?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда заходит речь об образовании, то, как правило, молчаливо подразумевается, что, чем выше его уровень в обществе, тем лучше. Но, сказавши «А», ведь следует задуматься и о «Б»?


Какую цель преследует человек, стремясь к образованию? В первую очередь – получить более привлекательную работу (оставим за кадром меньшинство с наследственным капиталом). Эта привлекательность не обязательно выражается в денежном исчислении: это может быть и свобода, и возможность творчества, и ощущение приносимой пользы, и чувство принадлежности к чему-то сверхличному – да много еще чего.

Но общество, увы, может предоставить только ограниченное число подобных рабочих мест. Зато у него всегда есть потребность в выполнении тупой, рутинной, малопривлекательной работы, не требующей никакого или почти никакого образования. Некоторый избыток образованных обеспечивает здоровую конкуренцию за имеющиеся места, но человек с образованием, вынужденный заниматься тупой работой – это трагедия. Да, технический прогресс постепенно освобождает нас от иных неприятных работ, но на смену им неизбежно приходят другие, ненамного более привлекательные: слыхали об «офисном планктоне»?

Позвольте, скажут мне, но ведь образованный человек скорее сумеет создать для себя новую «экологическую нишу», отвечающую его потребностям, чем необразованный? Верно, и именно такие, получившие образование, но не нашедшие себе достойного применения на текущем рынке труда, и служат основным «локомотивом прогресса». Вопрос, однако, в соотношении: когда их оказывается слишком много, общественная система «перегревается». Именно это происходило в последние советские годы: вузы исправно штамповали специалистов, но работать по специальности им было негде.

Мне кажется, хорошим предохранительным клапаном мог бы послужить механизм отслеживания трудоустройства выпускников – тогда абитуриенты могли бы делать более осознанный выбор при поступлении. Правда, непонятно, кто должен оплачивать работу этого механизма?


Знаменитая часовня Королевского колледжа в Кембридже (1446-1515), поразившая меня своей элегантностью. Но фото, увы, не мое, а отсюда

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

z_kir
Aug. 4th, 2017 12:41 pm (UTC)
<<как ее можно было бы организовать на практике>>
В эпоху бигдаты это-то вообще не проблема.

Можно обязать работодателей подавать сведения об образовании работников.

Можно фейсбук\линкед-ин просканировать -- там всё давно есть :)
egovoru
Aug. 4th, 2017 12:54 pm (UTC)
"Можно обязать работодателей подавать сведения об образовании работников"

Обязать-то можно, но будут ли они это добросовестно исполнять? Ведь работодатели, как и университеты, в этом совершенно не заинтересованы. Заинтересован тот, кто платит - сами абитуриенты, потому что даже в случае "бесплатного" образования они вкладывают в него свои усилия и не хотят, чтобы эти усилия были напрасными. А драть деньги с абитуриентов еще и за это - довольно проблематично.

"фейсбук\линкед-ин просканировать -- там всё давно есть"

Да, это неплохая идея, но я не уверена, что это под силу конкретному заинтересованному абитуриенту. Я имею в виду полную неприспособленность подобных ресурсов для выполнения элементарного поиска. Скажем, я так и не нашла способа, как можно найти конкретное слово в собственном ЖЖ: поиски гугла и яндекса - совершенное барахло. В ljarchive есть более приличный поиск, но он хорошо работает только для слов в тексте поста, потому что, если слово было употреблено в комментарии, он выдает только название поста, где оно было, со свернутыми комментариями, где это слово нужно искать вручную - а это, согласитесь, смехотворно. Может, Вы знаете какой-то лучший метод?

Искать же что-то в фейсбуке я даже и не пыталась - мое краткое знакомство с этим ресурсом (с недавнего времени я решила ретранслировать туда свои ЖЖ-посты) привело меня в ужас, который подтверждается и впечатлениями более опытных пользователей :(