?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Гибло наше просвещенье, смерть была невдалеке

    Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком…

  • Выступал докладчик юный

    Продолжение классификации научных докладов от физика Мэтью Рейва (графики показывают зависимость уровня понимания доклада аудиторией от времени…

  • Чтоб в скучном служебном докладе

    Все, кому приходилось этим заниматься, знают, что публичные выступления – непростое искусство. Желающим усовершенствовать свои навыки на конкретных…

Comments

egovoru
Aug. 3rd, 2017 01:46 pm (UTC)
Но разве такую работу можно назвать тупой или рутинной? Ведь проблемы каждый раз возникают разные, решение каждой требует огромного вложения интеллекта и опыта и т.д.? Не говоря уже о том, что благодарность клиентов - дополнительный психологический бонус :)
mary_spiri
Aug. 3rd, 2017 01:58 pm (UTC)
90 процентов проблем безумно тупы, например, мужик микроэррэй умудрился засунуть в сканер кверх ногами. Требуется дикое внимание к мелочам, умение задавать много тупых вопросов по типу: а вы вилку в розетку не забыли включить? И полное отсутствие раздражения от чужой глупости, даже самый тупой студент должен себя чувствовать умным и уважаемым собеседником в разговоре с тобой. Не говоря уж про отражение периодических выпадов на тему: что вы мне подсунули за такие деньжищи? А из интересных проблем большинство нерешаемы на данном этапе развития. Так что лучшее в этой работе это то, что мозги формально заняты, но реально тебе наплевать на все, что ты делаешь, вся работа остается на работе, не лезет ночью кошмарами, не вгоняет в депрессуху, и все эти проблемы не твои.