?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:54 am (UTC)
Re: Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог
"что они потом после этих "majors" будут делать"

Так вот система отслеживания трудоустройства выпускников это как раз и показала бы! Она ведь нужна не только для сравнения разных университетов между собой, но и для сравнения разных программ внутри одного и того же университета.

Проблема, однако в том, что сами университеты не могут быть в ней заинтересованы, т.к. их интерес - залучить к себе как можно больше студентов, а что с этими студентами будет потом, университет мало интересует (ну, разве что он хочет, чтобы выпускники стали богатыми и спонсировали свою alma mater :) То есть, отслеживать судьбу выпускников должны какие-то независимые агентства, за плату - что означает дальнейшее удорожание образования :(

И еще один момент меня смущает: боюсь, далеко не все абитуриенты столь разумны, чтобы выбирать программу обучения, исходя из возможностей будущего трудоустройства. Скажем, я прекрасно знала, что профессия биолога не слишком востребована, но разве это удержало меня от поступления на биофак? :) Но какой-то процент разумных среди абитуриентов, наверное, все же есть, и вот для них такая система могла бы быть полезна.
noname_rambler
Aug. 3rd, 2017 07:23 am (UTC)
Re: Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог
вообще-то хорошая бизнес-идея
Правда перед этим нужно провести социологическое исследование – готовы ли платить абитуриенты (и их родители) ещё и за эту услугу – вдобавок к репетиторам и платной форме обучения.
И это исследование тоже стоит денег:)
egovoru
Aug. 3rd, 2017 12:02 pm (UTC)
Re: Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог
Вот именно :( Меня еще смущает то, что неизвестно, насколько абитуриенты и их родители при выборе того, куда поступать, руководствуются именно практическими соображениями будущего трудоустройства, а не всякими романтическими бреднями. Например, сама я, поступая на биофак, прекрасно знала, что биологу очень трудно найти работу - но разве меня это остановило? Правда, само по себе наличие доступной конкретной информации по трудоустройству, а не слухов, могло бы действовать отрезвляюще ;)

В идеале этим должны бы заниматься сами вузы - но им это не выгодно. Вот если бы изменить финансирование вузов таким образом, чтобы поставить его в зависимость трудоустройства выпускников - может, это бы сработало?
noname_rambler
Aug. 3rd, 2017 02:30 pm (UTC)
Re: Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог
Типа каких-нибудь ваучеров? Которые вуз будет предъявлять к оплате по справке НДФЛ от трудоустроившихся выпускников? Можно из того же НДФЛ и вычитывать. Нет, это легко на самом деле устроить, было бы желание, "политическая воля". Реальность же такова, что "денег нет, но вы держитесь". Вот вузы и "держатся", цифры я Вам привёл, могу привести и сумму оплаты – дневное отделение где-то от 70 тыс в год, заочное дешевле. 150 мест например на ту же "таможню" – все с оплатой:) Перемножайте... А есть ещё менеджмент, экономика, юриспруденция... И непуганый абитуриент валом прёт.