомневаюсь, что жизнь рядового американского колониста была много легче – впрочем, может, колонисты и не улыбались?


Американская улыбка в исполнении братьев Кеннеди (1960)

Posts from This Journal by “цивилизация” Tag

  • Решим, что все по-своему правы

    Не приходится удивляться, что идеология «мультикультурализма» так быстро полиняла – она с самого начала была недостаточно четко сформулирована.…

  • Старой Венгрии звезды пастушьи

    Венгрия была моей первой «заграницей», и поначалу от переизбытка впечатлений меня клонило в сон уже в пять часов вечера. Рвением по комсомольской…

  • Флейты греческой тэта и йота

    Греков считают основателями рационализма, но что понимают под этим последним? Иногда так называют платоническую веру в существование предвечных,…

Comments

( 135 comments — Leave a comment )
olaff67
Oct. 19th, 2016 04:50 am (UTC)
В скандинавских странах улыбаются не чаще россиян; в странах южных улыбок больше, чем в США. В США, кстати, нет таких голливудских улыбок на каждом встречном, в той же Греции улыбаются и смеются чаще. Пресловутся американская "улыбка" в подавляющем своем количестве это кивок и приветственная фраза с чуть растянутыми уголками губ, и то - только когда встречаешься взглядом. Ну или когда идешь один на один навстречу по улице или тропинке.
Но то, что изначально приветливы при первом контакте - практически всегда.

Один южноафриканец (белый) так объяснил моим друзьям то, что каждый встречный с ними здоровается и даже шляпу приподнимает: "Осталось с диких времен - если я с тобой поздоровался при первой встрече, то у меня к тебе претензий сегодня нет, и я тебя убивать не собираюсь"
egovoru
Oct. 19th, 2016 11:41 am (UTC)
"В скандинавских странах улыбаются не чаще россиян; в странах южных улыбок больше"

То есть, Вы полагаете, что причина в климате?
(no subject) - olaff67 - Oct. 19th, 2016 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - test_na_trzvst - Nov. 8th, 2016 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2016 01:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - test_na_trzvst - Nov. 8th, 2016 01:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 8th, 2016 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - test_na_trzvst - Nov. 8th, 2016 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 9th, 2016 12:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - test_na_trzvst - Nov. 12th, 2016 02:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Nov. 12th, 2016 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - test_na_trzvst - Nov. 14th, 2016 11:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Oct. 19th, 2016 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Oct. 19th, 2016 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Oct. 19th, 2016 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 11:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Oct. 19th, 2016 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Oct. 19th, 2016 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olaff67 - Oct. 19th, 2016 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 03:48 pm (UTC) - Expand
kamarado_anton
Oct. 19th, 2016 05:15 am (UTC)
Кеннеди разбогатели на нелегальной торговле спиртным во время сухого закона, при серьёзном крышевании мафии, с которой семья сохраняла самые теплые отношения на протяжении поколений. у одного из братьев в литературных рабах был один из великих писателей, который при жизни так и не смог добиться успеха - Ричард Йейтс. чего им не улыбаться?
egovoru
Oct. 19th, 2016 11:50 am (UTC)
Я думаю, место спичрайтера у Роберта Кеннеди было для Йейтса спасительной соломинкой, особенно принимая во внимание его (Йейтса) биполярное растройство и алкоголизм.
(no subject) - kamarado_anton - Oct. 19th, 2016 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kamarado_anton - Oct. 19th, 2016 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kamarado_anton - Oct. 19th, 2016 01:46 pm (UTC) - Expand
3seemingmonkeys
Oct. 19th, 2016 05:25 am (UTC)
российское общество иерархическое, если вы улыбаетесь, то или при общении с начальством (угодливо) или при общении с друзьями (независимо), или показывая свою милость (с нашкодившими подчиненными). поэтому если вы улыбаетесь не наедине с друзьями это может быть расценено как претензия на высокий статус (ты че лыбишься? за лохов нас держишь?) в прочем если вы четкий и с корешами а вокруг лохи то улыбки и задорный смех показаны.

тут я размышляю на более общую тему юмора, если интересно
http://3seemingmonkeys.livejournal.com/19719.html

Edited at 2016-10-19 05:27 am (UTC)
egovoru
Oct. 19th, 2016 12:05 pm (UTC)
"российское общество иерархическое"

А английское, говорят - вообще классовое, но, тем не менее, англичане, как мне показалось, довольно много улыбаются. Однако, трудно опираться на сугубо субъективные впечатления; здесь нужны какие-то эмпирические данные о частоте улыбки в разных культурах. Не попадались ли Вам такие?

Спасибо за ссылку на свой пост и статью - постараюсь прочесть их на досуге. Тема смеха - конечно, чрезвычайно занимательная. Меня, может быть, больше всего интересует дифференцированность восприятия смешного: то, что кажется смешным одним из нас, отнюдь не смешит других (и я не имею в виду насмешки над последними).

Например, большинству зрителей кажутся ужасно смешными фильмы с Луи де Фюнесом, мне же только хочется сказать: "Да перестань же, наконец, кривляться" ;) И наоборот, в комментариях к моему посту о чувстве юмора у Гумилева многие написали, что не видят в приведенных мною примерах ничего смешного :(
(no subject) - 3seemingmonkeys - Oct. 20th, 2016 06:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Oct. 20th, 2016 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 10:33 am (UTC) - Expand
gomazkov
Oct. 19th, 2016 06:52 am (UTC)
Объяснение отсутствия улыбчивости русского человека стоит в приведённой Вами статье всё же на втором месте, а на первом - искренность.
С чем я согласен - наша тяга искренности есть частное проявление того факта, что для нас правда (справедливость) выше закона, что резко отличает нас от так называемых цивилизованных стран.
Вот и улыбаемся мы "по-честному", а не потому что так принято.)
egovoru
Oct. 19th, 2016 12:08 pm (UTC)
"для нас правда (справедливость) выше закона"

Да, но законы ведь и принимаются для того, чтобы установить справедливость?

Edited at 2016-10-19 01:25 pm (UTC)
(no subject) - gomazkov - Oct. 19th, 2016 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 20th, 2016 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 20th, 2016 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 20th, 2016 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 20th, 2016 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 20th, 2016 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 20th, 2016 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 20th, 2016 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 27th, 2016 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 27th, 2016 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomazkov - Oct. 19th, 2016 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 10:53 pm (UTC) - Expand
le_ra
Oct. 19th, 2016 07:16 am (UTC)
Чисто оптически эффект от улыбки должен быть чем больше, чем больше цветовой контраст между зубами и кожей лица. Так что по идее есть градиент север-юг, чем смуглее кожа, тем сильнее оттеняет она белые зубы. А в Америке еще и зубная паста-отбеливатель в обиход вошла много раньше, чем в России.
egovoru
Oct. 19th, 2016 12:13 pm (UTC)
Какая интересная и неожиданная мысль! Действительно, улыбка на чернокожем лице выглядит гораздо более ослепительной, чем улыбка "бледнолицего"! Но я не поняла, что же из этого должно следовать в смысле частоты встречаемости улыбки?

Американская же любовь к зубной пасте, наверное, входит в общий "пакет" их отношения к личной гигиене. Мне попадалось в печати масса (американских) шуточек на тему о том, насколько гигиенические требования европейцев отстают от таковых в Америке, но, честно сказать, сама я этого не заметила (сравнивая Германию и США).
(no subject) - le_ra - Oct. 19th, 2016 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - le_ra - Oct. 19th, 2016 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - le_ra - Oct. 19th, 2016 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 10:32 pm (UTC) - Expand
eugine74
Oct. 19th, 2016 10:10 am (UTC)
Интересное исследование, спасибо.

В интернет, кстати, при общении, в обиход плотно вошли смайлики. Не исключено, что они, в том числе, поспособствуют более частой улыбчивости и в оффлайне)
egovoru
Oct. 19th, 2016 12:24 pm (UTC)
Смайлики, между прочим, у некоторых читателей вызывают только раздражение. Мне его неоднократно высказывали - может, правда, только потому, что я склонна ими злоупотреблять ;)

Сама я рассматриваю улыбку просто как знак общей доброжелательности - примерно как слово "пожалуйста", употребление которого и мы считаем обязательным. Если верить в обратный эффект мимической мускулатуры на наше эмоциональное состояние, то такая обязательная улыбка вежливости и впрямь должна способствовать реальному снижению уровня враждебности в обществе, что нам сейчас остро необходимо.
(no subject) - eugine74 - Oct. 19th, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugine74 - Oct. 20th, 2016 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 11:16 pm (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 19th, 2016 10:11 am (UTC)
От улыбки хмурый день светлей
User eugine74 referenced to your post from От улыбки хмурый день светлей saying: [...] Оригинал взят у в От улыбки хмурый день светлей [...]
dinamik67
Oct. 19th, 2016 01:06 pm (UTC)
Много ли улыбались в своих фильмах культовые актеры Голливуда Клинт Иствуд, Джон Вэйн, Роберт де Ниро? Почти никогда.
timur0
Oct. 19th, 2016 01:15 pm (UTC)
Де Ниро - много, он часто играет в комедиях.
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 19th, 2016 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 11:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 20th, 2016 12:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 20th, 2016 01:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Oct. 20th, 2016 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 11:18 pm (UTC) - Expand
timur0
Oct. 19th, 2016 01:06 pm (UTC)
А так ли давно американцы стали улыбаться? Помните фильм (комедию!) "Завтрак у Тиффани", сцена в магазине "Тиффани", разговор о гравировке на колечке. Продавец в магазине говорит исключительно уважительно, но ни разу не улыбается! Подозреваю, что столь вездесущей американская улыбка стала в последней трети XX века. Можно проследить по фоткам президентов: большинство фоток Рузвельта без тени улыбки (90%), Гарри Трумен на фотках обычно с улыбкой, но улыбка только губами, без зубов. Никсон уже в улыбке показывает зубы, но не как кролики-Кеннеди, конечно. Даже если посмотреть на фото голливудских красоток 1930-х, то там улыбаются меньше четверти из них: http://newsyou.info/samye-krasivye-aktrisy-1930-x-godov-foto
Так что "американская улыбка" это социотехнологический конструкт, появившийся в середине XX века, не раньше, и ставший повсеместным только в последней трети XX века (грубо говоря, когда выросло поколение, которое с детства учили постоянно улыбаться).
egovoru
Oct. 19th, 2016 01:16 pm (UTC)
"сцена в магазине "Тиффани", разговор о гравировке на колечке"

О, это моя любимая сцена во всем фильме! (Разве еще когда в конце сбежавший кот мокрый вылезает из помойки ;) Но разве продавец там действительно совсем не улыбается?

Но по большому счету Вы, наверное, правы: вездесущая американская улыбка - сравнительно недавнее изобретение. А как Вы к нему относитесь?
(no subject) - timur0 - Oct. 19th, 2016 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Oct. 19th, 2016 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 19th, 2016 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - timur0 - Oct. 20th, 2016 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 20th, 2016 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 21st, 2016 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 21st, 2016 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2016 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 22nd, 2016 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2016 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Oct. 22nd, 2016 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2016 02:24 pm (UTC) - Expand
annutta_12
Oct. 19th, 2016 02:50 pm (UTC)
На севере Германии тоже очень неулыбчивый народ. А в Англии при встрече глазами с проходим на улице, непременно нужно улыбнуться, как бы показывая свою доброжелательность. значение улыбки разное в разных культурах.
egovoru
Oct. 19th, 2016 10:55 pm (UTC)
"значение улыбки разное в разных культурах"

Да, мы это и обсуждаем. А как Вы думаете, с чем связана неулыбчивость жителей северной Германии?
(no subject) - annutta_12 - Oct. 20th, 2016 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 10:36 am (UTC) - Expand
annutta_12
Oct. 19th, 2016 03:13 pm (UTC)
Убедительные аргументы в статье. До некоторой степени неулыбчивое поведение русских совпадает с северными немцами, интересно, у них такое же ли у них объяснение неулыбчивости.
admiral_hood
Oct. 19th, 2016 03:14 pm (UTC)
Посмотрите фотки с улиц американских городов. Я это впервые заметил на фотках из Нью-Йорка. Идут люди по улице, думают о чём-то своём, и никому не приходит в голову тратить лишнюю энергию на улыбки. Только когда заметят, что их снимают, начинают лыбиться :~)
egovoru
Oct. 19th, 2016 11:03 pm (UTC)
Конечно, когда человек один идет по улице, вряд ли он будет сам себе улыбаться. Речь идет об улыбке при встрече с другим (даже незнакомым) человеком или при обращении к нему.
alex_new_york
Oct. 19th, 2016 05:23 pm (UTC)
Улыбка и доброжелательный юмор очень облегчают общение людям непохожих культур. И по моим наблюдениям, больше всего улыбаются в странах, где людям разных культур приходится активно общаться. Это может быть и метрополия вроде Британии, и основанная эмигрантами страна вроде США, и зависящая от туризма страна вроде Тайланда. В странах же монокультурных вроде Литвы или Белоруссии роль улыбки как эффективной формы межкультурного общения, гораздо менее важна.





egovoru
Oct. 19th, 2016 11:05 pm (UTC)
"В странах же монокультурных вроде Литвы или Белоруссии роль улыбки как эффективной формы межкультурного общения, гораздо менее важна"

Да, это интересная мысль, и она кажется правдоподобной. Интересно, есть ли какие-нибудь эмпирические данные о частоте улыбок в разных странах и культурах?
(no subject) - alex_new_york - Oct. 20th, 2016 01:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 20th, 2016 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 21st, 2016 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 21st, 2016 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 21st, 2016 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 21st, 2016 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 22nd, 2016 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2016 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 22nd, 2016 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2016 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 22nd, 2016 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2016 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 22nd, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 22nd, 2016 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 22nd, 2016 02:42 pm (UTC) - Expand
poetry29
Oct. 19th, 2016 06:48 pm (UTC)
Мне кажется, тут не надо смешивать два типа улыбок, одна просто от незнакомых, бу вот абсолютно незнакомых челевечиков на улице и тут да, действительно Америка даст всем фору, потому что вот просто идешь гуляешь по тропе и все тебе встреченные улыбаются (ну в большом городе конечно не так, все бегут бегут)....И второй тип, это люди более ли менее знакомые, в компании или университете например, ворде как видел, но толком не знаешь, кто это, и тут тоже улыбка как вежливое доброе утро...
Но когда совсем незнакомые на тихой улице- мне кажется это некое подобие безопасности что ли, в своем neighborhood'e...
egovoru
Oct. 19th, 2016 11:08 pm (UTC)
"толком не знаешь, кто это, и тут тоже улыбка как вежливое доброе утро"

Но ведь и улыбка при встрече с незнакомым тоже означает "вежливое доброе утро"? Просто в Ковде, например, незнакомые люди обмениваются этим "утром", а в Москве - нет.
antonrai
Oct. 20th, 2016 12:57 pm (UTC)
Вероятно жизнь не столько была тяжелой, сколько подневольно-тяжелой и безысходной. Американские колонисты, вероятно, были большими энтузиастами, колонистам вообще нельзя без энтузиазма. А вот рядовому русскому крестьянину быть энтузиастом я полагаю, было особенно не от чего. Может быть отсюда корни растут. От общей беспросветности, а не то, чтобы только от тяжести.
egovoru
Oct. 20th, 2016 11:54 pm (UTC)
А что Вы думаете о некогда модной идее, что надо действовать "снаружи внутрь" - то есть, заставлять себя нарочно улыбаться в надежде, что и настроение от этого улучшится?
(no subject) - antonrai - Oct. 21st, 2016 05:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Oct. 21st, 2016 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Oct. 21st, 2016 12:40 pm (UTC) - Expand
( 135 comments — Leave a comment )