?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

noname_rambler
Aug. 4th, 2017 01:36 am (UTC)
Re: тупой и рутинной работы становится все меньше
Нам то может.
Вы сами всё сказали, добавить тут нечего.
Точка
Stan Podolski
Aug. 4th, 2017 02:14 am (UTC)
Re: тупой и рутинной работы становится все меньше
О! первый раз вижу человека любящего махать киркой. Сколько ж нам открытий чудных
noname_rambler
Aug. 4th, 2017 02:56 am (UTC)
Re: тупой и рутинной работы становится все меньше
да, мне нравится физическая работа, на мой вкус она лучше отупляющего офисного сидения
здоровее во всяком случае
Stan Podolski
Aug. 4th, 2017 11:34 pm (UTC)
Re: тупой и рутинной работы становится все меньше
Надеюсь, что вы подтверждаете свои слова делом. Я то да
noname_rambler
Aug. 5th, 2017 04:24 am (UTC)
Я то да
кто бы сомневался...
Stan Podolski
Aug. 5th, 2017 04:35 am (UTC)
Re: Я то да
понятно, что вы нет

Edited at 2017-08-05 04:35 am (UTC)
noname_rambler
Aug. 5th, 2017 04:44 am (UTC)
Re: Я то да
Вы потроллить меня хотите?
не советую...
Stan Podolski
Aug. 5th, 2017 07:12 am (UTC)
Re: Я то да
да в общем нет
egovoru
Aug. 4th, 2017 12:30 pm (UTC)
Re: тупой и рутинной работы становится все меньше
Заметьте, что, искоренив физический труд (вернее, переложив его на машины), мы, тем не менее, устремились в тренажерные залы, чтобы, если уж не махать киркой, так тягать железо ;)
Stan Podolski
Aug. 4th, 2017 11:33 pm (UTC)
Re: тупой и рутинной работы становится все меньше
I can watch tv or read a book while I am pedaling, for me it is a big one