?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В конце 80-х я побывала в каком-то клубе на вечере Владимира Войновича. Он тогда жил в Германии и приехал с первым визитом в перестроечный Союз. Не помню, читал ли он отрывки из своих произведений или просто отвечал на вопросы, но у меня осталось от него впечатление человека редкой душевной чистоты – или, что то же самое, внутренней свободы.


Вот и его «Автопортрет», о котором мне рассказал уважаемый cheralpa – свидетельство, что все-таки не обязательно становиться лучшим учеником Дракона, а может, и пособие, как этого избежать.

Например, разговор с приятелем Феликсом Световым:
— Вот ты думаешь, бог есть? — спрашивал он меня.
— Я ничего не думаю, — говорил я, поскольку не верил ни в бога, ни в его отсутствие. — Я просто не знаю.
— А я сейчас могу плюнуть в небо, и мне ничего не будет.
— Ну, плюй, — соглашался я, — сам на себя попадешь.

Я и не подозревала, что именно Войнович – автор слов в заглавии поста, обернувшихся неожиданной стороной в наш век iPad'ов и GPS :) Вот запись первого исполнителя этой песни Владимира Трошина. Изначально было, конечно, «закурим перед стартом» (а не идиотское «споемте»), но его пришлось отдать, как хвост ящерицы. Зато «пыльные тропинки» удалось отстоять :)

А вот еще одна песенка на слова (или, скорее, в переводе – вроде был народный финский оригинал) Войновича: ведь правда, не хуже, чем знаменитая «Que sera» Дорис Дэй?


Posts from This Journal by “персоналии” Tag

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

  • Меж сыром лимбургским живым

    В советское время родители воспитывали детей в подозрении к частному предпринимательству. Мой отец говорил: «Я врач, ты биолог: это я понимаю. А…

  • Нигде кроме

    Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
a_gorb
Nov. 16th, 2016 06:30 pm (UTC)
Сейчас надо говорить: загружены в планшеты космические карты. :)
egovoru
Nov. 16th, 2016 10:43 pm (UTC)
Точно! :)

А Вы читали эту книжку? Если нет, то рекомендую - очень уж она, как теперь выражаются, духоподъемная :)

Надо сказать, что "Чонкин" в свое время не произвел на меня сильного впечатления, как и еще какая-то повесть, у которой я даже не помню названия, а вот эта книжка, хоть она и написана в стиле сочинения на тему "Как я провел этим летом", мне понравилась.
jenya444
Nov. 16th, 2016 06:43 pm (UTC)
Не так давно попал на его вечер, было чудесно, http://jenya444.livejournal.com/376801.html
egovoru
Nov. 16th, 2016 10:45 pm (UTC)
Кажется, он мало изменился с тех пор, как я его видела. А байку про доктора Райского он как раз приводит в этой книжке :)

А что Вы скажете о его книгах, если читали какие-нибудь?
jenya444
Nov. 17th, 2016 12:02 am (UTC)
Вы знаете, я не читал. Ну, какие-то куски из Чонкина на слуху, как и сюжет "Шапки", но вообще я девственно чист, поэтому прочитанные на вечере миниатюры воспринимал на ура, местами от хохота дрожали руки, не мог снимать.
egovoru
Nov. 17th, 2016 12:31 am (UTC)
Надо сказать, что вот к Чонкину я осталась совершенно развнодушна, как и к какой-то еще повести, которую я прочла тоже уже давно.

А вот эта книжка мне очень понравилась. Местами она напоминает "Бодался теленок с дубом", поскольку автор детально описывает, как именно за ним следил КГБ, как вело себя литературное начальство и т.д., но по темпераменту он очень сильно отличается от автора "Теленка", да и не считает себя пророком ;)

А первая часть, о военном детстве и послевоенной молодости, может быть, даже еще интереснее, хотя написана самым простым языком, без всяких стилистических изысков.

А вот еще его байка из книжки, на американскую тему - тоже неплохо:

"Один абитуриент подал документы для поступления в Джорджтаунский университет в Вашингтоне и указал в анкете, что он афроамериканец. Его приняли. Но когда он явился в университет, чуть не разразился скандал. Потому что он оказался белым.
— Вы нас обманули, — сказали ему.
— Почему? Я афроамериканец. Я родился в Кении."



Edited at 2016-11-17 02:25 am (UTC)
jenya444
Nov. 17th, 2016 04:59 am (UTC)
Надо почитать. Насчёт байки, слышал про парня из какой-то латиноамериканской страны, писавшего при поступлении в университеты "латинос", несмотря на польско-еврейскую фамилию.
egovoru
Nov. 18th, 2016 12:57 am (UTC)
Оказалось, сам Войнович помнит гораздо лучше, чем я, тот свой вечер, на котором я была:

"В «Меридиане», едва я начал выступление, мне подали целую пачку записок. В первой автор просил меня отвечать на все вопросы подряд, не сортируя их на угодные и неугодные. Во второй был вопрос о том, какие в ФРГ существуют законы против занятия евреями государственных должностей. Я ответил, что с тех пор как составители подобных законов были повешены в Нюрнберге, доступ евреев и неевреев к любым должностям открыт одинаково. Третий вопрос был похож на первый. Я ответил автору, что он что-то перепутал и не понимает, что я приехал не из нацистской Германии, а из современного европейского демократического государства. Четвертая, пятая, десятая и пятидесятая записки были написаны той же рукой. Я их отбросил и стал отвечать на другие. Один вопрос был задан мне в письме, но я ответил на него как на записку. Автор, считая меня истинным патриотом, выражал предположение, что, если меня пустят назад в Советский Союз, я буду готов ползти туда хоть на брюхе. Я отвечал, что страна, в которую надо ползти на брюхе, не заслуживает даже того, чтобы в нее въезжать в золотой карете."

Это был 1989 год.
egovoru
Nov. 22nd, 2016 01:56 pm (UTC)
egovoru
Sep. 14th, 2017 12:00 am (UTC)
Уважаемый _o_tets_ видел его только что в Питере. Пишет, что и на пороге 85-летия Войнович выглядит и говорит прекрасно!
jenya444
Sep. 14th, 2017 12:14 am (UTC)
Спасибо, я читал в фейсбуке.
gomazkov
Nov. 16th, 2016 07:27 pm (UTC)
"Закурим" зарубили потому что на стартовой площадке курить нельзя, а вот петь хором на подъезде к ней как раз было традицией.
egovoru
Nov. 16th, 2016 11:03 pm (UTC)
Войнович пишет, что он попытался защитить "закурим" тем, что в песне, дескать, речь идет не о нынешних временах, а о тех, когда космические полеты станут ежедневной рутиной - но этот номер не прошел ;) А "давайте споемте" звучит, на мой слух, довольно коряво :(

А читали ли Вы какие-нибудь его книжки? И если да, то что скажете?

gomazkov
Nov. 17th, 2016 05:03 am (UTC)
Читал довольно много. Симпатично, но - не оставляет ощущение капустника.)
egovoru
Nov. 17th, 2016 12:35 pm (UTC)
Согласна, да. Знаменитый "Чонкин" меня как-то совсем не впечатлил , но вот эта книжка - понравилась. Тут никакого капустника нет, и вообще она написана, как школьное сочинение на тему "Как я провел этим летом" - но такой стиль, видимо, наиболее соответствует личности автора, поэтому получилось хорошо :)

А не читали ли Вы его трактат о Солженицыне? Я подумываю об этом, но пока не решилась.
gomazkov
Nov. 17th, 2016 01:06 pm (UTC)
Читал. Тут он в своей стихии: размазывает с блеском.
Вообще он по духу - великолепный фельетонщик.)
egovoru
Nov. 19th, 2016 12:12 am (UTC)
А Вы знали, что Войнович, оказывается, еще и художник? Например, как Вам такая его картинка:




Клик по картинке ведет на сайт, где есть еще примеры его живописных работ :)
gomazkov
Nov. 19th, 2016 04:14 am (UTC)
Я мало что понимаю в живописи. К счастью.)
egovoru
Nov. 22nd, 2016 02:16 pm (UTC)
Прочла и "Портрет на фоне мифа". Конечно, это никакой не "портрет", в смысле не ЖЗЛ, но мне была интересна трансформация отношения к С. у человека, знавшего его лично. В. пишет, что "Один день И.Д." поразил своих первых читателей именно литературными достоинствами, что все они сразу почуствовали гигантский отрыв этого произведения от всего, что писали в то же время другие авторы.

Поскольку меня саму "Один день" не поразил, мне все-таки в слабо верится, что дело было именно в художественном качестве текста, а не в его теме - хотя В. и другие, видимо, искренне верили в обратное. Дальше в "Портрете" В. многократно подчеркивает, что нельзя смешивать гражданское мужество писателя и его художественный талант, но, видимо, это легче проповедовать, чем исполнять ;)

Ну и, конечно, мне показалось, что когда он называет шаламовские рассказы "очерками", ему изменяет литературный вкус. Сама-то я именно их считаю произведением с тем самым "громадным отрывом" от всего, одновременно написанного.

А еще мне закралась в голову очень, очень крамольная мысль - даже страшно ее высказывать. Та готовность к смертельному риску, которую С. проявил в борьбе за публикацию своих произведений и за которую его в основном и уважают, могла быть вовсе не "безумством смелых", а точным расчетом.

А вот еще недавнее интервью Войновича.
igor_piterskiy
Nov. 17th, 2016 02:38 am (UTC)
Точно пели "закурим".
Сначала. Я это хорошо в детстве запомнил.
egovoru
Nov. 18th, 2016 01:46 pm (UTC)
Re: Точно пели "закурим".
Да, даже пластинка вышла. Внизу я вставила кусочек из текста, где автор излагает историю вымарывания "закурим" из текста.
igor_piterskiy
Nov. 17th, 2016 02:43 am (UTC)
Странно, что никто не вспомнил "Москва 2042". Она пожалуй, покруче "Чонкина". А особенно хороша в чтении самого Войновича. Кажется, на сайте "Радио Свобода" можно отыскать эти записи.
egovoru
Nov. 17th, 2016 12:30 pm (UTC)
"Москву" я даже не пыталась читать: после того, как "Чонкин" меня не впечатлил, я решила, что Войнович, хотя мужик и приятный, но писатель - "не мой". (Справедливости ради я должна добавить, что мне и "Швейк", который, конечно - прототип Чонкина, как-то не очень). Но вот этот мемуар мне неожиданно очень понравился, хотя написан он и совсем бесхитростно.

А вот не читали ли Вы книжку Войновича о Солженицыне? Я подумываю ее прочесть, но пока не решилась.
109
Nov. 23rd, 2016 08:14 pm (UTC)
2042 is the best
alex_new_york
Nov. 17th, 2016 05:02 am (UTC)
Я часто эту мудрую и озорную песенку напеваю :)
livejournal
Nov. 17th, 2016 01:12 pm (UTC)
Заправлены в планшеты космические карты
User glories_23 referenced to your post from Заправлены в планшеты космические карты saying: [...] Оригинал взят у в Заправлены в планшеты космические карты [...]
steblya_kam
Nov. 18th, 2016 08:55 am (UTC)
Я слышала именно версию "закурим" и именно в фильме. Возможно, в перестройку переозвучили (моё детство как раз на это время пришлось).
С песнями в фильмах вообще удивительные вещи творятся. Песню "Если б я был султан..." старшее поколение поёт с куплетом про "разрешит мне жена каждая по сто...", а в версии "Кавказской пленницы" моего детства этого куплета не было. Наверное, из-за антиалкогольной кампании.
egovoru
Nov. 18th, 2016 01:07 pm (UTC)
"Я слышала именно версию "закурим" и именно в фильме"

А что же это был за фильм? Войнович вроде ни о каком фильме не пишет - он написал эту песню, когда работал на радио.

Но, действительно, сначала вышла даже пластинка с первоначальным вариантом "закурим", а потом случилась такая история:

"Пластинка была выпущена, но покушения на текст на этом не кончились. После встречи на Красной площади и в Кремле Николаеву и Поповичу было устроено чествование и на телевидении. Героев приветствовала толпа, состоявшая из так называемых передовиков производства, артистов, военных, поэтов, композиторов и секретаря Чувашского (Николаев — чуваш) обкома КПСС.

Космонавты совсем ошалели от свалившихся на них почестей. Но вели себя по разному. Николаев как будто даже стеснялся, а Попович в упоении славой выпячивал грудь, принимал импозантные позы и строил глазки актрисе Алле Ларионовой. А когда Владимир Трошин спел теперь уже специально для них песню о пыльных тропинках, Попович решил показать, что и в этом деле тоже коечто понимает.

— Вот у вас там поется «закурим перед стартом», — сказал он, — а мы, космонавты, не курим.
(Между прочим, много лет спустя я узнал, что некоторые космонавты на земле все-таки курят, и перед стартом им разрешают выкурить по последней сигарете.)
— Это мы исправим! — закричал ктото.
И исправили.

Хотя я доказывал исправителям, что писал вовсе не о Поповиче, который до пыльных тропинок не долетел, а о космонавтах отдаленного будущего, для кого полеты в космос станут делом обычным, будничным. Покурил, растоптал окурок, полетел. Тут уж меня никто не послушал, потому что космонавты тогда заживо причислялись к лику святых. Их критиковать было нельзя, а они могли себе позволить многое, в том числе, естественно, сколько угодно вмешиваться в литературу и давать указания авторам, что, впрочем, позволялось делать всем, кому не лень — партийным функционерам, кагэбэшникам, сварщикам, банщикам, токарям, пекарям и дояркам. Песню исправили и вместо «Давайте-ка, ребята, закурим» пели «споемте перед стартом»."
steblya_kam
Nov. 21st, 2016 08:39 am (UTC)
Фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён", разумеется. Там эту песню на утреннике поют.
( 29 comments — Leave a comment )