?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

egovoru
Aug. 3rd, 2017 01:38 pm (UTC)
"один из способов увеличить их число, на мой взгляд, и заключается в том, чтобы убедить абитуриентов в возможности успешного трудоустройства"

Но ведь проблема, на мой взгляд, заключается как раз в обратном: не как увеличить, а как уменьшить число студентов - поскольку их невозможно трудоустроить по специальности! Но сами студенты имеют об этом только смутное представление и потому попадаются в ловушку :(

"опросы будут проводиться сотрудниками самого вуза"

Как я уже заметила выше, до той поры, пока зарплата преподавателя зависит о числа студентов, такие опросы будут бессмысленны. Другое дело, что вот если сделать эту зарплату зависимой от трудоустройства выпускников...

"чтобы как минимум 5 российских вузов вошли в топ-100 ведущих мировых рейтингов"

Я не вузовский преподаватель или администратор, поэтому мое суждение будет чисто обывательским, но я думаю, что подобная цель - такой же мираж, как лозунг Хрущева догнать Америку по мясу и молоку :( Рейтинг вуза нельзя раздуть искусственно, а главное, стремиться ведь надо не к тому, чтобы вуз вошел в какие-то рейтинги, а к тому, чтобы он готовил востребованных специалистов! Боюсь, эта погоня за рейтингом выльется в еще больший разрыв между количеством и качеством образования и нуждой в специалистах :(