?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

  • Гибло наше просвещенье, смерть была невдалеке

    Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком…

  • Выступал докладчик юный

    Продолжение классификации научных докладов от физика Мэтью Рейва (графики показывают зависимость уровня понимания доклада аудиторией от времени…

  • Чтоб в скучном служебном докладе

    Все, кому приходилось этим заниматься, знают, что публичные выступления – непростое искусство. Желающим усовершенствовать свои навыки на конкретных…

Comments

Stan Podolski
Aug. 4th, 2017 12:54 am (UTC)
- Колебались ли вы в своих убеждениях?
- Только с линией партии!

Нельзя ли как то определиться с линией? Я запутался - то ли людей с образованием слишком много, а работ для них слишком мало. То ли на любую работу, включая клининг-менеджера, требуется высшее образование, и тогда наоборот - людей с образованием не хватает.

--- нашу способность создавать массу новых тупых работ взамен перешедших к роботам.
и тем не менее, таких работ становится меньше

требование же образования на работу уборщицы - чисто российское (ну или постсоветское) изобретение.


Edited at 2017-08-04 01:01 am (UTC)
egovoru
Aug. 4th, 2017 12:38 pm (UTC)
"Я запутался"

Оба эти явления - и безработные выпускники вузов, и дипломированные уборщицы - следствия одного и того же порока: несоответствия системы образования ("предложения") рынку рабочей силы ("спросу"). А Вам кажется, что такого несоответствия нет?

Существует также мнение, что такого соответствия и не должно быть, что в задачу вузов вообще не должна входить подготовка к профессии, а оной следует учиться, уже приступив к профессиональной деятельности - как, собственно это и было в прежние времена, когда существовала система цехового "ученичества". Университетам же в таком случае отводится роль повышения общего культурного уровня. Как Вам такая идея?
Stan Podolski
Aug. 4th, 2017 07:13 pm (UTC)
несоответствие есть. Но перекос в этих двух случаях с разных сторон - и типа не может быть одновременно

Ну может, конечно, если существует одновременно переизбыток специалистов по ранней поэзии миннезингеров и недостаток уборщиц

И тогда вы правы - есть несоответствие спроса и предложения.

бакалавр и мастер - это как раз прикладное образование, эти самые студенты еще и работают летом интернами. А кто не работает - ну... будет клининг менеджером. Или бургер флиппером. Все это в итоге зависит от самого студента, какую профессию он хочет иметь. Если кто хочет быть специалистом по миннезингерам, то стоит понимать, что их нужно не так уж много. И платят им в общем тоже не ахти.
Колледж, конечно, тоже должен помогать, но нельзя заставить быть счастливым насильно

это если отвечать с высоты птичьего полета. Если же ответить на конкретный вопрос - надо ли университетам то или это. Я бы предложил вернуться к марксистской практике диалектики и борьбы и проверить диалектически - сделать университет, который не будет давать реальных рабочих знаний и помогать находить работу. И потом посмотреть, кто выиграет из этих двоих в борьбе за деньги студента
egovoru
Aug. 4th, 2017 10:53 pm (UTC)
"посмотреть, кто выиграет из этих двоих в борьбе за деньги студента"

Но мы же не пытаемся выяснить, как привлечь побольше студентов в университет? (Насколько я знаю, для достижения этой цели лучше всего работает наличие бесплатных бассейнов и теннисных кортов :) Мы пытаемся понять, как привести образование в соответствие с рынком труда.
Stan Podolski
Aug. 4th, 2017 11:15 pm (UTC)
среди изучателей меннезингеров лучше всего работают теннисные корты, среди получателей мба лучше что-то еще.

сдается мне, ни один из моих сокурсников так и не выяснил, где у нас теннисные корты (но в местный паб мы ходили почти каждую неделю)

а никак не приведете. Рынок очень неэффективная система. Неэффективней рынка только прямое управление

* The average salary for a data scientist is $113,436 and data science skills are in ever increasing demand.
https://www.odsc.com/california/data-science-kickstarter

** U.S. hiring was strong in July, with 209,000 jobs created. The unemployment edged down to 4.3%, tying a 16-year low.


Edited at 2017-08-05 12:29 am (UTC)