?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Гибло наше просвещенье, смерть была невдалеке

    Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком…

  • Выступал докладчик юный

    Продолжение классификации научных докладов от физика Мэтью Рейва (графики показывают зависимость уровня понимания доклада аудиторией от времени…

  • Чтоб в скучном служебном докладе

    Все, кому приходилось этим заниматься, знают, что публичные выступления – непростое искусство. Желающим усовершенствовать свои навыки на конкретных…

Comments

noname_rambler
Aug. 3rd, 2017 09:12 am (UTC)
Да очень просто, жители многоэтажных домов меня поймут. Лифт там — у всех, хотя не все им пользуются, только те, кому нужно подняться на девятый этаж, допустим. На первый – он по определению не нужен, на второй-третий – можно и по лестнице, иногда это быстрей бывает.
Можно представить себе общество как такой многоэтажный дом, суживающийся кверху. Мест наверху естественно всем не хватит (да и не все туда будут стремиться), но лифт должен работать исправно и возможность им воспользоваться должна быть предоставлена всем.
z_kir
Aug. 3rd, 2017 09:29 am (UTC)
Диплом -- это не лифт, диплом -- это пропуск (магнитный ключ от двери подъезда).

Без диплома вас уже не возьмут даже продавцом мороженого. Это уже в комментариях отметили: http://egovoru.livejournal.com/105996.html?thread=5158156#t5158156
noname_rambler
Aug. 3rd, 2017 11:18 am (UTC)
Без диплома берут даже в ай-ти контору (и отнюдь не клининг-менеджером). Правда человек учится, на вечернем, но диплома – "бумажки" – пока у него нет. Поговаривал было бросать – "а чё, всё равно ведь работаю, а преподают всякую дребедень". Как-то встретил его – "не вздумай" говорю, полгода ему осталось до защиты, работает где-то с год.
И действительно, мало ли, вдруг придётся пойти продавцом мороженного, а туда "без диплома не берут", как пишут здесь сведущие люди...
Меня то в продавцы мороженного вряд ли возьмут... хотя диплом у меня есть. Но мне и не нужно...

PS. Кстати, по ссылке про продавцов мороженного нет ничего:(

Edited at 2017-08-03 11:23 am (UTC)
z_kir
Aug. 3rd, 2017 03:06 pm (UTC)
<<Без диплома берут даже в ай-ти контору>>
Вот не надо. В ай-ти контору (по крайней мере, в ту, в которой я работаю) без диплома могут взять айтишника, потому что ему на собеседовании сразу дают экзамен по специальности в зубы. А вот на "клиниг-менеджера" таки нужен диплом.
noname_rambler
Aug. 3rd, 2017 07:18 pm (UTC)
Почему не надо? надо...
Вот Вы говорите о клиниг-менеджерах, о продавцах мороженного – наверное не представляя, что это такое (вряд ли Вы пытались устроиться клининг-менеджером), но когда речь заходит о близкой Вам сфере деятельности – оказывается берут без диплома.
z_kir
Aug. 4th, 2017 12:38 pm (UTC)
Ну предположим, что я, вместе с другими комментаторами, просто фантазирую, и можно устроиться без диплома хоть программистом, хоть продавцом, хоть директором, хоть кем.

Но откуда же тогда такая дипломо-мания у людей? За высшим образованием ломанулись буквально все. Это же не фантазия -- уже просто встретить [молодого] человека без диплома не так-то просто.

Вот тут (http://demoscope.ru/weekly/2016/0669/tema02.php) пишут, что в 2013 году шло 69% выпускников школ, в 2013 -- 76%, а в 2017, я так понимаю -- 80-90%

В чем вы видете причину этого явления?
noname_rambler
Aug. 4th, 2017 01:08 pm (UTC)
Начнём с того, что в десятый класс сегодня принимают только с 4 и 5 по результатам выпускного экзамена в девятом (русский и математика). Обязательным по Конституции РФ (в отличии от Конституции СССР) является основное общее (среднее) образование, то есть 9 классов. 10-11-й классы, как говорит нам Википедия – "подготовка к поступлению в вуз" (и это действительно так). Выбор на самом деле происходит после девятого класса – и кто не поступает в вуз после одиннадцатого, тот, выходит, зря болтался в школе два последних года. Вместо этого он мог бы уже окончить два курса техникума или профессионального училища. И не знаю как там в 2013-м, но вот моя локальная статистика по выпуску 2017-го (глобальную я с ходу не могу найти):
после девятого, то есть два года назад, из трёх классов по 25 где-то человек, набрали только один десятый – человек около тридцати. Повторюсь, как это глобально, по стране – не знаю, экстраполировать, понятное дело, не стоит торопиться, как и в случае с моим знакомым айтишником без диплома.
(А вот знакомых мороженщиков с дипломом у меня увы нет:)

С другой стороны, в вузах работают люди-человеки, ничто человеческое им не чуждо, и им, понятное дело, тоже хочется заработать. Доброе наше государство любезно предоставляет им эту возможность – платных мест экономистов, манагеров, таможенников – не то, чтобы много, а очень много, локальную опять же статистику я здесь приводил. Платные места есть и на технических дисциплинах, но туда и на бюджет попасть не сложно, на те же ай-ти специальности, не говоря уже о чистых "железках". Но народ почему-то валом валит в "гуманитарии", не обязательно даже в экономисты-юристы.
z_kir
Aug. 4th, 2017 02:03 pm (UTC)
Там не просто выпускники 11-го класса, там возрастная когорта. И после колледжа/пту всё равно идут за высшим.

<<по стране – не знаю>>
Нет большого смысла обсуждать, пока нет согласия по общей картине.

Можно просто разделить число студентов на число людей в возрастной группе 18-23. По 2011 году (смог найти его) получается 70%, это очень грубо, конечно, но не 40% как в вашей локальной выборке.


Знакомый продавец мобильных телефонов с дипломом у меня таки есть.

Edited at 2017-08-04 02:07 pm (UTC)
noname_rambler
Aug. 5th, 2017 04:23 am (UTC)
Слушайте, если Вам действительно интересно – дайте ссылку на серьёзные социологические исследования, а так – всё это пустой трёп, который утомляет Вас, меня, хозяина блога...