?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:21 am (UTC)
Хобби - конечно, но от инвестиций в хобби мы и не ожидаем никакой отдачи, потому что получаем удовольствие от самого процесса. А вот с профессиональным образованием ситуация совсем другая: мы вкладываем в него деньги (собственные или налогоплательщиков) с целью получить способ прокорма. Если мы деньги вложили, профессию приобрели, а трудоустроиться не можем - это очень плохо. Так что лучше бы заранее знать, какие именно профессиональные навыки окажутся востребованными :)
evgeniirudnyi
Aug. 3rd, 2017 06:33 am (UTC)
По-моему, так, следует отдать право решению человеку.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:10 pm (UTC)
Верно, но ведь для того, чтобы принять разумное решение, нужно быть хорошо информированным? Вот система отслеживания трудоустройства выпускников и предоставляла бы информацию к размышлению - а то сейчас абитуриенты ведь руководствуются слухами :(
noname_rambler
Aug. 3rd, 2017 11:34 am (UTC)
тут такая наверное вещь... вузовское образование – оно не совсем уж и профессиональное, не ПТУ всё же...
в 17 (в наше время), в 18 сегодня – большинству поступающих в вузы трудновато определиться с профориентацией
потому и получается такая петрушка, как "не по специальности" – я вот сам ни разу не работал по специальности, полученной в институте, хотя всё довольно близко к ней
как нам говорили на первом курсе – вот приходят на предприятие два специалиста, один из техникума, другой из вуза, сначала тот, кто из техникума за пояс затыкает вузовца – его учили более конкретным вещам – а затем бывший вузовец обходит выпускника техникума, и вовсе не из-за "корочки"

Edited at 2017-08-03 11:35 am (UTC)
egovoru
Aug. 3rd, 2017 11:54 am (UTC)
"вузовское образование – оно не совсем уж и профессиональное"

Верно. Вузовское, и особенно университетское, образование, как свидетельствует даже из самого названия, претендует на то, чтобы быть "универсальным", то есть, быть полезным человеку любой профессии, по крайней мере в идеале. Но так ли это на практике? Программа биофака в мое время, да и сейчас, состоит почти исключительно из узко-специальных знаний (к тому же в большинстве своем - вряд ли нужных даже современному биологу), и, я подозреваю, то же самое можно сказать и о других вузах.

Вы совершенно правы, что полученное образование не только определяет профпригодность, но влияет и еще на многое: например, хорошо известна зависимость результатов голосования от уровня образования. Наверняка и уровень веры в летающие тарелки отличается у образованных и необразованных людей, и даже, наверное, уровень преступности (по крайней мере тип наиболее часто совершаемых преступлений). Когда государство вкладывает деньги во всеобуч (иными словами, налогоплательщики решают потратить на него часть налогов), оно, очевидно, имеет в виду и какие-то цели такого рода, но учитывать эффективность таких вложений еще труднее.
noname_rambler
Aug. 3rd, 2017 02:19 pm (UTC)
Ну, насчёт веры в летающие тарелки не скажите... в соседней комнате в моей студенческой общаге жил парень, который летающую тарелку видел... Есть просто разные уровни суеверия, "университетское" образование продуцирует порой такое суеверие, что волосы дыбом встают. В конце то концов, чтобы вешать лапшу про летающие тарелки, про зелёных человечков, планету Небиру и пр. нужно иметь определённый, явно не птушный уровень образованности, да и самому хоть немножечко в это верить...
egovoru
Aug. 3rd, 2017 11:48 pm (UTC)
"насчёт веры в летающие тарелки не скажите"

Да, Вы правы: пишут, что вера в летающие тарелки не слишком зависит от образования:

"In a survey sponsored by Newsweek and conducted by the Princeton Survey Research Associates, the percentage who believed that UFOs are alien space ships was the same for respondents without a high school education as for those with a postgraduate education. In a Gallup poll, the educational category with the highest level of belief that UFOs have visited Earth was respondents with some college (51 percent); the percentage was lower for less than high school graduates (48 percent) and respondents with a postgraduate education (39 percent). In a Yankelovich poll, the percentages answering yes to the question "Do you personally believe in the existence of UFOs?" was almost perfectly flat by education until the category postgraduate education, which dipped slightly. The fact is, there is no consistent relationship between education and belief that UFOs are alien aircraft."
noname_rambler
Aug. 4th, 2017 01:44 am (UTC)
dipped slightly, да...
при всём при том, что прилетают они как раз оттуда, из окрестностей границы между high school graduates и postgraduate education
... многие подозреваю отвечали по приколу, да и сами эти опросы...