?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

egovoru
Aug. 3rd, 2017 11:25 pm (UTC)
"профориентация, производственная практика, экскурсии на предприятия"

Да, все это конечно очень желательно, но мне кажется, что делать это в старших классах школы уже поздновато - сама я определилась с будущей профессией еще до первого класса. Но, конечно, не у всех детей обнаруживается мономания :)

"Кто должен этим заниматься - да те же центры занятости хотя бы"

А Вы сами когда-нибудь обращались в подобный центр в поисках работы? Мне кажется, они все же в основном занимаются неквалифицированной рабочей силой, а для специалистов справедлив принцип "дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих" ;)

"советская практика направлять молодых специалистов на трехлетнюю отработку таки имела свои преимущества"

Это была расплата за "бесплатное" образование, но целесообразность такой системы мне трудно оценить.

deadmadcat
Aug. 4th, 2017 05:51 am (UTC)
> А Вы сами когда-нибудь обращались в подобный центр в поисках работы? Мне кажется, они все же в основном занимаются неквалифицированной рабочей силой

Да. Ну не только, но есть такая тенденция. Так я ж и говорю, что далеко не все вакансии проходят через центр занятости. Но это же не их вина, по сути. Что работодатели подали - то и есть. А следовало бы, возможно...

Да, советская система тоже не идеальна. Преимущество хотя бы в том, что каждый по крайней мере мог приобрести опыт работы.
z_kir
Aug. 4th, 2017 01:02 pm (UTC)
<<А Вы сами когда-нибудь обращались в подобный центр в поисках работы?>>
Это смотря считать "центром-занятости". Теперь есть сайты: headhunter, superjob, еще какие-то.
Я в свое время очень быстро нашел работу через него.