?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Законодатель художественного вкуса Джон Рескин так сформулировал главный принцип Братства прерафаэлитов: «Добиваться абсолютной, бескомпромиссной правды в том, что мы делаем, за счет изображения всего, вплоть до мельчайших деталей, с натуры и только с натуры». При виде их творений мне, однако, хочется воскликнуть, как Даме, приятной во всех отношениях: «Ах, как манерна! Ах, как манерна! Боже, как манерна!» :(




Вот, например, фрагмент «Сна Данте» Данте Габриэля Россетти (1871)
из Галереи Уокера в Ливерпуле – и вы назовете эту сцену «списанной с натуры»? По-моему, она ясно показывает, насколько условны наши представления о «естественности» в живописи, а равно и о женской красоте: мне эти особы кажутся страдающими акромегалией :(

Зато недавний телесериал о Братстве мне неожиданно понравился. Единственный из главных героев, кого я знала в лицо, был сам Россетти – и я удивилась, увидев Эйдана Тернера в этой роли. Но только потому, что прежде мне не попадался автопортрет юного Россетти – которым, несомненно, и вдохновились создатели сериала. Говорят, этот художник и поэт магнетически действовал на окружающих – и Тернер в фильме убедительно демонстрирует эту способность. Джон Милле у Сэмюэла Барнетта получился ангелоподобным везунчиком, склонным видеть в людях только хорошее. А Уильям Хант у Рейфа Сполла – слегка карикатурным пророком в постоянном ожидании голоса свыше.

Prerafaelites

Верхний ряд – автопортреты Россетти (1847) и Ханта (1845) и (в середине) портрет* Милле (1853) работы Ханта, а нижний – соответствующие персонажи сериала

Россетти, бывший душой братства, кажется мне самым слабым художником из трех его основателей; сам же он считал себя преемником Джотто :) Из трех портретов мне больше всего нравится автопортрет Ханта – по-моему, он и Россетти изобразил гораздо ближе к истине, чем тот сам (у нас есть объективное свидетельство: вскоре как раз появилась фотография). Полотна Милле – разного достоинства: большинство просится на крышку конфетной коробки, но есть и замечательные, как, например, портрет кардинала Ньюмена. Не удивительно, что братство вскоре распалось: поклоняться Средневековью продолжил только Россетти.

В последних сериях фильма появляются еще Уильям Моррис с Эдвардом Берн-Джонсом – этакие двое из ларца. А еще там отличный Рескин, эпизодический, но очень неожиданный Диккенс и множество меднокудрых дев.

*WikiArt ошибочно приписывает авторство этого портрета Милле ему самому – но там видна подпись Уильяма Ханта. Aвтопортрет Милле в нужном возрасте тоже существует – только я не нашла кадра из фильма с героем в похожем ракурсе :(

Posts from This Journal by “искусство” Tag

  • Он обнаружил в зеркале лицо

    Устройство художественных выставок – само по себе искусство. Удачный подбор и развешивание экспонатов способны создать целое, эффект которого…

  • Вспомните, как к берегам Австралии

    Распространение европейской цивилизации обычно сказывается весьма плачевно на традиционной культуре завоеванных земель. Но бывают и вселяющие…

  • Что-то физики в почете

    Дискуссия, развернувшаяся в советской печати в середине прошлого века, почти дословно воспроизводит спор Евгения Васильевича Базарова и Павла…

Comments

( 72 comments — Leave a comment )
eliabe_l
Apr. 5th, 2017 05:04 pm (UTC)
Я тоже совсем недавно посмотрела этот сериал, так что с удовольствием включаюсь в обсуждение. Я читала очень отрицательные рецензии на этот сериал в английской прессе - его упрекали в упрощениях и отступлениях от исторической правды. Возможно, это так, я не знаю настолько хорошо историю прерафаэлитов, хотя в туманном будущем, свободном от обязательств у меня намечена покупка книг по истории движения, женщинам движениям, их поэзии и т.д.
Но мне их искусство не кажется манерным, а их натура - искусственной, скорее усовершенствованным вариантом того, что существует. Натура - конструкт культурный и исторический, и каждое общество создает свое идеальное представление о мире - не о таком, какой он есть, а о таком, которым он должен бы быть, если бы соотвествовал идеальным представлениям этого общества. Социалистический реализм - яркий пример этого. Но и прерафаэлиты не меньший пример.
egovoru
Apr. 6th, 2017 12:08 am (UTC)
"его упрекали в упрощениях и отступлениях от исторической правды"

Я тоже совсем не знаю реальную историю этих художников, но даже и я усмотрела явное отступление от исторической правды во внешности исполнителя роли Россетти :) Тернер в фильме похож на Россетти 1847 года, т.е., за год до основания Братства, но уже очень скоро тот изрядно облысел, а главное, отпустил очень характерную, запоминающуюся бородку. Но ничего этого в фильме мы не видим, хотя вот длинная а ля Лев Толстой борода возмужавшего Ханта там представлена. Поскольку облик Тернера во всех фильмах, где он снимался, совершенно одинаков, я решила, что внешность его Россетти была законсервирована просто потому, что актер противился какому бы то ни было гриму :) А какие же еще несоответствия действительности обнаружили в фильме критики?

Мне понравились в этом сериале две вещи. Первое - то, что художники показаны там именно художниками, то есть они заняты творчеством, обсуждают творчество и т.д., а их личная жизнь служит все же только фоном - несмотря даже на то, что она вызывала много толков и при их жизни, и после. Это выгодно отличает этот сериал от многих других кинобиографий, где в центре внимания - как раз личная жизнь, а о творчестве вообще нет речи. А второе - то, что в нем никакой "звериной серьезности", хотя его и не назовешь комедийным: не только Хант, но и все остальные персонажи показаны с некоторой долей добродушной иронии. Мне кажется, именно это и придало живость всему действу.

"Социалистический реализм - яркий пример этого"

Так ведь в том и дело, что соцреализм декларировал своей целью показать мир не таким, как он есть, а каким он должен быть, а прерафаэлиты-то нет! Я думаю, тут вероятны два объяснения. Во-первых, в то время художнику заявить, что он не собирается следовать природе, было совершенно невозможно, ибо это означало бы откровенную крамолу. А во-вторых, похоже, у прерафаэлитов было какое-то свое, сугубо техническое, понимание того, что значит "следовать природе". Один его аспект состоял, как я поняла, в тщательной проработке фона, чем, по-видимому, пренебрегали другие художники того времени. Правда, на мой взгляд, разницы между творениями Джошуа Рейнольдса, на которого прерафаэлиты особенно нападали, и их самих (особенно Милле) очень немного: и там, и там ангелоподобные детишки на зеленых лужайках и прочее в том же роде :)

У Рескина в той же статье есть другая важная мысль: он считает современное ему искусство упадочным, потому что оно перестало быть религиозным, и, похоже, он симпатизировал прерафаэлитам в основном потому, что они уверили его в собственной глубокой религиозности. И действительно, Хант вроде был почти религиозным фанатиком, а Россетти разделял любовь Рескина к средневековью с его еще не упадочным искусством.

В фильме же Тернер мне понравился, а еще больше - Барнетт: уж очень забавным получился у него всеобщий любимчик :) Но все же лучше всех там, по-моему, Моррис и Берн-Джонс - жаль, что они появляются только в конце :) Вот, надо сказать, дизайны Морриса мне не кажутся манерными. И еще занятно, что мне нравится Обри Бердслей - хотя он, конечно, вышел непосредственно из прерафаэлитов ;)
hyperboreus
Apr. 5th, 2017 05:11 pm (UTC)
Мне кажется, Рескин был прав. Просто правда у художника своя, и натура тоже ;)
egovoru
Apr. 5th, 2017 11:22 pm (UTC)
Я скорее склонна считать, что просто в то время для художника заявить, что он плевать хотел на природу, было никак невозможно, потому что именно воспроизведение природы почиталось целью искусства. А?
(no subject) - eliabe_l - Apr. 5th, 2017 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 6th, 2017 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 6th, 2017 07:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 6th, 2017 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 6th, 2017 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 7th, 2017 12:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 7th, 2017 09:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 7th, 2017 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 7th, 2017 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 7th, 2017 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hyperboreus - Apr. 7th, 2017 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexander_pavl - Apr. 7th, 2017 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 8th, 2017 01:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexander_pavl - Apr. 8th, 2017 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 8th, 2017 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexander_pavl - Apr. 8th, 2017 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 8th, 2017 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 9th, 2017 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexander_pavl - Apr. 9th, 2017 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 6th, 2017 12:56 am (UTC) - Expand
maiorova
Apr. 5th, 2017 11:26 pm (UTC)
Данте-то оченно похож.
egovoru
Apr. 6th, 2017 12:14 am (UTC)
Ну, об облике Данте Россетти, так же как и мы, ведь мог судить только по его сохранившимся изображениям, поэтому тут трудно что-то сказать о сходстве.

Но вот что касается его собственного облика, то ведь правда, то, как его изобразил Хант, гораздо лучше соответствует фотографии (оба изображения открываются по ссылкам из текста), чем его автопортрет? Правда, между последним и портретом прошло 6 лет, что я все же сомневаюсь, что модель могла столь неузнаваемо измениться :)
(no subject) - maiorova - Apr. 6th, 2017 12:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 6th, 2017 12:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - maiorova - Apr. 6th, 2017 12:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 6th, 2017 01:09 am (UTC) - Expand
murzillo
Apr. 6th, 2017 08:10 am (UTC)
я тоже очень удивилась увидев портрет реального Россети после сериала )) но юношеский портрет хоть как-то на него смахивает, так что пусть. В конце концов найти актёра подходящей внешности с настолько звериной энергетикой, которая тут просто с экрана хлещет, не так-то просто. А Тёрнер в этой роли чудо как хорош. И веришь что именно этот человек мог собрать толпу волнодумцев и повести за собой. Пусть даже сам как художник был слабее других, тут я тоже так считаю.

"Мне понравились в этом сериале две вещи. Первое - то, что художники показаны там именно художниками," то что художники показаны именно живыми молодыми балбесами ) которые между пьянками иногда создавали ещё очень неплохие картины ))

я сейчас как раз слушаю на курсере историю искусств, добралась до Возрождения. С нетерпением жду когда до прерафаэлитов дойду )
но уже примерно понимаю что и как они рисовали. Это так здорово - ЗНАТЬ )
egovoru
Apr. 6th, 2017 12:47 pm (UTC)
"А Тёрнер в этой роли чудо как хорош. И веришь что именно этот человек мог собрать толпу волнодумцев и повести за собой. Пусть даже сам как художник был слабее других, тут я тоже так считаю."

Да, Россетти, кажется, был из тех, чья личность оставила более заметный след в истории, чем произведения :) Меня такие случаи вообще чрезвычайно занимают.

Мне кажется, Тернер отлично передал способность Россетти убедить кого угодно в чем угодно, которой тот вроде бы отличался, по всем биографическим свидетельствам. Кажется, это называют "харизматической личностью"?

Мне еще понравился Том Холланд в роли Рескина. Я не знала, что последний был столь глубоко религиозен, и уж конечно не знала столь интригующих подробностей его личной жизни, как они показаны в фильме :)
(no subject) - murzillo - Apr. 6th, 2017 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 6th, 2017 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - murzillo - Apr. 7th, 2017 07:21 am (UTC) - Expand
murzillo
Apr. 6th, 2017 08:14 am (UTC)
и кстати «Офелия» Милле считаю не зря шедевром стала. По-моему так природу ещё никто не выписывал.
Хотя утопленница именно как утопленница сомнительна, но это же визуализация литературного произведения, так что имеет право на существование как красивая фантазия.
egovoru
Apr. 6th, 2017 12:54 pm (UTC)
"Офелия", кажется, была единственным произведением Милле, которое я смутно помнила до просмотра этого сериала - видимо, оно действительно достаточно знаменито, и я где-то видела его репродукцию. Но мне тщательное выписывание каждого цветочка вовсе не кажется таким уж достоинством живописца, и это полотно в целом оставляет меня равнодушной.

Другое дело - его портрет кардинала Ньюмена: сразу видно, что за человек перед нами, ведь правда? У него есть и еще такие.
(no subject) - murzillo - Apr. 6th, 2017 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 6th, 2017 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - murzillo - Apr. 7th, 2017 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 6th, 2017 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - murzillo - Apr. 7th, 2017 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 7th, 2017 12:14 pm (UTC) - Expand
steblya_kam
Apr. 7th, 2017 08:23 am (UTC)
Миллес, а не Милле! Джон Эверетт Миллес. Не копируйте "грамотеев", которые путают его с французским художником Милле.
egovoru
Apr. 7th, 2017 12:09 pm (UTC)
Я ориентируюсь на то, как произносили эту фамилию актеры в фильме: никакого конечного "с" я там не услышала, а вот ударение было на первый слог. Более того, даже русская Вики указывает это "с" как менее распространенный вариант. Про французского художника с такой же фамилией я знаю. Джон Эверетт был выходец с Джерси, так что его французской фамилии не приходится удивляться :)
(no subject) - steblya_kam - Apr. 8th, 2017 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 8th, 2017 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 11th, 2017 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 11th, 2017 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 12th, 2017 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2017 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 14th, 2017 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 14th, 2017 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 16th, 2017 04:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 16th, 2017 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 19th, 2017 01:03 pm (UTC) - Expand
alexander_pavl
Apr. 7th, 2017 05:43 pm (UTC)
Конечно, болтовня про "обратиться к природе" была просто болтовнёй, призванной отделить прерафаэлитов от академических художников. Эта формулировка как бы указывала на то, что художники, не принадлежащие к группировке, к природе не обращаются, обходятся гипсами и каталогами поз.
Что касается Бёрдсли и Морриса, то они были открыто декоративны и не настаивали на том, что воспроизводят "природу". В сущности, и Бёрдсли и Моррис были в первую очередь дизайнерами. Они, глядя на предмет (например, на книгу), видели прежде всего трёхмерный объект, оформленный в определённой манере. Не "образ книги", не "образ стула", не платоновскую идею, скрытую за банальной реальностью, а совершенно определённую вещь для прагматичного использования.
egovoru
Apr. 8th, 2017 12:46 am (UTC)
"болтовня про "обратиться к природе" была просто болтовнёй"

Из беглого просмотра статьи Рескина (открывается по ссылке) у меня сложилось впечатление, что просто он под "обращением к природе" понимает что-то совсем другое, чем мы, грешные. Для Рескина Возрождение означало закат искусства, потому что художники утратили веру в Бога, и "возвращение к природе" у него - это новое обретение веры. Я, признаться, не очень понимаю, причем тут природа, но смысл у него какой-то такой.

"Бердсли и Моррис были в первую очередь дизайнерами"

Моррис - безусловно, а Бердсли, насколько я знаю, был в первую очередь книжным иллюстратором, а дизайном как таковым он вроде бы не занимался? Но по существу, я думаю, Вы близки к истине: условные фигуры Россетти раздражают именно потому, что они дико смотрятся на "реалистично" прописанном фоне, а вот если бы они были графическими изображениями, никакого когнитивного диссонанса не возникало бы. Но я что-то не знаю, занимался ли Россетти графикой? Интересно было бы проверить эту гипотезу.
(no subject) - alexander_pavl - Apr. 8th, 2017 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 8th, 2017 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexander_pavl - Apr. 8th, 2017 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 8th, 2017 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 12th, 2017 06:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 12th, 2017 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 14th, 2017 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 14th, 2017 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 16th, 2017 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 16th, 2017 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 19th, 2017 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Apr. 19th, 2017 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Apr. 19th, 2017 01:19 pm (UTC) - Expand
Alex Krylov
May. 29th, 2018 04:13 am (UTC)
Ваша рецензия опубликована в сообществе СИНЕМАТЕКА

https://cinemathequelv.blogspot.com/2018/05/2009.html
( 72 comments — Leave a comment )