?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Первое постсоветское поколение уже приближается к возрасту Христа (если считать с 1985-го года, не с 1991-го), а споры о том, что же представляла собой повседневная жизнь в СССР, не стихают. Оно и понятно: советское общество было стратифицировано почище британского, так что воспоминания у всех разные. Но есть слово, в котором тогдашняя действительность запечатлелась, как муха в янтаре.


Слово это – «импортный», обозначавшее предмет вожделения советского обывателя. Тот факт, что товары, произведенные в любой другой стране, назывались одинаково – самое красноречивое свидетельство уровня советской промышленности.

При этом, конечно, «любой другой» могла быть только «страна народной демократии», то есть, Варшавского договора. Только в одной сфере торговли выбор был несколько пошире: почтовые марки! Когда в филателистическом магазине на Котельнической набережной – а в Москве семидесятых таких было несколько – я купила свою первую серию африканских марок, они подействовали на меня, школьницу, как стеклянные бусы на дикаря. Фотография и близко не передает их многоцветного, с сусальным золотом, великолепия :)

burundi

Две марки из той серии. Год выпуска – 1968, до гражданской войны.
А полиграфия, наверное, еще бельгийская?

Posts from This Journal by “чему свидетели” Tag

Comments

egovoru
Jul. 27th, 2017 11:29 am (UTC)
Интересно, что собирание марок действительно было сугубо детским увлечением - по крайней мере, в те времена. Почти любой ребенок проходил через такую фазу, но взрослых коллекционеров было очень немного. Но сейчас, кажется, и у детей нет такого интереса? Странно, почему он исчез?
giterleo
Jul. 27th, 2017 12:09 pm (UTC)
Взрослых тоже хватало, дедушка платил членские взносы в общество филателистов и ходил на собрания, лекции, там всегда было многолюдно, раз в неделю приходили взрослые коллекционеры продавать и меняться.
Тогда сложно было доставать марки, открывал альбом марок на продажу кого-то из них и видел марки в первый раз, был сюрприз, был интерес, была тайна.
Сегодня открываешь нужный сайт в интернете и видишь все марки Венгрии 1975 года с вариантами зубцов и ценами в гашеном и негашеном варианте, чтобы купить достаточно денег и желания.
Кроме того, сегодня не нужна марка, чтобы увидеть красивую картинку с бабочкой. :)
egovoru
Jul. 27th, 2017 12:26 pm (UTC)
"дедушка платил членские взносы в общество филателистов и ходил на собрания, лекции"

Вот это я понимаю! Нет, у нас в семье ничего подобного не было, и сама я до такого уровня так никогда и не поднялась, но журнал "Филателия" покупала и читала с интересом :)

"сегодня не нужна марка, чтобы увидеть красивую картинку с бабочкой"

Верно, но все же марка - не просто картинка, а особое произведение искусства, сродни живописной миниатюре или изделиям ювелиров. Эскизы часто заказывают известным художникам, да и вообще оформляют их с особой любовью. Даже советские марки, хотя и не были такими экстравагантными, но делались очень качественно. Я помню, мне особенно нравились марки с гравированными изображениями - советские такими бывали редко, а вот чехословацкие почему-то часто - какая-то там существовала особая традиция. Вот, например, у меня была серия таких, почти Дюрер :)

giterleo
Jul. 27th, 2017 06:20 pm (UTC)
Я помню, что марки каждой соцстраны были несколько особенные. Болгарские были по проще и погрубее, польские были очень художественные и яркие, венгерские считались самыми лучшими, на них были специальные абонементы.
А чешские действительно были очень графические и особенные, но я был мгммм молод и не мог это оценить.

Марка это своеобразное явление, оторванное от своего практического приложения (приклеивания), ставшее самоценностью, но возможное только в определенном культурно-временном контексте.
egovoru
Jul. 27th, 2017 10:13 pm (UTC)
"оторванное от своего практического приложения (приклеивания)"

Мне кажется, что для меня был привлекателен тот факт, что все-таки не совсем оторванное: марки, предназначенные для коллекций, все же можно было использовать и по прямому назначению (негашеные, конечно). Мне, по-видимому, это казалось привлекательным и выгодно отличало марки от такой никчемной ерунды, как вкладыши с картинками в пачки жевательной резинки, о которых тут вспомнили другие комментаторы. Но у тех, конечно, еще и качество печати было значительно ниже, и сюжеты примитивнее, чем у марок. А вот от открыток марки выгодно отличала миниатюрность, а значит, портативность.