?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

egovoru
Aug. 3rd, 2017 10:51 pm (UTC)
"этот объем для большинства профессий стремительно уменьшается. Тем более, профессии сами меняются"

Более того, настоящее обучение профессии в общем-то происходит уже по ходу дела, так что вообще неизвестно, насколько обучение в вузе может подготовить собственно к профессии :(

"там выбор профессии сдвинут к концу колледжа, если не позже"

Не совсем так: в американских университетах тоже надо выбрать некий профильный предмет, major, к концу второго года обучения, что приблизительно соответствует нашему распределению по кафедрам (у нас, во всяком случае, оно было именно в конце второго курса).
moscow_i_ya
Aug. 4th, 2017 08:36 pm (UTC)
Я не знаток, но мне кажется, что аналогия с распределением по кафедрам не вполне работает. Сколько знаю, при поступлении в колледж или университет вообще не нужно выбирать специальность, для вас открыта возможность стать и биологом, и филологом. А у нас уже в 8-9 классе желательно поступить в специализированный класс, чтобы проще было в хороший вуз поступить.
egovoru
Aug. 4th, 2017 10:45 pm (UTC)
"Сколько знаю, при поступлении в колледж или университет вообще не нужно выбирать специальность, для вас открыта возможность стать и биологом, и филологом"

Так и у нас открыта, просто надо поступать на соответствующий факультет. То же самое и в американских университетах, только называются эти профили по-другому. Вот, например, Гарвард предоставляет свою статистику зачисления. Обратите внимание, там сразу идет разбивка по "Intended field of concentration", то есть, в какой области зачисленный предполагает специализироваться: Humanities (гуманитарные дисциплины), Social Sciences (обществоведение), Biological Sciences (биология) и т.д.

"А у нас уже в 8-9 классе желательно поступить в специализированный класс, чтобы проще было в хороший вуз поступить"

В США дифференциация еще более выраженная, чем у нас. Те, кто задумали поступать в приличное место, тоже должны учиться по профильным спецпрограммам, и не только в старших классах, а сразу по завершении начальной школы. Плюс к тому они должны, например, поработать летом в лаборатории и т.д.
Stan Podolski
Aug. 4th, 2017 11:41 pm (UTC)
--- Те, кто задумали поступать в приличное место, тоже должны учиться по профильным спецпрограммам, и не только в старших классах, а сразу по завершении начальной школы.

глупости. Нет никаких профильных спецпрограмм, есть AP курсы. Если есть AP, их могут засчитать (а могут и нет). Это в общем все.
egovoru
Aug. 5th, 2017 12:25 am (UTC)
Помимо Advanced Placement and Honors courses, есть еще, например, Academically Independent Classes, Enrichment Classes, etc. Если ничего этого не брать, на колледж вряд ли можно надеяться. Впрочем, я не знаю: возможно, в разных школах по-разному.
Stan Podolski
Aug. 5th, 2017 12:37 am (UTC)
вы не будете мне рассказывать про штатовские школьные программы, и что нужно для колледжа, а я не буду вас обижать

Deal?
egovoru
Aug. 5th, 2017 12:45 am (UTC)
Раз уж Вы знаток темы, то, пожалуйста, сами расскажите, что нужно в США для поступления в колледж, и действительно ли там в унивеситетах нет специализации по предметам, о чем спрашивает наша собеседница. Я ориентируюсь на опыт своих знакомых, у кого дети поступали, но глубоко в эту проблему я не вникала.
Stan Podolski
Aug. 5th, 2017 01:01 am (UTC)
Harvard: Average SAT: 2250 (New: 1540) - и попробуйте сдать на этот балл. Я так не смогу.
Northwestern - 2014
Сornell - 2016
После этого начинает играть средний балл в школе.

AP просто повышает средний балл школы на 1, что тоже важно. Но попробуйте в американской школе сдать на А курс на АП программе, когда рассчитывается по максимальному среднему у всего класса.

Никаких специальных енричмент программ нет (есть школы, но они сдают все тот же сат).

Я не в курсе, что спрашивала собеседница о специализации - у меня она не спрашивала

Ну это все плющевые колледжи, так что там, понятно, задрано. У них на одно место примерно 1000 желающих. А Гарвард так еще и не выбирает по платежесособности - если у вас есть знакомые умные дети, советуйте им Гарвард. Северозападный, например, сначала выясняет, может ли студент платить, а потом зачисляет, а Гарвард сначада зачисляет, а потом выясняет кто кому платит. Гарвард - студенту, или студент - Гарварду.

Но это ладно, потом вступает в игру стоимость обучения, потому что недостаточно попасть в Северозападный, нужно ж еще и заплатить. А это, извините, будет примерно так 60к в год. А вот бентли в бостоне может, например, предложить обучение забесплатно, а платить только за комнату и книги (что тоже до фига), но все же, все же

Жизнь такая нечестная, все время приходится искать чтобы тебе платили, а не ты им

И, кстати, где получать бэчелор в штатах знаааачительно менее важно, чем где получать мастера

Edited at 2017-08-05 01:03 am (UTC)
egovoru
Aug. 5th, 2017 12:19 pm (UTC)
"попробуйте сдать на этот балл. Я так не смогу"

Так ведь honors classes как раз и нужны для того, чтобы набрать такой балл. Сидя в обычном, это сделать нереально - слишком низкий уровень требований. Впрочем, как я уже сказала, я знаю обо всем этом только понаслышке.
Stan Podolski
Aug. 5th, 2017 06:46 pm (UTC)
wrong! SAT не проверяет ничего, что выходит за пределы обычных классов

AP классы - это 1-2 курс колледжа обычно.
Stan Podolski
Aug. 4th, 2017 11:39 pm (UTC)
major можно
1. поменять
2. поменять потом, когда делаешь мастера
3. поменять еще раз, когда делаешь phd
4. поменять еще много раз, когда чувствуешь, что хочешь поменять

Edited at 2017-08-04 11:41 pm (UTC)