?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Гибло наше просвещенье, смерть была невдалеке

    Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком…

  • Выступал докладчик юный

    Продолжение классификации научных докладов от физика Мэтью Рейва (графики показывают зависимость уровня понимания доклада аудиторией от времени…

  • Чтоб в скучном служебном докладе

    Все, кому приходилось этим заниматься, знают, что публичные выступления – непростое искусство. Желающим усовершенствовать свои навыки на конкретных…

Comments

evgenevg1
Aug. 3rd, 2017 04:34 pm (UTC)
Общеевропейски образование началось с обучения праву,и во вторую очередь,"медицине","естественники" подтянулись уже позже.Если предположить что британский парламентаризм наиболее развит и "стар",то очевидно,что такова и роль британского образования.
egovoru
Aug. 3rd, 2017 11:03 pm (UTC)
"Общеевропейски образование началось с обучения праву,и во вторую очередь,"медицине"

Вы забываете, что главным, самым престижным факультетом первых средневековых университетов был теологический :) Оксфорд, действительно - один из самых древних, но еще до него были основаны университеты в Болонье (1088) и Париже (1150). Я не очень отчетливо представляю себе механизм их появления: пишут, что, с одной стороны, они возникли спонтанно, примерно как цеховые объединения ремесленников и купцов, но, с другой стороны, их автономия была гарантирована специальными указами папы или императора.
evgenevg1
Aug. 4th, 2017 04:49 am (UTC)
В любом случае "образование" и "собственность" ассоциированны именно "правом",кстати,и теология являлась значимым инструментом "сакрализации" собственности.Спрос."Неразвитиые",или "упрощенные" системы "собственности"-соответствующие системы "образования".
Все таки,первичен спрос.Вот "постсоветское"-мифологическое сознание и соответствующие ему формы образования.Наиболее любопытно не шарлатанство и "темнота",а избыточная роль реального "математического моделирования",пытающегося присвоить себе роль теологии,чуть не самодостаточной роли в прогнозировании и целепологании.
egovoru
Aug. 4th, 2017 12:23 pm (UTC)
"избыточная роль реального "математического моделирования",пытающегося присвоить себе роль теологии"

Надо сказать, что я вовсе не уверена в своем центральном тезисе, а именно, что "предложение" в области преподавания надо как-то сознательно регулировать, чтобы избежать перепроизводства специалистов - возможно, надо просто предоставить его "невидимой руке" Адама Смита? Но, с другой стороны, какой эффективности можно ожидать от "руки", когда абитуриенты не имеют конкретной информации о судьбе выпускников, а ориентируются исключительно на слухи и мифы?
evgenevg1
Aug. 4th, 2017 04:17 pm (UTC)
"когда абитуриенты не имеют конкретной информации о судьбе выпускников, а ориентируются исключительно на слухи и мифы? "-разве только абитурьенты...Миф это и есть модель.