?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Любопытный парадокс: с одной стороны, Россия вроде бы гордится своим византийским наследием (Третий Рим и все такое), а с другой, Империя ромеев в советской школе вовсе не изучалась – и я сомневаюсь, что с тех пор что-то изменилось.


Первое представление о Византии я получила, увидев киевский Софийский собор, построенный константинопольскими мастерами. Конечно, позже его перестроили в соответствии с изменившимися вкусами, но гармоничная византийская основа все же легко в нем просматривается.


Современный вид киевской Софии (фото отсюда)

Бытует мнение о Византии как об империи мракобесия, сосредоточенной на придворных интригах. При этом как-то забывается, что ведь одной из причин итальянского Возрождения был приток византийских интеллектуалов, бежавших от османского нашествия: авторы вот этого исследования перечисляют много конкретных имен.

Когда Юстиниан прикрыл афинскую академию неоплатонизма, он не преследовал ученость, а боролся с язычеством. Нам ли, даже в середине 20-го века истреблявшим «буржуазную лженауку генетику», удивляться этому? Что же касается абсолютной нетерпимости христианства к каким бы то ни было другим вероучениям, то, говорят, она оказалась неожиданной даже для самого Константина Великого :(

Так что удивляться нужно другому: что византийские отцы Церкви все же сохраняли, переписывали и комментировали античные рукописи, несмотря на все идейные разногласия. А многие ли их потомки могут похвастаться такой широтой мысли?


Юстиниан (слева) и Константин (справа) на мозаике в Айя-Софии
(фото отсюда)

Posts from This Journal by “история” Tag

  • На то она история, та самая, которая

    В журнале уважаемого navlasov обсуждают, наука ли история? Такая постановка вопроса кажется мне не слишком удачной, потому что ведь…

  • Как-то вечером патриции

    Языческий Рим я себе еще как-то представляю: «И ты, Брут!», конь Калигулы в сенате, термы Каракаллы. Но вот сколько-нибудь отчетливую картину…

  • «Здесь я стою — я не могу иначе»

    Приходилось слышать, что, дескать, слово «совесть» уникально для русского языка. Но вспомним знаменитую речь Мартина Лютера перед императорским…

Comments

( 101 comments — Leave a comment )
anna_bpguide
Jan. 11th, 2017 05:29 pm (UTC)
Советская школа и советская культура вообще никогда не была логична и последовательна, поскольку вообще не была рациональна (как и сейчас). А лучше всего про Византию - Аверинцев.
egovoru
Jan. 11th, 2017 10:37 pm (UTC)
А киньте, пожалуйста, конкретную ссылку на какой-нибудь текст Аверинцева о Византии?
(no subject) - anna_bpguide - Jan. 12th, 2017 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jan. 12th, 2017 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jan. 12th, 2017 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 11:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jan. 13th, 2017 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - nebos_avos - Jan. 14th, 2017 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 14th, 2017 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 13th, 2017 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jan. 13th, 2017 09:14 am (UTC) - Expand
eldhenn
Jan. 11th, 2017 06:12 pm (UTC)
Как это не изучалась? Изучалась. На каком уровне - другой вопрос.
egovoru
Jan. 11th, 2017 10:40 pm (UTC)
Возможно, я просто прогуляла соответствующий раздел программы и потому ничего и не помню :( А какой Вам запомнилась Византия из школьного курса? А если не из курса, то откуда?
(no subject) - 3seemingmonkeys - Jan. 12th, 2017 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eldhenn - Jan. 12th, 2017 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eldhenn - Jan. 12th, 2017 05:22 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Jan. 11th, 2017 06:52 pm (UTC)
Возрождение - это внутренний процесс латинского мира. Византия к нему имеет ограниченное отношение, поскольку этот процесс не связан с внутренним развитием Византии.
verum_corpus
Jan. 11th, 2017 07:29 pm (UTC)
Может быть, всё несколько сложнее
https://ru.wikipedia.org/wiki/Плифон
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 11th, 2017 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Jan. 11th, 2017 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 11th, 2017 11:13 pm (UTC) - Expand
http://vzms.org/floren.htm - verum_corpus - Jan. 12th, 2017 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 02:19 pm (UTC) - Expand
http://librebook.ru/oblaka/vol1/9 - verum_corpus - Jan. 12th, 2017 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 12th, 2017 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 11:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 12th, 2017 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verum_corpus - Jan. 13th, 2017 03:17 pm (UTC) - Expand
egovoru
Jan. 11th, 2017 11:01 pm (UTC)
"внутренний процесс латинского мира"

А как Вы определяете "латинский мир"? Если это страны, сложившиеся на бывшей территории Римской империи, так Византия относится к ним в первую очередь. Ведь и ее государственный язык был латинский аж до 7-8 в. В частности, код Юстиниана, Corpus Iuris Civilis, тоже был ведь написан на латыни.

Почему впоследствии государственнтй язык Византии стал греческим - отдельный интересный вопрос.
(no subject) - 3seemingmonkeys - Jan. 12th, 2017 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Jan. 13th, 2017 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 12th, 2017 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 12th, 2017 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 13th, 2017 11:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgeniirudnyi - Jan. 14th, 2017 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 14th, 2017 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Jun. 5th, 2017 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2017 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Jun. 5th, 2017 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2017 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Jun. 5th, 2017 10:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2017 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Jun. 6th, 2017 12:05 am (UTC) - Expand
annutta_12
Jan. 11th, 2017 09:45 pm (UTC)
"что византийские отцы Церкви все же сохраняли, переписывали и комментировали античные рукописи, несмотря на все идейные разногласия. А многие ли их потомки могут похвастаться такой широтой мысли?"

Очень правильно поставлен вопрос, согласна.

Пример, когда интерес к чужим культурам гасится или не поддерживается: в университетах Германии в последние двадцать лет позакрывали отделения слависитики, и русскую литературу теперь мало, где можно изучать.

Edited at 2017-01-11 09:45 pm (UTC)
egovoru
Jan. 11th, 2017 11:17 pm (UTC)
"в университетах Германии в последние двадцать лет позакрывали отделения слависитики"

Когда я работала в Регенсбургском университете как раз примерно 20 лет назад, там закрыли факультет социологии, мотивируя это тем, что его выпускники не могут найти работу по специальности. Может, и в случае со славистикой та же проблема? Во время холодной войны спрос на славистов был, потому что надо было изучать противника, а после падения железного занавеса такая необходимость отпала?
(no subject) - annutta_12 - Jan. 12th, 2017 07:18 am (UTC) - Expand
nebos_avos
Jan. 14th, 2017 10:19 am (UTC)
Запомнилась "жалоба" Григория Богослова: всякий простолюдин берется рассуждать о соотношении Ипостасей. Чем не показатель среднего уровня той культуры?
egovoru
Jan. 14th, 2017 01:47 pm (UTC)
"Чем не показатель среднего уровня той культуры?"

Да, но почему именно о соотношении Ипостасей, а не о падении камней?

Наверное, на самом деле мне надо почитать Гиббона (я только боюсь, что там будет слишком много фактов, в которых я потону), потому что меня интересует, как более или менее светская античная цивилизация (у которой, конечно, были свои культы - но, они, как я понимаю, все же были субботой для человека?) превратилась в сугубо теократическую?

Давненько Вы сюда не заглядывали :)
(no subject) - verum_corpus - Jan. 15th, 2017 01:16 pm (UTC) - Expand
evgenevg1
Jan. 17th, 2017 07:16 am (UTC)
Очень возможно,что все много прозаичнее:роль того,что можно условно назвать "малоазийством",комплиментарности к "азийству" ,граничность,по сути не самодостаточность мироощущения,что обусловило "консервацию" "азиатских" стереотипов(скорее,архетипов).Не следует обольщаться государственной "христианизацией".
Византия не могла не стать(форма становления значения не имеет)Османской империей.
Если рискнуть обращением к аналогиям,то аналогия "малоазийства" и "евраазийства"это аналогия внутреннего противоречия,противоречия содержания.Россия,появившаяся с Петровской Российской Империей,ее извод-СССР-категорическое отрицание "азийскости".Тенденции "самобытности",по сути "азиопность","евроазийскость"-смертельный враг этой России.
egovoru
Jan. 17th, 2017 01:47 pm (UTC)
"обусловило "консервацию" "азиатских" стереотипов(скорее,архетипов)"

А какую именно "Азию" Вы здесь имеете в виду? Очевидно, Персию, империю Кира Великого? Но ведь Кир владел этими греческими землями (Малой Азией) сравнительно недолго, будучи завоеван Александром Македонским? А государство Атталидов, в которую вошли эти земли после смерти Македонского, было эллинистическим, как Египет Птолемеев - помните знаменитый Пергамский алтарь, он ведь как раз оттуда? А потом, еще до н.э., эти земли вошли в Римскую империю. Так что получается, того "Востока", который мы имеем в виду сейчас, говоря об этой местности, в те времена там еще не было?

Вот он, Алтарь в берлинском музее:



By Lestat (Jan Mehlich) - Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Что же касается роли византийского наследия в российской истории, то это тоже сложная тема. Вот здесь мы ее немного обсуждали, может быть, Вы захотите присоединиться?

Edited at 2017-01-17 01:49 pm (UTC)
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 18th, 2017 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 18th, 2017 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 19th, 2017 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 19th, 2017 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 20th, 2017 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 20th, 2017 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 18th, 2017 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 18th, 2017 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 19th, 2017 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 19th, 2017 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 20th, 2017 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 20th, 2017 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 21st, 2017 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 22nd, 2017 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 22nd, 2017 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 22nd, 2017 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 22nd, 2017 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 23rd, 2017 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 23rd, 2017 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 24th, 2017 06:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 24th, 2017 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 24th, 2017 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 25th, 2017 01:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 25th, 2017 06:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 25th, 2017 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 26th, 2017 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 26th, 2017 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 27th, 2017 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 27th, 2017 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 28th, 2017 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 28th, 2017 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 29th, 2017 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Jan. 28th, 2017 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jan. 28th, 2017 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Jun. 5th, 2017 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2017 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Jun. 5th, 2017 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2017 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Jun. 5th, 2017 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Jun. 5th, 2017 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Jun. 5th, 2017 07:32 am (UTC) - Expand
giterleo
Jan. 19th, 2017 03:06 pm (UTC)
Советская история строилась по марксистским паттернам. Византия из них несколько выпадала, поскольку продолжала культуру древнего мира в средневековье и не соответствовала необходимому по канону облику эпохи.

А идея византийская замалчивалась, как составляющая то части наследия российской империи, которую советская власть официально отрицала и не хотела поощрять и культивировать.
egovoru
Jan. 20th, 2017 01:04 am (UTC)
"продолжала культуру древнего мира в средневековье"

А поясните, пожалуйста, подробнее, что Вы имеете в виду? Я что-то слабо себе представляю экономический уклад Византии: я знаю, что она использовала рабов (в том числе славянских), но Вики пишет, что рабы в основном использовались как домашние слуги, а кто же пахал землю?

"идея византийская замалчивалась, как составляющая то части наследия российской империи, которую советская власть официально отрицала"

Под византийской идеей Вы подразумеваете православие? Но ведь у него была и общекультурная составляющая - архитектура, живопись (пусть она иконопись, но светской живописи в те времена ведь практически не было)?
( 101 comments — Leave a comment )