?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

mary_spiri
Aug. 2nd, 2017 06:47 pm (UTC)
Работа, за которую платят нормальные деньги, не может быть постоянным удовольствием. Даже самая по сути творческая работа включает в себя дикое количество тупой рутины, от которой никуда не деться. Хорошая карьера приводит к положению начальника, где по определению еще больше тупой рутины (бесконечные встречи-переговоры-писание бумаг) и меньше творчества. Как пишут гранты профессора в американских университетах я насмотрелась вдоволь. Так же насмотрелась страданий моего выдающегося в своей области мужа, который занят доводкой до ума очередного биосенсора. Сама сейчас занята доводкой до ума биосенсорной платформы, и 99% работы исключительно тупой и скучной. Анализ данных по природным метагеномам - то же самое. Хочется верить, что у каких-нибудь художников - сплошное горение и творчество, но наверняка это не так. В таком контексте офисным планктоном работать легче и приятней, удовлетворения от работы мало, но и страданий, что мол не получается, их тоже нет. Покой и тишина, блин, до чего же этого иногда хочется вместо "самореализации" и "раскрытия творческого потенциала".
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:37 am (UTC)
"до чего же этого иногда хочется"

А ты реально пробовала когда-нибудь работать, например, продавцом? Я - нет, но пробовала моя близкая подруга, когда в тяжелые времена никакой другой работы было нельзя найти. Так вот ее вывод однозначный: такая работа очень тяжела из-за своей монотонности и отсутствия необходимости прикладывать мозги.

Конечно, есть множество людей, которые предпочтут такую работу - и даже один и тот же человек, например, в более старшем возрасте может захотеть работать именно так. Но с рабочими местами такого рода проблем все же меньше.

"у каких-нибудь художников - сплошное горение и творчество, но наверняка это не так"

Конечно, не так - у художников свои проблемы. И ты, конечно, права в том, что доля рутины есть в любой работе - вопрос в том, сколь велика эта доля, и есть ли в работе что-то кроме. Разумеется, верно и то, что любая "интересная" работа включает массу нервотрепки, и далеко не все и всегда готовы на это пойти. Но все это - несколько посторонние проблемы для темы поста :)

Edited at 2017-08-03 02:06 am (UTC)
mary_spiri
Aug. 3rd, 2017 04:01 am (UTC)
Я месяц преподавала русский язык японским таможенникам. Два года работала в технической поддержке. И кстати эту работу заобожала. Все думаю, как бы мне из науки снова уйти в техническую поддержку. Рутинная работа, но не тупая. А мозги можно и нужно прикладывать, но так, по мелочи, серьезных проблем почти нет, это не новую платформу разрабатывать. И ни за что реально не отвечаешь.

А вообще я бы похерила свое образование, если бы где-либо еще мне платили столько же, сколько по специальности платят. А может еще и придется уходить, годы идут, новую работу все труднее искать.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:19 pm (UTC)
"Два года работала в технической поддержке"

А что это за работа такая - техподдержка чего? Что же касается преподавания, то, конечно, его тоже легко превратить в тупую рутину, но по существу это одна из самых творческих и психологически вознаграждающих работ, какие только можно придумать :)
mary_spiri
Aug. 3rd, 2017 01:27 pm (UTC)
Есть например высокотехнологический коммерческий продукт, микроэррэи, биосенсоры и прочее. Есть пользователи, ученые, лабораторные доктора, лаборанты в государственных лабах и т.п. У них возникают проблемы и вопросы, и им надо, чтобы кто-нибудь ответил и проблемы решил. И тут выходишь ты (весь в белом), продукт знаешь, плюс знаешь команду разработчиков, и подумавши-поговоривши, проблему решаешь (либо объясняешь, что ее решить невозможно). Аплодисменты срываешь не всегда, но в целом обычно публика довольна. Заодно отучаешься навек бояться телефонных переговоров и научаешься понимать все возможные акценты, включая редкие, из Тасмании. А по большому счету проблемы эти все не твои, ночами не снятся, и судьба твоя от их решения если и зависит, то не сильно.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 01:46 pm (UTC)
Но разве такую работу можно назвать тупой или рутинной? Ведь проблемы каждый раз возникают разные, решение каждой требует огромного вложения интеллекта и опыта и т.д.? Не говоря уже о том, что благодарность клиентов - дополнительный психологический бонус :)
mary_spiri
Aug. 3rd, 2017 01:58 pm (UTC)
90 процентов проблем безумно тупы, например, мужик микроэррэй умудрился засунуть в сканер кверх ногами. Требуется дикое внимание к мелочам, умение задавать много тупых вопросов по типу: а вы вилку в розетку не забыли включить? И полное отсутствие раздражения от чужой глупости, даже самый тупой студент должен себя чувствовать умным и уважаемым собеседником в разговоре с тобой. Не говоря уж про отражение периодических выпадов на тему: что вы мне подсунули за такие деньжищи? А из интересных проблем большинство нерешаемы на данном этапе развития. Так что лучшее в этой работе это то, что мозги формально заняты, но реально тебе наплевать на все, что ты делаешь, вся работа остается на работе, не лезет ночью кошмарами, не вгоняет в депрессуху, и все эти проблемы не твои.
alex_new_york
Aug. 3rd, 2017 01:52 pm (UTC)
А что такое биосенсор?
mary_spiri
Aug. 3rd, 2017 03:48 pm (UTC)
Биосенсор это устройство, которое детектирует взаимодействие биологических макромолекул. Например, гибридизацию ДНК, взаимодействие белков и т.д. На самом сенсоре обычно сидит "проба", и с ней взаимодействует "таргет" из анализируемого образца. Таким образом можно детектировать наличие, например, кишечной палочки по наличию характерной для нее ДНК.