?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Карл Ясперс придумал термин «oсевое время» для обозначения периода от 800 до 200 лет до н.э. Оно замечательно «совпадением по фазе» трех основных цивилизаций – Запада (который Ясперс начинает древним Междуречьем и Египтом и включает в него всех их преемников), Индии и Китая. Именно в это время и в этих культурах «человек достигает подлинного самосознания», плоды чего мы пожинаем и по сей день.


Единственное историческое явление, которому Ясперс придает тот же ранг, что и событиям oсевого времени – это зарождение новоевропейской науки (естествознания). Интересно, что опору на эксперимент он поминает только шестым пунктом в списке ее особенностей. Остальные сводятся к еще трем отличиям от натурфилософии греков: универсальность предмета, приципиальная незавершенность и стремление выявить всесторонние связи между явлениями.

Среди исторических предпосылок новой науки он называет библейскую религию: «Требуемая Богом истинность заставляет видеть в познании не игру, не благородное занятие для досуга, а серьезное дело, профессию, являющую собой самое важное для человека». Отсюда же и универсальность: весь мир – Божье творение, и потому весь заслуживает изучения – не то что у греков, разделявших мир на упорядоченный космос и «материю, непознаваемую и не стоящую познания». Наконец, там же Ясперс находит и истоки интеллектуальной честности ученого: «Подобно тому, как поиски Бога неизбежно связаны с мучительным отказом от иллюзий, так и подлинная воля исследователя является борением с собственными желаниями и ожиданиями».

В Китае авраамической религии не было, и наука там так и не появилась. Но ведь привычка искать истину в Книге должна была быстро стать тормозом, а не стимулом развития естествознания? В варварской Европе (и у арабов) торможение усиливалось «догоняющим» характером этих цивилизаций по отношению к греко-римской античности. Возможно, в Китае, где пределом интеллектуальных устремлений считалось знание древних текстов, это торможение было еще сильнее? Похоже, шанс у естествознания появился только тогда, когда человечество слегка пришло в себя от культурного шока, вызванного изобретением письменности :)


Ясперсова «упрощенная схема мировой истории» (отсюда). Заметьте, что Россию он считает прямой наследницей Византии, подвергнувшейся только косвенному влиянию европейской науки ;)

Обратите также внимание, что он видит будущее как «Единый мир человечества Земного шара», а ведь книжка-то написана еще в 1949 году! Правда, тогда прошло всего четыре года после создания ООН, и эта организация еще внушала надежду.

Posts from This Journal by “наука” Tag

  • Товарищ, верь: взойдет она

    Иные полагают, что наука – это новый род веры: дескать, раньше верили в Бога, а теперь верят во что-то другое, вот и вся разница. И я…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

  • Здесь паки гений просвещенья

    До меня дошло то, что вы, уважаемые, наверняка поняли уже давно. Подозрительное отношение к науке в постсоветской России вызвано тем, что…

Comments

( 193 comments — Leave a comment )
marigranula
Jan. 4th, 2017 05:19 pm (UTC)
Я помню у Бекона была идея о том что изучая науку познаешь творца, но это дальнейшего развития не получило. Юм явно не считал религию чем то хорошим для науки. Изучение библии ведёт не к современной науке, а к схоластике....
egovoru
Jan. 4th, 2017 11:35 pm (UTC)
"изучая науку познаешь творца, но это дальнейшего развития не получило"

Творца - т.е., Бога? Ясперс, кажется, не был особенно религиозен, и в любом случае он имеет в виду другое:

"Подобно тому как истинная вера в Бога невозможна без ответа на вопросы, вырастающие из реальной действительности; подобно тому, как поиски Бога неизбежно связаны с мучительным отказом от иллюзий, так и подлинная воля исследователя является борением с собственными желаниями и ожиданиями.

Это борение находит свое глубочайшее выражение в борьбе исследователя со своими собственными установками: решающим признаком человека науки стало то, что в исследовании он ищет своих противников, и прежде всего тех, кто ставит все под вопрос с помощью конкретных и определенных идей."

То есть, если угодно, Ясперс усматривает в авраамической религии истоки интеллектуальной честности, характерной для науки. Это помимо того, что я уже упомянула в посте: стремления к истине и универсальности.
(no subject) - marigranula - Jan. 5th, 2017 06:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marigranula - Jan. 6th, 2017 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 01:07 pm (UTC) - Expand
hyperboreus
Jan. 4th, 2017 05:48 pm (UTC)
О едином человечестве Земного шара еще Шиллер писал. И, думаю, не он первый.
egovoru
Jan. 4th, 2017 11:38 pm (UTC)
Да, но кого именно включал Шиллер в это свое "единое человечество"? Включал ли он, например, женщин и негров? Подозреваю, что он вообще о них не думал, как о людях :( Что же касается Ясперса, то его понимание ситуации удивительно близко к современному - а ведь прошло всего четыре года после разгрома Третьего рейха.
(no subject) - hyperboreus - Jan. 5th, 2017 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 5th, 2017 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 5th, 2017 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 6th, 2017 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 12:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 8th, 2017 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 8th, 2017 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 8th, 2017 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 8th, 2017 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Jan. 8th, 2017 03:52 pm (UTC) - Expand
s_e_l_i_k
Jan. 4th, 2017 06:32 pm (UTC)
На мой взгляд, в детстве и юности учебники и научно-популярную литературу изучают.
С возрастом задают себе вопросы и ищут на них ответы, а литературу используют как справочники или подсказки.
Потом сами пишут учебники, статьи... :)
Как говорится, всему свое время.
egovoru
Jan. 4th, 2017 11:39 pm (UTC)
Поясните, пожалуйста, какое отношение имеют Ваши замечания к тексту поста?
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 4th, 2017 11:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 4th, 2017 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 5th, 2017 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 12:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 5th, 2017 12:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 12:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 5th, 2017 01:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - eldhenn - Jan. 11th, 2017 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 11th, 2017 09:47 am (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Jan. 4th, 2017 06:52 pm (UTC)
В семнадцатом веке вряд ли можно найти в России следы научной революции.
egovoru
Jan. 4th, 2017 11:49 pm (UTC)
Ясперс конкретно перечисляет те страны, в которых происходила эта революция (и это далеко не все европейские страны):

"Поразительно, как в совершенно различных условиях в Италии, Германии, Англии, Франции появляются исследователи. <...> И почему их не было в Испании, не было позже в Италии, долгое время не было в Германии?".

Однако он не рисует Испанию или Германию как отдельную ветвь на своем древе. Так что дело тут, наверное, в православной религии - именно она дает основания выделить Россию в отдельную ветвь. Но это только моя догадка; в тексте ничего об этом не говорится.

Обратите внимание на еще одну интересную деталь ясперсова древа: среди цивилизаций, вступающих в осевое время, у него есть "Orient-Occident". Orient тут потому, что он считает невозможным рассматривать историю античной Греции независимо от истории Персии.
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 5th, 2017 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 5th, 2017 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 5th, 2017 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 10:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 6th, 2017 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 5th, 2017 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 01:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 6th, 2017 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 8th, 2017 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 8th, 2017 02:48 pm (UTC) - Expand
dinamik67
Jan. 4th, 2017 07:12 pm (UTC)
"Библейская религия" имеется ввиду Христианство?
А как быть с тем фактом, что православная Византия запрещала изучение математики, например?
egovoru
Jan. 4th, 2017 11:51 pm (UTC)
Ясперс не поясняет, что именно он имеет в виду под "библейской" религией, но это как минимум должно быть христианство и иудаизм. Я думаю, что не будет большой ошибкой присовокупить сюда и ислам, чтобы можно было говорить об "авраамической" религии.

Математика ведь не относится к числу естественных наук, и у нее отдельная история, Ясперс ее не разбирает. А откуда эти сведения насчет запрета математики в Византии? И каковы были основания для такого запрета?

Edited at 2017-01-05 12:00 am (UTC)
(no subject) - dinamik67 - Jan. 5th, 2017 12:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 12:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Jan. 5th, 2017 01:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 01:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Jan. 5th, 2017 01:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 01:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Jan. 5th, 2017 02:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 02:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Jan. 5th, 2017 02:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Jan. 5th, 2017 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Jan. 6th, 2017 12:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - dinamik67 - Jan. 5th, 2017 01:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 01:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - aspidisca - Jan. 5th, 2017 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 02:18 pm (UTC) - Expand
deadmadcat
Jan. 5th, 2017 12:21 am (UTC)
Авраамический бог требует истинности?
egovoru
Jan. 5th, 2017 12:27 am (UTC)
Да, Ясперс так считает. Вот более полная цитата:

"Этос библейской религии требует истинности любой ценой. Она довела это требование до последних пределов и развернула всю его проблематику. Требуемая Богом истинность заставляет видеть в познании не игру, не благородное занятие для досуга, а серьезное дело, профессию, являющую собой самое важное для человека."

А Вы полагаете, он заблуждается?
(no subject) - deadmadcat - Jan. 5th, 2017 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 5th, 2017 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 01:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Jan. 6th, 2017 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Jan. 6th, 2017 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Jan. 7th, 2017 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Jan. 7th, 2017 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 08:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Jan. 7th, 2017 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Sep. 16th, 2017 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 16th, 2017 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Sep. 16th, 2017 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2017 01:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Sep. 17th, 2017 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2017 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Sep. 17th, 2017 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2017 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Sep. 17th, 2017 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 17th, 2017 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2017 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Jan. 10th, 2017 02:01 pm (UTC) - Expand
a_gorb
Jan. 5th, 2017 09:31 am (UTC)
”Среди исторических предпосылок новой науки он называет библейскую религию”
Я с ним вполне согласен, но по несколько другим соображениям. Ученый = Бог. Цель ученого получить всеобщий закон. ВСЕ тела падают на землю с одинаковым ускорением. ВСЕГДА сила действия равна силе противодействия. Такого рода законы поистине божественны. Дальше возникает вопрос – допускает ли религия подняться человеку до уровня Бога. Когда «Диалог о двух главнейших системах мира» был запрещен католиками, то тот час же был опубликован в Голландии.

”Но ведь привычка искать истину в Книге …”
Всякий, желающий заниматься наукой, ищет истину в книге. Наука есть саморазвивающееся знание, поэтому каждый ученый начинает не с нуля, а с уже добытого знания. А это и есть книга.
Другой вопрос – отношение к книге. Каждый самостоятельно может изучать книгу – это одно. Есть специалисты, и только они могут изучать и трактовать! книгу – нечто совсем другое.
s_e_l_i_k
Jan. 5th, 2017 12:39 pm (UTC)
Библия не просто допускает для человека возможность подняться до уровня Бога, но и делает это.
Изначальная идея христианства, состоит в том, что люди - это дети божьи, наделенные всеми его возможностями. Результат мы видим: люди полетели в космос, опустились в глубины океанов и делают много того, что 2000 лет назад казалось посильным лишь богу. Но сделать это смогли лишь те, кто опирался на Библию.
По ряду причин энтузиазм людей потребовалось поубавить. В результате возникни католическая и православная нововерская трактовки, что человек - это раб, а не сын.
Но, подчеркну, изначальная идея христианства - люди подобны Богу и обладают всеми его возможностями. Это, на сколько я знаю, единственная религия в мире, дающая человеку такие возможности, даже среди авраамических.
(no subject) - a_gorb - Jan. 5th, 2017 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 5th, 2017 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 10:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 5th, 2017 10:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 12:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 5th, 2017 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 02:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 6th, 2017 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 6th, 2017 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 6th, 2017 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 6th, 2017 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 12:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 01:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 01:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 7th, 2017 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 7th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 8th, 2017 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 8th, 2017 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 9th, 2017 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2017 12:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 10th, 2017 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2017 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 10th, 2017 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2017 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 10th, 2017 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 12:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 7th, 2017 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 7th, 2017 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 12:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 12:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 7th, 2017 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 8th, 2017 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 8th, 2017 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 8th, 2017 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s_e_l_i_k - Jan. 8th, 2017 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 8th, 2017 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 9th, 2017 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2017 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 5th, 2017 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 5th, 2017 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 6th, 2017 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 7th, 2017 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 7th, 2017 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Jan. 7th, 2017 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 22nd, 2017 01:03 am (UTC) - Expand
steblya_kam
Jan. 5th, 2017 10:38 am (UTC)
В Китае естествознание было развито не меньше, чем в Европе от античности до XVI в. Если под естествознанием понимать натурфилософию. А современные естественные науки в привычном нам виде (основанные на эксперименте, наблюдении и вычислении) у европейцев сформировались только в XVII в.
Собственно, как выглядело европейское естествознание до XVII в., превосходно описано у Фуко в первой части книги "Слова и вещи": растением пытаются лечить глазные болезни, потому что его цветок похож на глаз и т.п.
egovoru
Jan. 5th, 2017 02:56 pm (UTC)
Стремление европейцев-варваров искать ответы на вопросы если не в Книге, то в трудах античных авторов, наверное, легко понять: они четко осознавали (в частности, пользуясь римскими дорогами), что живут на обломках цивилизации, гораздо более развитой, чем их собственная, так что зачем было изобретать велосипед?

Возможно в Китае, где не было Библии, почтение к античным авторам было даже еще больше, так что мысль о том, что и они могут ошибаться, к китайцам так и не пришла, пока до этого не додумались европейцы? Ясперс, конечно, в качестве первой предпосылки появления новоевропейской науки рассматривает ее политическое устройство, появление третьего сословия и т.д. (я не упомянула этого в тексте поста, т.к. это достаточно общепринятое мнение). В Китае этого не было, но одна причина не исключает другой.

Если в осевое время состояние трех цивилизаций было примерно одинаковым, впоследствии их пути разошлись, и вопрос, почему так случилось, конечно, очень интересен. Я переписала кусок текста про китайцев: возможно, у них древняя продвинутая цивилизация еще более довлела над послеосевой, чем Аристотель с Птолемеем довлели над европейцами :(

Edited at 2017-01-06 01:52 am (UTC)
(no subject) - steblya_kam - Jan. 7th, 2017 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 7th, 2017 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Jan. 8th, 2017 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 8th, 2017 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Jan. 10th, 2017 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 10th, 2017 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Jan. 12th, 2017 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 02:10 pm (UTC) - Expand
livejournal
Jan. 8th, 2017 08:03 pm (UTC)
Всегда всегда в глубине политик
User jorkoffski referenced to your post from Всегда всегда в глубине политик saying: [...] Оригинал взят у в Всегда всегда в глубине политик [...]
mynine
Jan. 18th, 2017 09:35 pm (UTC)
Мн-да. Философские взгляды Ясперса (которые мне совсем не нравятся) явно просвечивают даже в вашем кратком изложении. Суть комментировать не буду, ибо не согласен почти ни в чем :)
egovoru
Jan. 19th, 2017 12:54 am (UTC)
Жаль, что не хотите комментировать - мнение человека, который представляет себе философские взгляды Ясперса, было бы очень ценно! Это единственная книга, с которой я у него ознакомилась, и она заинтересовала меня именно как исторический анализ, а не философский трактат.

А с чем именно Вы в его анализе не согласны? С тем, что указанный период (200-800 до н.э.) выделяется на общем фоне своей значимостью? Или с тем, что появление новоевропейской науки - уникальное явление, сравнимое по масштабу с событиями осевого времени? Или, наконец, с тем, что библейская религия способствовала появлению этой науки? Мне наиболее сомнительным кажется последний пункт, и именно его я и предлагаю обсудить здесь.
( 193 comments — Leave a comment )