?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иду змеиною тропой

Немецкий нацизм считают наследием ницшеанской «морали господина», «белокурой бестии». А между тем, история создания Третьего рейха ведь гораздо точнее отражает описанную Ницше же «мораль раба» с лежащим в ее основе ресентиментом.




Демонстрация в берлинском Лустгартене против Версальского мира (1919). На плакатах написано: «Долой насильственный мир!»
(фото Bildarchiv Preußischer Kulturbesitz
)

Posts from This Journal by “мой 20-й век” Tag

  • Я вспоминаю одно и то же

    Политэкономия всегда казалась мне предметом, слишком сложным для моего ума. Так что затянувшееся обсуждение социализма и капитализма в моем журнале…

  • Мы красные кавалеристы, и про нас

    Студенческие волнения бэби-бумеров приняли совсем уж зловещий оборот в Германии, где молодое поколение поднялось на последний, решительный бой с…

  • И дорогая не узнает

    В дружественном журнале упомянули замечательный сайт «Память народа», где выложены материалы рассекреченных военных архивов. Я решила посмотреть –…

Comments

( 139 comments — Leave a comment )
sa_sha_s
Nov. 30th, 2016 06:40 pm (UTC)
Забавно, я как раз сейчас читаю работу Трубецкого, в которой он разбирает идеи Ницше. Нельзя сказать, чтобы Трубецкой ставил себе задачу устроить Ницше разнос. Он лишь подробно и по возможности последовательно отслеживает ход его мыслей, перемежая недлинными собственными комментариями. Критическими, конечно.
Очень интересно. Мне особенно показались интересными комментарии идеи "сверхчеловека" и вообще ницшеанской ревизии морали. По Трубецкому выходит, что Ницше отчаянно путается в своих же идеях. С одной стороны, в основе идеи сверхчеловека, вставшего по ту сторону добра и зла, кладется имморализм, мысль о том, что природе вообще чужда мораль как таковая. "Мораль слабых", сострадание де только сковывают природную витальность индивида, мешают ему быть сильным и красивым животным. То есть тут подход чисто биологический. С другой же стороны, утверждается, что "сверхчеловек" озабочен прежде всего "волей к власти", бесконечным самоутверждением, перманентной схваткой за первенство. Ему приписывается "мораль господ" наподобие рыцарской. Даже (сказал бы лично я) самурайской.
Ясно, что одно прямо противоречит другому. Никакое животное не склонно к самурайству. Тигры не озабочены потерей лица, бесчестьем, не делают себе харакири. Любые небиологические ценности вроде чести, славы, абстрактного превосходства совершенны чужды реальным красивым, сильным и здоровым животным.
egovoru
Dec. 1st, 2016 12:25 am (UTC)
"Никакое животное не склонно к самурайству"

Действительно, понятия личной чести животные не знают, но вот стремление занять положение повыше на иерархической лестнице у них явно присутствует: жизнь практически всех стадных животных включает постоянные конфликты с целью выяснения социального ранга. Может, Ницше именно это имел в виду, когда говорил о естественности "воли к власти"?

Нужно еще иметь в виду, что его посмертно изданное произведение с таким заглавием было подготовлено к печати не им, а его сестрицей, которая питала ярко выраженные нацистские симпатии и вроде бы существенно отредактировала текст, так что его нельзя принимать за чистую монету.
(no subject) - deadmadcat - Dec. 1st, 2016 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Dec. 1st, 2016 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 12:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Dec. 2nd, 2016 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 1st, 2016 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 01:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 2nd, 2016 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 2nd, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 2nd, 2016 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 3rd, 2016 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2016 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 26th, 2016 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 26th, 2016 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 26th, 2016 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 26th, 2016 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Jan. 30th, 2017 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 30th, 2017 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Jan. 31st, 2017 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 31st, 2017 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Jan. 31st, 2017 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 31st, 2017 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Jan. 31st, 2017 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 31st, 2017 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Jan. 31st, 2017 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 1st, 2016 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 01:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 2nd, 2016 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 11:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 3rd, 2016 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2016 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 5th, 2016 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2016 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 4th, 2016 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2016 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 5th, 2016 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 1st, 2016 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 1st, 2016 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sveshinieks - Dec. 2nd, 2016 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 2nd, 2016 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 3rd, 2016 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sleng_ - Dec. 4th, 2016 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2016 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sleng_ - Dec. 5th, 2016 03:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 5th, 2016 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sleng_ - Dec. 6th, 2016 04:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 6th, 2016 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sleng_ - Dec. 6th, 2016 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 4th, 2016 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sleng_ - Dec. 6th, 2016 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2016 02:54 pm (UTC) - Expand
diejacobsleiter
Nov. 30th, 2016 07:33 pm (UTC)
Как раз все логично смыкается. Мир белокурых господ есть ни что иное, как мечтательный мир униженных рабов. "Господские" философии пишутся в лакейских.

Edited at 2016-11-30 10:41 pm (UTC)
egovoru
Dec. 1st, 2016 12:38 am (UTC)
"Мир белокурых господ есть ни что иное, как мечтательный мир униженных рабов"

По Ницше, мир господ с точки зрения рабов - это как раз зло, а не мечта:

"Но понятие «хороший», "добрый" не одинаково— пусть скорее спросят себя, кто, собственно, есть «злой» в смысле морали ressentiment. Если ответить со всей строгостью: как раз «добрый» другой морали, как раз благородный, могущественный, господствующий, только перекрашенный, только переиначенный, только пересмотренный ядовитым зрением ressentiment."
(no subject) - diejacobsleiter - Dec. 1st, 2016 12:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Dec. 1st, 2016 01:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Dec. 1st, 2016 02:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Dec. 1st, 2016 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diejacobsleiter - Dec. 1st, 2016 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 2nd, 2016 06:35 pm (UTC) - Expand
moralg
Nov. 30th, 2016 08:21 pm (UTC)
"Начиная с Руссо и Канта, существовали две школы либерализма, которые можно определить как твердолобых и мягкосердечных. Твердолобое направление через Бентама, Рикардо и Маркса логично подвело к Сталину; мягкосердечное через другие логические стадии перешло через Фихте, Байрона, Карлейля и Ницше к Гитлеру."
Бертран Рассел. "История западной философии".
egovoru
Dec. 1st, 2016 12:54 am (UTC)
Мне кажется, Рассел здесь трактует понятие "либерализма" как-то уж слишком широко: ну, какой же Маркс либерал, с его-то гегемонией пролетариата? Да и, честно сказать, мне трудно понять, почему он считает, скажем, Фихте более мягкосердечным, чем, скажем, Бентама?

Но вот в том, чтобы поставить Ницше непосредственно перед Гитлером, он далеко не одинок, и я, собственно, и пытаюсь понять, каковы же основания для этого. А как Вам кажется - можно ли свалить на Ницше вину за Гитлера?



Edited at 2016-12-01 01:57 am (UTC)
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 1st, 2016 05:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 2nd, 2016 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 2nd, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 3rd, 2016 04:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2016 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 3rd, 2016 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2016 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 4th, 2016 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2016 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moralg - Dec. 1st, 2016 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Dec. 1st, 2016 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 1st, 2016 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 11:56 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 30th, 2016 10:40 pm (UTC)
ТАК ГОВОРИЛ JACOBSLEITER
User diejacobsleiter referenced to your post from ТАК ГОВОРИЛ JACOBSLEITER saying: [...] , с присущей ей цепкостью, начинает очередной интересный разговор [...]
le_ra
Dec. 1st, 2016 07:42 am (UTC)
Эх, говорили ж Заратустре "молчи, за умного сойдешь!"
Нарождение новой идеологии всегда происходит от обиженых. Это признак "твари дрожащей" - придумывать себе права и оправдания. Тот, кто силен здесь и сейчас, такой ерундой не заморачивается, разве что в форме "Иду на Вы!" "Государство - это я!" и прочие veni vidi vici.
egovoru
Dec. 1st, 2016 01:13 pm (UTC)
Re: Эх, говорили ж Заратустре "молчи, за умного сойдешь!"
"Это признак "твари дрожащей" - придумывать себе права и оправдания"

Да, Ницше именно об этом и пишет:

"В то время как благородный человек полон доверия и открытости по отношению к себе, человек ressentiment лишен всякой откровенности, наивности, честности и прямоты к самому себе. Его душа косит, ум его любит укрытия, лазейки и задние двери; все скрытое привлекает его как его мир, его безопасность, его услада; он знает толк в молчании, злопамятстве, ожидании, в сиюминутном самоумалении и самоуничижении. Раса таких людей ressentiment в конце концов неизбежно окажется умнее, нежели какая-либо знатная раса".

Довольно забавно слышать такое из уст философа - то есть, человека сугубо умственного труда ;)

Но все-таки записать его в основатели нацизма как-то у меня язык не поворачивается.

Примечательно, что "господа" и "рабы" у него - всегда две разных расы. Интересно, откуда такое представление? Действительно, в древности в рабство чаще всего попадали, став военнопленным, но ведь не только? Были же и рабы той же национальности - за долги, например, или еще как? Или я это неправильно себе представляю?

И еще важный момент, который кажется мне явной нестыковкой в его построении: рабство ведь давно отменили, так что, казалось бы, рабская мораль должна была тоже отмереть вместе с самим институтом? (Маркс, во всяком случае, решил бы именно так :) Но по Ницше она не только не отмерла, но, наоборот, повсеместно распространилась. Спрашивается, с чего бы это?
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 2nd, 2016 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 2nd, 2016 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 3rd, 2016 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2016 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Dec. 3rd, 2016 07:59 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Dec. 1st, 2016 09:34 am (UTC)
Да Ницше, по-моему, был просто тролль. Самый толстый в истории.
egovoru
Dec. 1st, 2016 01:23 pm (UTC)
Мне кажется, он писал вполне искренне. Другое дело, что некоторые его логические переходы кажутся мне непоследовательными.

В частности, не очень понятно, почему рабская мораль не только не исчезла после отмены рабства, но и чрезвычайно распространилась и стала главенствующей. С какой стати?

И еще: в представлении Ницше, господа и рабы - всегда существа разных рас. (Он вообще не говорит об отдельных существах, но только о расах рабов и господ). Насколько я понимаю, в рабство действительно в основном попадали путем военного пленения, но разве это был единственный механизм? Разве не было рабов той же национальности, попавших в рабство, скажем, за долги? Конкретно в Риме, который Ницше, судя по всему, почитает за образец?
(no subject) - steblya_kam - Dec. 2nd, 2016 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Dec. 3rd, 2016 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Dec. 4th, 2016 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2016 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Dec. 5th, 2016 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 5th, 2016 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Dec. 6th, 2016 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2016 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Dec. 7th, 2016 05:51 am (UTC) - Expand
hyperboreus
Dec. 1st, 2016 06:08 pm (UTC)
Гениальный ресентимент вообще описывает весь 20 век - с его восстанием масс и нациями..
egovoru
Dec. 2nd, 2016 01:29 am (UTC)
В отличие от нацистов Ницше вроде бы считает, что тот или иной тип морали - следствие исторических причин, а не генетики. Но тогда совершенно непонятно, почему после отмены рабства рабская мораль не только не изчезла, но повсеместно распространилась?
(no subject) - sveshinieks - Dec. 2nd, 2016 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 2nd, 2016 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 2nd, 2016 11:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 3rd, 2016 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2016 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Dec. 3rd, 2016 06:56 pm (UTC) - Expand
sa_sha_s
Dec. 2nd, 2016 06:02 pm (UTC)
А, я же забыл ответить на собственно мысль вашего поста. Я согласен. Нацистское государство, если определить его вчерне, - это популистское государство. Государство, построенное на потворстве самым примитивным, плебейским наклонностям "народных масс". Ницшеанской морали в популистском государстве ни на грош. Это в самом общем приближении. То же и в конкретике. Сплочение нации вокруг вождя, коллективизм (в данном случае - корпоративизм), раздача социальных благ - все это могло бы у Ницше только презрительную ухмылку вызвать.
Другое дело, что в Германии такой хитрый трюк проделывали в риторике - делая из народа быдло, народу внушали, что он в своем быдлячестве достигает каких-то особых духовных высот. Хм... знакомая картина, не правда ли? :(
egovoru
Dec. 2nd, 2016 11:41 pm (UTC)
"Сплочение нации вокруг вождя, коллективизм (в данном случае - корпоративизм), раздача социальных благ - все это могло бы у Ницше только презрительную ухмылку вызвать"

Да, думаю, Вы правы. По всей вероятности, желание во что бы то ни стало прирастить к нацизму ницшеанские корни было связано главным образом с тем, что у Ницше к этому времени был уже значительный авторитет философа.
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 3rd, 2016 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 3rd, 2016 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 4th, 2016 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 4th, 2016 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 5th, 2016 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2016 01:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - sa_sha_s - Dec. 6th, 2016 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Dec. 6th, 2016 11:51 pm (UTC) - Expand
( 139 comments — Leave a comment )