?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

egovoru
Aug. 3rd, 2017 01:43 pm (UTC)
"готовить несколько больше, чем нужно, совсем не плохо. Будет конкуренция за рабочие места, это пойдет на пользу экономике"

Верно, и я отметила это в посте. Вопрос, как определить это "несколько больше"? Нужна некая обратная связь между выпускниками и абитуриентами, и тот механизм, который я предлагаю, мог бы ее обеспечить.

Что же касается перетекания трудовых ресурсов между странами, это отдельный сложный вопрос. Как я понимаю, этот переход на двухступенчатую систему (бакалавр-магистр) и имел целью облегчить это перетекание. Но что из этой затеи вышло реально, я просто не знаю и думаю, что конкретное устройство образовательной системы - далеко не самый важный тут фактор.
alex_new_york
Aug. 3rd, 2017 01:59 pm (UTC)
Мне тоже кажется, что не самый важный. Образование, как и всё остальное в обществе, подстраивается под конкретные экономико технологические проекты и задачи, за которые взялись всерьез и пытаются всерьез продвигать. По мере их продвижения проясняются и соответствующие образовательные потребности, и организационные, и юридические, и правоохранительные, и финансовые, и социальные, и культурные.