?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Во французской стороне, на чужой планете

    Самый старинный университет, в котором мне довелось поработать, хотя и совсем недолго, был Кембриджский. Собственно, я и гостевую стипендию туда…

  • А там еще другая даль

    «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Обычно эту цитату из Экклезиаста приводят, когда хотят подчеркнуть…

  • Не говори с тоской: их нет!

    Постоянные читатели этого журнала уже знают, что его автор – продукт специализированной биологической школы, вернее – класса, в разные годы…

Comments

( 211 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
timur0
Aug. 2nd, 2017 04:15 pm (UTC)
Ценность этого механизма выглядит преувеличенной: за пять лет учебы рынок труда может весьма существенно поменяться. К тоиу же отслеживание трудоустрйства - в течение какого срока? Сразу по выпуску? Карьера через три-пять лет? При несбалансированности российской возрастной пирамиды слишком много прочих обстоятельств.
z_kir
Aug. 2nd, 2017 06:52 pm (UTC)
Как он может поменяться? случится революция и начнется новая индустриализация?
Да, отслеживать трудоустройство и __зарплату__ сразу после выпуска, через год, и через три года.
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 12:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 11:36 pm (UTC) - Expand
надежный критерий? - noname_rambler - Aug. 4th, 2017 01:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - z_kir - Aug. 3rd, 2017 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 07:11 pm (UTC) - Expand
kovaleva
Aug. 2nd, 2017 06:19 pm (UTC)
так крупные университеты отслеживают. только это без толку - каждый верит, что у него-то особенная судьба, что частично верно.

egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:57 am (UTC)
Проблема в том, что самому университету такое отслеживание не слишком выгодно, ему ведь важно заполучить как можно больше студентов. А вот насчет того, что "каждый верит, что у него-то особенная судьба" и вряд ли станет принимать решения, учитывая возможности трудоустройства, я согласна. Тем не менее, какая-то доля разумных среди абитуриентов все же есть, и им такая информация была бы полезна.
poetry29
Aug. 2nd, 2017 06:30 pm (UTC)
Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог б
не знаю как в европе, но в американских колледжах такой механизм есть, они предоставляют данные о трудоустройстве выпускников, но проблема мне кажется в том, что это мало что дает, и так каждый знает, что если ты закончил принстон или MIT, то за тобой почти охотятся, а если ратгерс, то никто не спешит, но это опять же esli всё это рассматривать в статистическом масштабе, какой-нибудь шибко социальный выпускник ратгерса найдет себе работу гораздо быстрее, нежели "ботаник" из принстона...и я не очень понимаю что даст в тяком случае этот механизм....
гораздо важнее на мой взгляд сокращение бесчисленного числа никому не нужных majors/Bachelors degrees , которых развелось миллион....к примеру раньше были математика, физика, химия, биология(медицина) и литература, а теперь что - Women's, Gender, and Sexuality Studies BA,Religious Studies BA, Medieval & Renaissance Studies BA, Advertising BA itd itp.....
и вот поэтому тут бытует фраза: на каждого американского ребенка есть свой колледж, а вот что они потом после этих "majors"
будут делать это мало кого волнует....

Edited at 2017-08-02 06:37 pm (UTC)
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:54 am (UTC)
Re: Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог
"что они потом после этих "majors" будут делать"

Так вот система отслеживания трудоустройства выпускников это как раз и показала бы! Она ведь нужна не только для сравнения разных университетов между собой, но и для сравнения разных программ внутри одного и того же университета.

Проблема, однако в том, что сами университеты не могут быть в ней заинтересованы, т.к. их интерес - залучить к себе как можно больше студентов, а что с этими студентами будет потом, университет мало интересует (ну, разве что он хочет, чтобы выпускники стали богатыми и спонсировали свою alma mater :) То есть, отслеживать судьбу выпускников должны какие-то независимые агентства, за плату - что означает дальнейшее удорожание образования :(

И еще один момент меня смущает: боюсь, далеко не все абитуриенты столь разумны, чтобы выбирать программу обучения, исходя из возможностей будущего трудоустройства. Скажем, я прекрасно знала, что профессия биолога не слишком востребована, но разве это удержало меня от поступления на биофак? :) Но какой-то процент разумных среди абитуриентов, наверное, все же есть, и вот для них такая система могла бы быть полезна.
z_kir
Aug. 2nd, 2017 06:45 pm (UTC)
Это очень спорная тема, боюсь однозначных ответов тут нет.

1. Если высшее образование будет (или уже есть) у всех, то оно социальным лифтом быть не может.
2. С другой стороны, настоящее образование требует определенных усилий со стороны обучаемого, и на такие услия способны не все, поэтому настоящее образование будет не у всех. То что мы имеем сейчас больше похоже на 4 класса ЦПШ растянутые зачем-то на 15 лет.
3. Может быть общество в котором все прошли высшее образование -- не самое плохое общество, в нем по-крайней мере люди друг на друга не гавкают.
4. Система образования имеет еще одну цель -- предотвратить образование подростковых и молодежных банд ;)
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:45 am (UTC)
"Это очень спорная тема, боюсь однозначных ответов тут нет"

Да, безусловно. Я вовсе не уверена в том, что система отслеживания судьбы выпускников была бы реально полезна, не говоря уже о том, что я не знаю, как ее можно было бы организовать на практике.

"общество в котором все прошли высшее образование -- не самое плохое общество, в нем по-крайней мере люди друг на друга не гавкают"

Я опасаюсь, что всеобщее высшее образование - все же утопия, потому что в популяции всегда будет некоторый процент тех, кому оно просто не по силам. Соответственно, роль социального лифта за ним всегда сохранится. И насчет облагораживающего влияния высшего образования на нравы у меня тоже есть сомнения: я подозреваю, что немало тех, кто матерится в интернете, таки имеет его :(

"Система образования имеет еще одну цель -- предотвратить образование подростковых и молодежных банд"

Совершенно верно, и этой ролью никак нельзя пренебрегать. Правда, я думаю, что в основном это все же относится к школе, а не к вузу.
(no subject) - z_kir - Aug. 4th, 2017 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2017 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - z_kir - Aug. 3rd, 2017 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - z_kir - Aug. 3rd, 2017 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - z_kir - Aug. 3rd, 2017 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - z_kir - Aug. 4th, 2017 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 4th, 2017 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - z_kir - Aug. 4th, 2017 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 5th, 2017 04:23 am (UTC) - Expand
mary_spiri
Aug. 2nd, 2017 06:47 pm (UTC)
Работа, за которую платят нормальные деньги, не может быть постоянным удовольствием. Даже самая по сути творческая работа включает в себя дикое количество тупой рутины, от которой никуда не деться. Хорошая карьера приводит к положению начальника, где по определению еще больше тупой рутины (бесконечные встречи-переговоры-писание бумаг) и меньше творчества. Как пишут гранты профессора в американских университетах я насмотрелась вдоволь. Так же насмотрелась страданий моего выдающегося в своей области мужа, который занят доводкой до ума очередного биосенсора. Сама сейчас занята доводкой до ума биосенсорной платформы, и 99% работы исключительно тупой и скучной. Анализ данных по природным метагеномам - то же самое. Хочется верить, что у каких-нибудь художников - сплошное горение и творчество, но наверняка это не так. В таком контексте офисным планктоном работать легче и приятней, удовлетворения от работы мало, но и страданий, что мол не получается, их тоже нет. Покой и тишина, блин, до чего же этого иногда хочется вместо "самореализации" и "раскрытия творческого потенциала".
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:37 am (UTC)
"до чего же этого иногда хочется"

А ты реально пробовала когда-нибудь работать, например, продавцом? Я - нет, но пробовала моя близкая подруга, когда в тяжелые времена никакой другой работы было нельзя найти. Так вот ее вывод однозначный: такая работа очень тяжела из-за своей монотонности и отсутствия необходимости прикладывать мозги.

Конечно, есть множество людей, которые предпочтут такую работу - и даже один и тот же человек, например, в более старшем возрасте может захотеть работать именно так. Но с рабочими местами такого рода проблем все же меньше.

"у каких-нибудь художников - сплошное горение и творчество, но наверняка это не так"

Конечно, не так - у художников свои проблемы. И ты, конечно, права в том, что доля рутины есть в любой работе - вопрос в том, сколь велика эта доля, и есть ли в работе что-то кроме. Разумеется, верно и то, что любая "интересная" работа включает массу нервотрепки, и далеко не все и всегда готовы на это пойти. Но все это - несколько посторонние проблемы для темы поста :)

Edited at 2017-08-03 02:06 am (UTC)
(no subject) - mary_spiri - Aug. 3rd, 2017 04:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Aug. 3rd, 2017 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Aug. 3rd, 2017 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 3rd, 2017 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mary_spiri - Aug. 3rd, 2017 03:48 pm (UTC) - Expand
evgeniirudnyi
Aug. 2nd, 2017 07:01 pm (UTC)
Вы упустили из виду хобби. Человек работает, чтобы заработать себе на жизнь, но в свободное от работы время он занимается тем, что ему интересно.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:21 am (UTC)
Хобби - конечно, но от инвестиций в хобби мы и не ожидаем никакой отдачи, потому что получаем удовольствие от самого процесса. А вот с профессиональным образованием ситуация совсем другая: мы вкладываем в него деньги (собственные или налогоплательщиков) с целью получить способ прокорма. Если мы деньги вложили, профессию приобрели, а трудоустроиться не можем - это очень плохо. Так что лучше бы заранее знать, какие именно профессиональные навыки окажутся востребованными :)
(no subject) - evgeniirudnyi - Aug. 3rd, 2017 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 3rd, 2017 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 11:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - noname_rambler - Aug. 4th, 2017 01:44 am (UTC) - Expand
moscow_i_ya
Aug. 2nd, 2017 07:20 pm (UTC)
Чтобы увеличить осознанность выбора, нужно увеличить возраст выбора. А у нас его уже чуть ли не до начальной школы сдвигают :(
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:14 am (UTC)
Да, это серьезная проблема, но как ее решать, непонятно: ведь для того, чтобы стать специалистом, действительно надо освоить массу знаний и умений, а в молодом возрасте это легче. Если же ты освоил, а потом осознал, что это не твое, то как быть, неизвестно :(

У меня нет в этом отношении личного опыта: я-то решила, что хочу стать биологом еще до того, как пошла в первый класс :) А Вы в каком возрасте определились с выбором профессии?
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 3rd, 2017 03:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 11:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Aug. 3rd, 2017 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moscow_i_ya - Aug. 4th, 2017 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2017 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 11:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 12:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 12:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 01:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 11:39 pm (UTC) - Expand
Stan Podolski
Aug. 2nd, 2017 09:23 pm (UTC)
а вот представляете, шахтеров в штатах уже практически вообще не надо, а программеров все больше.

или нефтяники нынче несмотря на бум все меньше и меньше требуются (которые нефтью привыкли умываться), а всякие операторы и люди с высшим бизнес и геологическим образованием все больше и больше

а есть еще такое выражение GIGO
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:07 am (UTC)
"а вот представляете, шахтеров"

Это обстоятельство я отметила в тексте поста: "технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ".

"есть еще такое выражение GIGO"

Я знаю его, но не поняла, какое отношение он имеет к обсуждаемой теме?

Edited at 2017-08-03 02:08 am (UTC)
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 3rd, 2017 02:59 am (UTC) - Expand
Я то да - noname_rambler - Aug. 5th, 2017 04:24 am (UTC) - Expand
Re: Я то да - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 04:35 am (UTC) - Expand
Re: Я то да - noname_rambler - Aug. 5th, 2017 04:44 am (UTC) - Expand
Re: Я то да - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - deadmadcat - Aug. 3rd, 2017 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 12:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2017 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2017 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 11:15 pm (UTC) - Expand
evgenevg1
Aug. 3rd, 2017 05:07 am (UTC)
Механизмы контроля,любые продукт,следствие институций.Любые конструктивные попытки контроля при отсутствии институций это попытки получить эффект от предохранительного клапана при отсутствии системы трубопроводов,как бы положить его,клапан, на берег реки и надеяться что разлива не произойдет...
Британское образование и парламентаризм неразрывны
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:17 pm (UTC)
"Британское образование и парламентаризм неразрывны"

А не могли бы Вы развить эту мысль более подробно?
(no subject) - evgenevg1 - Aug. 3rd, 2017 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 11:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Aug. 4th, 2017 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2017 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evgenevg1 - Aug. 4th, 2017 04:17 pm (UTC) - Expand
benni72
Aug. 3rd, 2017 05:17 am (UTC)
Разве университеты не заинтересованы в трудоустройстве своих выпускников? В тот университет, чьи выпускники лучше трудоустраиваются, скорее пойдут абитуриенты. И в рейтингах вузов показатели трудоустройства - существенная составляющая, а от рейтинга иногда напрямую зависит финансирование (по крайней мере, для российских вузов, участвующих в программе 5-100). Пишу, основываясь на личном опыте университетского администратора.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:16 pm (UTC)
"Разве университеты не заинтересованы в трудоустройстве своих выпускников?"

Университеты напрямую заинтересованы в увеличении числа своих студентов, потому что, в частности, зарплата преподавателя зависит от числа студентов на курсе или в группе. При платном обучении, разумеется, зависимость эта еще сильнее.

"для российских вузов, участвующих в программе 5-100"

А что это за программа, расскажите, пожалуйста подробнее? И кто и как собирает сведения о трудоустройстве выпускников? Личный опыт тут весьма ценен.
(no subject) - benni72 - Aug. 3rd, 2017 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 01:38 pm (UTC) - Expand
a_gorb
Aug. 3rd, 2017 08:01 am (UTC)
А Вы много знаете людей, которые после ВУЗа работают по специальности? Я мало.
А много ли молодежи после ВУЗа работают по специальности? Еще меньше.

Тут есть два следующие факторы.
1) ВУЗ не учит. Как говорил мне один знакомый декан в одном провинциальном, но для провинции известном ВУЗе, у руководства ВУЗа есть печать, которую они ставят в диплом, вот этой печатью они и «торгуют». Т.е. услуга, которую дает ВУЗ, называется не образование, а диплом об образовании:(
2) Уровень образования выпускников школ явно мал даже для нетворческих работ, но требующих хоть каких-то знаний, типа менеджеров по продажам и других клерков, секретарш и т.п. Диплом о высшем образовании для работодателя хоть какое-то свидетельство, что работник не совсем дурак. Ведь хоть чему-то там он научился. Поэтому на должность не требующую высшего образования все равно скорее всего возьмут человека с дипломом. В госучреждениях есть еще проблема в том, что человека на инженерную должность с соответствующим окладом возьмут с дипломом почти о любом высшем техническом образовании, хоть отдаленно похожем на то, чем ему придется заниматься. А вот без диплома, даже если его знаний более чем достаточно, не возьмут, или возьмут с меньшим окладом, просто по-другому не имеют права. Поэтому народ и стремится в ВУЗ, даже не слишком обращая внимание, чему там будут учить.
3) Но есть и положительный момент. Предприятия обнаружили острую нехватку молодых специалистов. Поэтому сейчас распространено целевое обучение, когда студент заключает с предприятием договор, ему даже предприятие что-то доплачивает в период учебы, а потом выпускник приходит на работу на это предприятие. Но не все хотят на себя взваливать такие обязательства.

PS. Сегодня дочка поступила в ВУЗ, очень долго думали, куда пойти. Вы правы в том, что критерием выбора должно быть, где работать. На основе этого уже выбирать, где учится. У нас же работа часто зависит от блата, самообразования, случая и т.п., а от диплома чуть ли не в последнюю очередь.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 11:44 am (UTC)
"Вы много знаете людей, которые после ВУЗа работают по специальности?"

Мои ближайшие друзья - одноклассники и сокурсники - практически все, но какой-то более обширной статистики у меня нет, и я совсем не знаю, что творится с молодежью :(

"услуга, которую дает ВУЗ, называется не образование, а диплом об образовании"

Да, но ведь это так только потому, что диплом сам по себе имеет некий вес в глазах работодателя, как Вы сами объясняете ниже?

"просто по-другому не имеют права"

А правильно ли это? Действительно ли для всех работ, где сейчас требуют диплом, нужно отсидеть пять лет в вузе?

"сейчас распространено целевое обучение"

В теории, наверное, это хороший вариант, но как это выглядит на практике, я не берусь судить. В любом случае, есть принципиальное противоречие между желанием выпускника иметь гарантию работы по специальности и желанием сохранить свободу трудоустройства, и не очень понятно, как уместиться между этими Сциллой и Харибдой :(

"Сегодня дочка поступила в ВУЗ, очень долго думали, куда пойти"

Да, это очень сложная проблема, сочувствую. Ну, и как, на чем вы остановились?
(no subject) - a_gorb - Aug. 3rd, 2017 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 10:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Aug. 6th, 2017 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 6th, 2017 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Aug. 6th, 2017 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 6th, 2017 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Aug. 6th, 2017 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 6th, 2017 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 11:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_gorb - Aug. 6th, 2017 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 7th, 2017 01:24 am (UTC) - Expand
steblya_kam
Aug. 3rd, 2017 08:36 am (UTC)
человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия - для всех ли? Мне кажется, многие люди просто пали жертвой романтического мифа о том, что работа должна быть творческой, а механический труд плох. Получать образование - скажу как бывший педагог - идут на 70-80% люди, которым оно не нужно и неинтересно, но они, а особенно их родители, страшно боятся выглядеть непрестижно. А всеобщий культ "креативности" привёл к просто катастрофическим последствиям - вместо товаров и услуг клиент получает трёп с приплясом.
Я бы, например, хотела заниматься именно тупой работой, а творчеством - только на досуге и по любви. Творчество - это же как секс, заниматься им ради денег - для меня омерзительно. Но той работы, которая мне бы подошла, сейчас просто нет. Если есть, то только в социальных проектах для умственно отсталых, и если туда заявится кандидат наук...
egovoru
Aug. 3rd, 2017 11:31 am (UTC)
"они, а особенно их родители, страшно боятся выглядеть непрестижно"

Да, это отдельная проблема: образование, как всякий долгосрочный проект, требует раннего определения, то есть, принятия решений в том возрасте, когда сам ребенок еще не может делать этого осознанно, так что решение за него принимают родители. Хорошо, если им удается привить ему свои представления; а если нет?

"всеобщий культ "креативности" привёл к просто катастрофическим последствиям - вместо товаров и услуг клиент получает трёп с приплясом"

Это, наверное, закономерный результат все того же процесса - когда образование становится самоцелью, а не профессиональной необходимостью. Ну и, конечно, это результат утраты почтения к добросовестно выполняемой работе, даже и рутинной. Парадокс в том, что ведь именно почтение к труду было написано на знамени коммунизма :(

"заниматься им ради денег - для меня омерзительно"

Но рукопись-то можно продать? :)

"Я бы, например, хотела заниматься именно тупой работой, а творчеством - только на досуге и по любви"

Мартин Иден вон тоже так хотел, но быстро убедился, что из этого ничего не получается. Проблема в том, что тут требуется рутинная работа, которая к тому же бы и не напрягала - а где же такую взять?
(no subject) - steblya_kam - Aug. 4th, 2017 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2017 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Aug. 7th, 2017 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 7th, 2017 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Aug. 8th, 2017 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 8th, 2017 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Aug. 9th, 2017 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 9th, 2017 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Aug. 10th, 2017 06:50 am (UTC) - Expand
Alex Krylov
Aug. 3rd, 2017 11:08 am (UTC)
Экономические успехи Германии не в последнюю очередь связаны с тесным сотрудничеством предприятий с учебными заведениями. То есть там готовят в основном только тех, на кого действительно есть спрос на рынке труда.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 11:17 am (UTC)
"там готовят в основном только тех, на кого действительно есть спрос на рынке труда"

А как конкретно они этого достигают?

На моей памяти был эпизод, который заставил меня очень задуматься. В Регенсбургском университете, когда я там работала, администрация решила закрыть факультет социологии, мотивируя это именно тем, что его выпускники не могут найти работу по специальности. И что же Вы думаете? Студенты - причем, не только этого факультета, но и других, мальчик из нашей лаборатории тоже участвовал - устроили забастовку типа "руки прочь от факультета социологии"! Смысл был в том, что, дескать, ваше дело дать нам образование, а что мы с ним потом будем делать, уже не ваша забота.
(no subject) - Alex Krylov - Aug. 3rd, 2017 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Aug. 3rd, 2017 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 11:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Aug. 4th, 2017 04:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2017 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Aug. 4th, 2017 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 4th, 2017 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 11:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Aug. 5th, 2017 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Aug. 5th, 2017 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 7th, 2017 04:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 7th, 2017 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Aug. 5th, 2017 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alex Krylov - Aug. 5th, 2017 03:01 pm (UTC) - Expand
alex_new_york
Aug. 3rd, 2017 12:41 pm (UTC)
Давать людям первоклассное образование, не обеспечивая их первоклассной работой - означает обеспечивать за собствннный счет чужую, более развитую экономику высококвалифицированными кадрами и наносить удар в спину собственной экономике, стимулируя эмиграцию.

Образование должно быть привязано к созданию рабочих мест с конкурентоспособной для этого образования зарплатой.

Edited at 2017-08-03 12:44 pm (UTC)
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:45 pm (UTC)
Это еще одно соображение, почему нужно как-то соотносить количество и качество образования с потребностями данного общества. Вопрос в том, как именно этого достичь? Как готовить столько специалистов, сколько нужно, и таких, как нужно, но не больше и не меньше?
(no subject) - alex_new_york - Aug. 3rd, 2017 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 3rd, 2017 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 3rd, 2017 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 4th, 2017 11:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 5th, 2017 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 02:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 02:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 02:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 02:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 5th, 2017 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 5th, 2017 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 5th, 2017 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2017 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 5th, 2017 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 6th, 2017 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 6th, 2017 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 6th, 2017 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 6th, 2017 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 6th, 2017 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 6th, 2017 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 6th, 2017 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 6th, 2017 06:54 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - egovoru - Aug. 7th, 2017 01:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 7th, 2017 03:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_new_york - Aug. 7th, 2017 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 7th, 2017 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Stan Podolski - Aug. 8th, 2017 01:16 am (UTC) - Expand
deadmadcat
Aug. 3rd, 2017 03:54 pm (UTC)
"Кто должен оплачивать" - тот же, кто и центры занятости, например. Бюджет. Не плодить безработных и не тратить бюджетные деньги на бесполезное образование - это же, по сути, в общих интересах.

Кто должен этим заниматься - да те же центры занятости хотя бы. По принципу лучшее лечение - профилактика. Не все вакансии проходят через центр занятости, правда. Но вот это как раз, по-моему, можно и нужно исправить.

Еще по личному опыту скажу, что в 17 лет я не то что не знала, какие профессии востребованные, я весьма приблизительное представление имела даже о том, какие они вообще бывают. Человеку вроде как предлагается сделать выбор, который предопределит весь его жизненный путь, но сделать его основываясь невесть на чём. И дело тут даже не в возрасте. Если мы считаем, что ребенка надо учить химии, не полагаясь на то, что он сам откуда-то про нее узнает, заинтересуется, отыщет учебные материалы и выучит, то почему вдруг надо так на авось относится к информированности в этой важной сфере? Я думаю, в старших классах должны быть какие-то уроки на эту тему, причем поставленные самым серьезным образом: профориентация, производственная практика, экскурсии на предприятия.

Ну и советская практика направлять молодых специалистов на трехлетнюю отработку таки имела свои преимущества. Правда, эта была не совсем честная сделка, не основанная на информированном согласии. Сначала получаешь образовательные услуги, а затем постфактум узнаешь, как именно тебе придется за них расплачиваться, причем отказаться уже нельзя. Ну хотя бы компромиссный вариант - учебное заведение обязано направить куда-нибудь, коли уж выдало диплом, а выпускник уже может и отказаться.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 11:25 pm (UTC)
"профориентация, производственная практика, экскурсии на предприятия"

Да, все это конечно очень желательно, но мне кажется, что делать это в старших классах школы уже поздновато - сама я определилась с будущей профессией еще до первого класса. Но, конечно, не у всех детей обнаруживается мономания :)

"Кто должен этим заниматься - да те же центры занятости хотя бы"

А Вы сами когда-нибудь обращались в подобный центр в поисках работы? Мне кажется, они все же в основном занимаются неквалифицированной рабочей силой, а для специалистов справедлив принцип "дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих" ;)

"советская практика направлять молодых специалистов на трехлетнюю отработку таки имела свои преимущества"

Это была расплата за "бесплатное" образование, но целесообразность такой системы мне трудно оценить.

(no subject) - deadmadcat - Aug. 4th, 2017 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - z_kir - Aug. 4th, 2017 01:02 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 211 comments — Leave a comment )